Зачем дошкольникам знакомиться с искусственным интеллектом

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Зумеры и более старшие поколения разбираются в технологиях ИИ в осознанном возрасте, а поколение Альфа пользуется ими с пеленок. «РБК Тренды» рассказывают, как раннее знакомство с ИИ поможет современным детям в жизни

Об эксперте: Дмитрий Томисонец, руководитель онлайн-платформы «Чевостик».

За последние пару лет ИИ пришел почти в каждый дом. Планшеты, смарт-часы, цифровые игрушки стали повседневной реальностью нынешнего поколения Альфа. У детей, родившихся после 2010 года, отлично развиты сенсорные чувства. Дети 4–6 лет уже интуитивно понимают, как разблокировать телефон по отпечатку пальца, купить игру и зайти на канал блогера.

В исследовании «Цифровая экономика 2022», проведенном НИУ ВШЭ, отмечается: каждый шестой россиянин уверен, что ИИ сильно поменяет жизнь через 15 лет, каждый седьмой — через 10 лет, каждый восьмой — уже через 5 лет. Минобрнауки готовиться выпускать из вузов 15,5 тыс. специалистов по ИИ к 2030 году.

Взаимодействие с технологиями становится ключевым навыком, способным привести ребенка к успеху в будущем. Цифровых помощников в бытовой жизни становится больше. Поэтому если знакомить ребенка с нейросетями еще до школы, у детей появляется больше шансов построить свою жизнь качественно лучше.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Как бороться с тревожностью из-за искусственного интеллекта

ИИ — «технический ребенок» инженеров

Мозг ребенка пластичен: дети могут не уметь читать, но на слух и визуально они отлично воспринимают новую информацию. В возрасте 5–7 лет детям становятся любопытны технические устройства, сервисы и приложения. В это время очень важно помочь ребенку не зарыться в море контента, а создать условия для развития аналитического мышления.

Не стоит забывать, что нейросети не идеальны. Должно пройти время и смениться поколение специалистов ИИ, чтобы выйти на более качественный этап разработки нейросетей. Об этом говорит и со-основатель Open AI, создатель Chat GPT, Илья Суцкевер.

ИИ моделирует человеческий мозг, в частности, нейроны и их взаимосвязи. В ребенка, как в ИИ, нужно заложить массив данных: научить произносить слоги, складывать их в слова, строить предложения. А потом создать условия, чтобы он мог узнавать знакомые предметы, цифры, цвета, звуки природы. На обучение, запоминание и правильное воспроизведение человеком таких знаний требуется 2–3 года.

ИИ — это «технический ребенок» созданный научными инженерами, разработчиками, дизайнерами и программистами. Он безусловно более продвинут, чем малыш-трехлетка. Но ИИ также продолжает учиться и подстраивается под запросы пользователей, как ребенок подстраивается под обстоятельства окружающей среды.

Родителям нужно избавиться от консервативного взгляда на технологии, перестать видеть потенциальное зло в нейросетях. Можно пробовать вместе с ребенком искать ответы на вопросы в GPT-модели. Вместе сесть за компьютер, задать промт-запрос с просьбой подстроить ответ на возраст дошкольника. И показать малышу результат. Таким образом, маленькие «почемучки» уже начнут воспринимать нейросеть как «помогатора» и по кнопке на планшете смогут задавать вопросы самостоятельно.

Фото:Dalle-3
Индустрия 4.0 Как изменилось творчество нейросетей с первых версий к концу 2023 года

Пять причин познакомить дошкольников с нейросетями

Прямого влияния на выбор профессии у дошкольников указанные ниже причины, скорее всего, не окажут. В этом возрасте дети только начинают формировать свои интересы, их предпочтения в большей степени зависят от игр, общения с окружающим миром и поддержки со стороны родителей и педагогов. Но нейросети отлично адаптируют ребенка к постоянным технологическим изменениям.

  1. ИИ развивает критическое мышление. Ребенок может давать команду как голосом, так и текстом, благодаря чему он учится выражать свои мысли понятно, анализировать ответы, формулировать задачу и перефразировать сказанное. В совокупности все эти навыки останутся с ребенком навсегда и будут востребованы в школе.
  2. ИИ — это часть цифровой грамотности. Чем раньше ребенок узнает о том, как правильно использовать нейросети, где они применяются и почему популярны, тем легче сможет применять эти технологии в учебе и работе.
  3. ИИ стимулирует к творческому развитию. В сферах дизайна и искусства уже применяют нейросети для создания арт-проектов. Понимание того, как создаются креативные идеи благодаря нейросетям, подталкивает ребят мыслить нестандартно.
  4. ИИ прививает интерес к математике и точным наукам. Понимание того, как работает ИИ, мотивирует детей к более глубокому погружению в технические дисциплины. Им легче оперировать терминами, понятиями, определениями, которые усложняются с каждым годом учебы. Родитель часто не знает ответов на риторические или научные темы, которые волнуют детей. Нейросеть снижает нагрузку с родителей, но в то же время позволяет дать развернутый ответ на сложный вопрос понятно и просто.
  5. ИИ формирует новые профессии. Промт-инженеры, дизайнеры виртуальных миров, нейропилоты, цифровые лингвисты и биомиметики — такие специальности станут востребованы уже на горизонте 5–10 лет. С нейросетями бытовая жизнь тоже качественно меняется. Ребенок постепенно взрослеет в среде умных устройств и начинает хотеть использовать их в своей взрослой жизни тоже.

Фото:Pexels
Экономика образования Как поддерживать ментальное здоровье школьников

Искусственный интеллект в онлайн-курсах для детей

В России благодаря сильной научной базе развитие ИИ идет быстрыми темпами. По оценкам экспертов МФТИ, в 2021 году объем рынка продуктов с ИИ-технологиями составил ₽550 млрд. В 2022 — ₽650 млрд, что на 15% больше. Над развитием искусственного интеллекта работают уже более 800 российских компаний. 52% организаций России используют нейросети в работе. В основном это IT, медицинские, промышленные компании и телеком-операторы.

Что касается детского онлайн-образования, международная онлайн-школа Khan Academy выпустила бета-версию Khanmigo — детского тьютора, который синхронизирован с ChatGPT и может проверять эссе. ИИ сигнализирует учителю, если ребенок не работал над текстом и просто его скопировал. Подобных KidTech-решений в России пока нет, но виртуальные персонажи часто используются в курсах для детей.

Мы на нашей платформе разрабатываем онлайн-курс для дошкольников, посвященный искусственному интеллекту. Курс построен в формате беседы виртуальных персонажей — маленького Чевостика и взрослого дяди Кузи: ребенок узнает, зачем нужны нейросети, кто придумал первым взять за основу модель человеческого мозга для создания ИИ и многое другое. Все персонажи курса создаются с помощью нейросетей DALLE и Midjourney. Дизайнеры вносят коррективы и проверяют персонажей на безопасность. Текстовую часть готовят методисты. Пока такую работу не готовы доверить ИИ.

Обновлено 15.02.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть