Раздельное обучение: зачем мальчиков и девочек учат отдельно

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Раздельное обучение по-прежнему модно среди элит, а тем временем число гендерных классов растет по всему миру. Разбираемся, как так получилось и что об этом думают нейробиологи и социологи

Как раньше обучали мальчиков и девочек

От раздельного образования к смешанному

Еще в XIX веке в Европе раздельное образование было стандартом. Предполагалось, что мальчики и девочки будут вести разный образ жизни, следовательно, им нужны различные знания и навыки. Девочек учили быть достойными хозяйками, а мальчиков — истории, философии, физике, математике. Учителя у детей тоже были разные: у мальчиков — мужчины, а у девочек, соответственно, женщины.

В действительности все было не настолько строго. Например, в сельских учебных заведениях мальчики и девочки часто перемешивались: школ и преподавателей было мало, они располагались далеко друг от друга, поэтому детей обоих полов обучали совместно. Практически однополыми были в основном школы для людей среднего класса.

В конце XIX века европейские педагоги стали настаивать на введении совместного обучения: они хотели расширить образовательные возможности девочек. Тогда смешанные школы уже существовали в США — перед глазами был пример, что такое возможно. Да и гораздо дешевле было содержать один класс, в котором учились мальчики с девочками, чем иметь два отдельных.

Скандинавия оказалась первым регионом, который ввел совместное образование: в 1876 году в Стокгольме была основана средняя школа, где мальчиков обучали с девочками. Самый длинный путь к введению смешанных школ прошли католические страны Европы: в 1929 году папа Пий XI все еще осуждал совместное обучение мальчиков и девочек.

После Второй мировой войны количество смешанных школ начало расти. Мальчики и девочки в европейских странах привыкали учиться вместе, это стало нормой. Тем не менее раздельное образование все еще продолжало существовать, и особенно популярным оставалось у элит, которые отдавали своих детей в частные школы и колледжи.

Фото:Pexels
Экономика образования Уроки в лодках, сон на партах: подходы стран к школьному образованию

Образование в России

Россия вместе с остальной Европой прошла похожий путь от раздельного обучения к смешанному. До революции мальчики и девочки учились в разных гимназиях и институтах, а в 1918 году Советский Союз уравнял права мужчин и женщин и в том числе отказался от раздельного обучения. Тем не менее в СССР пытались вернуться к дореволюционной системе: в 1943 году в некоторых школах ввели раздельное обучение, чтобы улучшить успеваемость. Мальчики и девочки стали учиться в отдельных школах, хотя программы и учебники остались общими. Эксперимент проводился только в больших городах, в сельских школах обучение было по-прежнему совместным. Постановление отменили в 1954 году, и дети вновь начали ходить в совместные классы.

Фото:Freepik
Экономика образования Как изменится российское образование в 2024 году

Возвращение к раздельному образованию

Сегодня однополые школы больше всего распространены в странах исламского мира — там это единственный способ дать девочкам образование. В США, Европе и России дети в основном учатся в смешанных школах, но в мире популярность раздельного образования растет. Например, количество американских государственных школ с гендерным обучением увеличилось с трех в 1995 году до более 500 в 2012 году.

Тренд на раздельное обучение существует и в России: появляются отдельные классы и даже школы для мальчиков и девочек, где внедряются учебные программы, специально адаптированные для каждого пола.

Тренд на раздельное обучение

Кто и почему поддерживает гендерное образование

Сегодня популярна теория, что мужчины и женщины учатся по-разному. Один из современных идеологов этой концепции — семейный доктор и психолог Леонард Сакс, основатель Национальной ассоциации за раздельное обучение в США. Сакс утверждает, что мальчики и девочки по-разному реагируют на стресс, что эмоции и речь у них обрабатываются разными областями мозга, что у девочек более чувствительный слух, чем у мальчиков, и т.д. По мнению Сакса, раз девочки и мальчики настолько непохожи, значит, и школьную программу им надо преподавать неодинаково.

Также существует мнение, что гендерное образование положительно влияет на оценки учеников. Например, в 2004 году было проведено исследование в Австралии, во время которого девятиклассникам предложили выбрать программу учебы: посещать раздельные или смешанные классы по математике и английскому языку. Через полгода ученые замерили баллы, и оказалось, что разницы в оценках по математике не было, зато в раздельных классах улучшились результаты по английскому. Причем у девочек успеваемость выросла больше, чем у мальчиков.

Еще ученые предполагают, что в гендерных школах мальчики и девочки более мотивированы учиться, потому что они не отвлекаются на флирт с противоположным полом, меньше соперничают друг с другом и учатся работать вместе.

К тому же девочки, которые ходят в раздельные классы, чувствуют себя спокойнее — к такому выводу пришли исследователи из Сан-Диего. Социологи Леа Хаббард и Аманда Датноу в течение двух лет брали интервью у мальчиков и девочек в гендерных школах Калифорнии. Они общались с детьми из числа меньшинств и из семей с низкими доходами. Всего за время работы над исследованием они взяли около 300 интервью. Девочки отмечали, что при раздельном обучении меньше беспокоятся о своем внешнем виде и чувствуют себя более безопасно, а это дает возможность сосредоточиться на академической работе.

Фото:Freepik
Социальная экономика Единый стиль: зачем вводят школьную форму и как она влияет на детей

Противники раздельного обучения

Что говорят нейробиологи

Сегодня не все исследователи разделяют точку зрения, что мальчикам и девочкам надо учиться раздельно. Например, нейробиолог Лиз Элиот в книге «Розовый мозг, синий мозг» пишет, что мозг младенцев мальчиков и девочек практически не отличается. Конечно, нельзя отрицать, что мозг мальчиков обычно на 10% тяжелее и заканчивает развиваться на год или два позже, чем у девочек. Но эти характеристики влияют скорее на физическое, а не на умственное развитие. Элиот уверена, что различия между мальчиками и девочками невелики, поэтому нет смысла создавать однополые школы и классы, которые только будут усиливать гендерные стереотипы.

К тому же, рассуждает Элиот, представление о превосходстве гендерного образования возникло из-за исторической случайности. Лучшие и самые дорогие частные школы в США, Великобритании и других странах традиционно были однополыми. Но это совсем не означает, что раздельное обучение чем-то лучше смешанного.

Еще противники гендерного обучения утверждают, что мы существуем в мире, где женщинам и мужчинам приходится жить вместе. И если школа собирается подготовить учеников к нашему миру, то имеет смысл попробовать поучиться вместе. Ежедневный контакт поможет развеять стереотипы друг о друге и выстроить модели взаимодействия, которыми можно будет пользоваться в будущем.

Фото:Freepik
Экономика образования Как персонализация повышает эффективность обучения школьников

Что говорят социологи

Ученые сомневаются, что раздельное образование каким-то образом влияет на оценки. Например, исследователи из Лимерикского университета решили изучить образование в Ирландии, где заметная часть детей, примерно одна треть, ходит в раздельные школы. Это не элитные, а обычные образовательные учреждения, которые финансирует государство. Потому Ирландия — идеальная страна, чтобы разобраться, кто учится лучше: дети в смешанных или гендерных классах.

В исследовании использовалась выборка из почти 5 тыс. 15-летних детей. Ученые анализировали показатели теста PISA 2018 года (оценивает по специальной методике умение применять полученные в школе знания на практике), чтобы понять, есть ли взаимосвязь между гендерным образованием и успеваемостью по математике, чтению и естествознанию. Оказалось, что данные не взаимосвязаны, а на обучение скорее влияет участие родителей: чем выше их включенность, тем лучше результаты детей.

Исследователи также отмечают, что в Ирландии однополые школы — государственные, но дети там, как правило, из домохозяйств с более высоким социально-экономическим положением, чем в смешанных классах. И именно дети из семей с высокими доходами учатся лучше.

К этому же выводу приходит и Американский совет по образованию. Он тоже утверждает, что у детей из состоятельных семей в среднем оценки выше, а из бедных и из числа меньшинств — ниже. Все-таки на обучение больше влияет не пол ребенка, а принадлежность к расовой, этнической или социально-экономической группе.

Пока ученые продолжают спорить друг с другом и получать противоречивые данные во время исследований, ясно, что школа (не зависимо от того, является она гендерной или смешанной) — сложная структура. Здесь большое влияние оказывает не только пол ребенка, но и квалификация учителей, вовлеченность в образование родителей и атмосфера в классе.

Обновлено 22.02.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть