Об авторах:
- Наталья Медведева, руководитель группы развития направления «Высшее образование» образовательной платформы «Нетология»;
- Ольга Захарова, кандидат технических наук, методолог направления «Высшее образование» образовательной платформы «Нетология».
В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу. С того времени в стране сосуществуют три степени высшего образования: бакалавриат и магистратура (в рамках Болонской системы), а также специалитет. Последний предлагает глубокую теоретическую и практическую подготовку в течение 5–6 лет, позволяющую решать сложные профессиональные задачи. В 2022 году министр науки и высшего образования России Валерий Фальков высказал мнение о необходимости создать уникальную образовательную модель, которая будет учитывать интересы экономики и предоставит студентам больше возможностей. 14 мая 2024 года он объявил о планах упразднить с 2025 года степени «бакалавр». Бакалавриат и магистратуру планируют заменить на две ступени обучения: профессиональную и специализированную.
Чем обусловлены изменения в российской системе высшего образования
В российском экспертном сообществе неоднократно поднимался вопрос об эффективности Болонской системы. Ее критикуют за то, что она унифицирует образование, не учитывая особенности российской системы и усложняя процесс обучения. Основной недостаток Болонской системы — снижение уровня фундаментальности образования. Противники системы считают, что четырех лет бакалавриата недостаточно для полноценного обучения — после получения степени не все студенты идут в магистратуру. Критике подвергается и возможность поменять специализацию в магистратуре.
Технологические изменения требуют новых профессиональных компетенций от преподавателей. В образовательной сфере уже активно используется искусственный интеллект: сегодня студенты используют и создают чат-боты для написания курсовых и дипломных работ. Университеты работают над автоматизацией процессов и тестируют системы с использованием ИИ для отслеживания успеваемости студентов, качества программ и принятия решений о необходимых изменениях.
Активно обсуждается вопрос разрыва между образованием и рынком: существующая система не всегда способна полностью подготовить российских выпускников к современным реалиям. В офлайн-обучении встречаются рабочие программы, которые не менялись много лет, например, студентов некоторых финансово-экономических факультетов и факультетов бухгалтерского учета учат работать с перфокартами, хотя такой метод устарел много лет назад. Поэтому новая модель должна учитывать актуальные требования рынка труда и национальной экономики.
Куда движется российская система высшего образования и кто задает тренд
Над обновлением образовательных стандартов работают несколько государственных органов. Министерство труда анализирует рынок и определяет необходимые навыки, передавая данные Министерству науки и высшего образования, которое включает их в программы. Отраслевые комитеты актуализируют профессиональные стандарты.
Государственная образовательная политика ориентирована на практический аспект. Однако высшее образование — прежде всего про мышление, и уже потом — про навыки. Поэтому для успешного обновления системы необходимо привлечение индустриальных партнеров и поддержка преподавателей. Важно учитывать и современные требования рынка к соискателям.
По данным опроса сервисов «Работа.ру» и «СберПодбор», наиболее ценными навыками для карьерного развития российские работодатели считают:
- умение планировать и управлять проектами;
- креативность;
- умение решать проблемы;
- аналитическое мышление;
- умение работать с большими объемами данных;
- многозадачность;
- гибкость и адаптивность;
- владение современными технологиями и программами.
Сегодня на федеральном уровне реализуется пилотный проект, который позволяет вузам проводить самообследование и сравнивать программы с профессиональными стандартами для того, чтобы студенты получали актуальные знания и навыки.
Государству и образовательным организациям активно помогает бизнес, который включается в образовательные программы, чтобы определить, какие навыки необходимы студентам. Вузы и бизнес сотрудничают различными способами: от участия в ярмарках вакансий и проведения мастер-классов, хакатонов и встреч до разработки образовательных проектов и совместных программ профессиональной переподготовки. В результате вузы готовят специалистов узкого профиля, которые помогут компаниям решить проблему кадрового голода.
В сфере онлайн-образования уже несколько лет активно используются матрицы компетенций. На их основе проектируются онлайн-программы высшего и дополнительного профессионального образования. Это позволяет адаптировать программу в момент обучения и для будущих курсов заблаговременно.
Все эти изменения ведут к тому, что абитуриенты будут ответственнее подходить к выбору вуза, понимая, что идут за реальной профессией, а не «для галочки».
Высшее образование в России: основные тренды
Система оценивания компетенций в контексте рынка труда
Ее развитие поможет выявить потребности рынка труда, чтобы подготовить студентов к эффективной работе по профессии. Национальная система квалификаций сегодня находится на стадии разработки, в которой совместно с Минтруда участвуют такие вузы, как ВШЭ и ТГУ. Внедрение микростепеней и микроквалификаций позволит студентам осваивать нужные навыки и начинать трудовую деятельность уже на втором курсе. Однако запуск системы требует создания соответствующей нормативно-правовой базы и внесения изменений в Закон об образовании.
Усиление фундаментальности программ
Университеты стараются развивать профессиональные навыки студентов не в ущерб базовым. Например, раньше для программирования было достаточно владеть языком программирования и уметь писать код, а сегодня необходимо развивать инженерное мышление, способность анализировать и рассуждать на уровне проблемы, а не кода.
Совместные программы вузов и платформ онлайн-образования
Тенденция позволяет получать качественное образование, в котором совмещаются преимущества обоих форматов обучения. Студентам доступен широкий спектр курсов от ведущих экспертов в своих областях, а также возможность учиться у преподавателей с большим опытом работы. При практико-ориентированные программы сохраняют гибкость и удобство онлайн-обучения. Помочь в создании программ могут педагогические дизайнеры, которые владеют навыками проектирования учебных программ и контента для EdTech-индустрии. Они объединяют все дисциплины в единую систему и формируют целостную картину, улучшая подготовку выпускников.
Модернизация приемной кампании
Сегодня студенты могут подать заявления через «Госуслуги» в пять вузов, выбрав до пяти направлений подготовки в каждом университете. Для поступающих на физико-математические специальности и информационные технологии введены профильные экзамены вместо ЕГЭ. Упрощено трудоустройство студентов-целевиков: теперь предприятия должны обеспечить их жильем и практикой после окончания обучения.
Интеграция современных технологий
В рамках цифровизации высшего образования в стране реализуется государственная программа «Приоритет-2030», которая предусматривает модернизацию технологий в вузах. Трансформация университетов проходит с учетом перспективных технологий.
Среди них:
- адаптивное обучение;
- искусственный интеллект;
- Big Data;
- блокчейн;
- облачные платформы;
- UX-дизайн;
- расширенная реальность.
Университеты применяют аналитические данные и продуктовый подход, чтобы формулировать гипотезы и обосновывать решения метриками и цифрами. Нпримеру, МГПУ использует систему на основе ИИ, чтобы отслеживать успеваемость студентов и принимать решения о необходимых изменениях. Однако пока такой подход еще недоступен для большинства вузов.
Современная система высшего образования в России активно переходит к новым технологиям и методам обучения, учитывающим потребности студентов и работодателей, а также мировые тенденции. Пока официальных регламентов на ближайшие годы нет, — важно следить за развитием событий и оценивать результаты изменений, чтобы понять, какая эффективность будет продемонстрирована новой образовательной моделью.