Как технологические компании помогают развитию IT-образования в стране

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Что делать с дефицитом кадров в технологической сфере и какие задачи в области IT-образования ставит перед собой крупнейшая IT-компания России, рассказывает Дарья Козлова, директор по образованию в «Яндексе»

Об эксперте: Дарья Козлова, директор по образованию в «Яндексе».

Фото: пресс-служба «Яндекса»
Фото: пресс-служба «Яндекса»

«Нам важно готовить не пользователей, а создателей»

— Про причины дефицита в IT-сфере хорошо известно. Как вы думаете, что с этим дефицитом делать?

— Преодоление дефицита кадров невозможно без участия бизнеса в IT-образовании. Свою основную задачу «Яндекс» видит в том, чтобы создавать качественное образование, отвечающее запросам рынка и в то же время ориентированное на потребности человека. Каждый человек индивидуален: кто-то интересуется наукой и исследует новое, кто-то пишет код и хочет развиваться в IT-индустрии, а кто-то занимается творчеством и учится применять в нем технологии. Если под каждый такой запрос появятся программы, которые дадут необходимые знания и прикладные IT-навыки, в плюсе будут все. У людей будет больше возможностей для развития и реализации, а индустрия получит специалистов самого разного профиля. Создавая образовательные продукты, мы в «Яндексе» как раз стремимся учесть самые разные потребности и траектории.

— Как может быть устроено образование от потребностей? Из чего оно состоит?

— Глобально можно выделить три направления: массовое образование, работа с талантами и переобучение взрослых. Причем, когда мы делимся экспертизой с широкой аудиторией и создаем образовательные продукты для миллионов школьников, студентов и всех, кто интересуется IT, мы в том числе готовим почву для остальных направлений. Поэтому важно не просто рассказать о технологиях и обучить навыкам программирования, а увлечь учащихся, помочь им увидеть все множество вариантов приложения IT в карьере и в жизни.

Если говорить о первом направлении — массовом образовании, в «Яндекс Учебнике» мы стремимся влюбить ребят в информатику, дать им понимание, в чем ее красота и как она встроена в окружающий мир. И когда они готовятся к ЕГЭ с нашим ИИ-помощником, они видят, как все это выглядит на практике.

Второе направление — развитие талантов. Вкладываясь в образовательные программы для одаренных ребят, компании готовят будущих создателей технологий. Здесь важно стать для учащегося наставником и спутником и вести его от одной ступени обучения к другой. Именно так мы сделали в проектах «Яндекса». Уже в старших классах подростки могут освоить навыки программирования в «Яндекс Лицее», после чего поступить в университет на одну из программ «Яндекса» и более глубоко погрузиться в разработку, машинное обучение и анализ данных. Что примечательно, половина самых сильных выпускников в стране, которые поступают на направления, связанные с компьютерными науками, выбирают наши программы. Это ощутимый вклад в индустрию.

Но университетами все не ограничивается. Машинное обучение — область, которая меняется очень быстро. Поэтому у нас есть «Школа анализа данных» (ШАД) — программа, где мы делимся экспертизой в ML и где происходит постоянный обмен знаниями. Выпускники ШАД работают в ведущих российских и международных компаниях и в науке, создают новые продукты и технологии.

И, наконец, третий трек направлен на то, чтобы дать возможность специалистам даже без технического образования получить необходимые для карьерного роста IT-навыки или освоить новую профессию. Эту задачу решают междисциплинарные программы и прикладные курсы с фокусом на практику. У нас это «Яндекс Практикум», где собрано более 120 курсов по разным цифровым направлениям.

— На ваш взгляд, насколько эффективно система ЕГЭ работает в качестве фильтра в IT-сфере?

— Если говорить о ЕГЭ как об инструменте, с помощью которого школьники строят свой карьерный трек, то ничего лучше пока не придумали. Из 630 тыс. детей, сдавших в 2023 году ЕГЭ, 113 тыс. выбрали информатику — почти в два раза больше, чем четыре года назад. Очевидно, что интерес к IT-направлениям растет.

Помимо ЕГЭ есть олимпиадное движение, которое стремительно развивается и является трамплином в IT для талантливых старшеклассников. Но далеко не все олимпиады учитываются при поступлении, поэтому их нельзя считать альтернативой ЕГЭ. Повторюсь, другого способа обеспечить равный доступ в университеты всем детям в России пока нет.

Впрочем, есть новый тренд. 2023 год — первый в истории России, когда менее 50% выпускников сделали выбор в пользу высшего образования. Это очень важное изменение в поведении школьников, которые все чаще видят возможности для нелинейного развития карьеры. Важно вовремя реагировать на такие процессы и давать студентам колледжей доступ к качественному IT-образованию. Так, например, с этого учебного года мы принимаем учащихся в «Яндекс Лицее» и на программы «Кода будущего».

Фото:Pexels
Социальная экономика Аналоги ЕГЭ: как сдают экзамены в разных странах

— Большую роль для привлечения качественных кадров может сыграть популяризация IT-образования. Что для этого делает «Яндекс»?

— Технологические компании, государственные институции и другие игроки на рынке образования вкладывают много ресурсов в популяризацию и развитие сферы IT. Здесь мы снова возвращаемся к массовому образованию и широким охватным историям. Помимо «Учебника», мы активно участвуем в проектах вроде «Урока цифры» (всероссийский образовательный проект, который дает возможность школьникам получить знания от ведущих технологических компаний. — «РБК Тренды») или «Кода будущего» (образовательный проект для учеников 8–11-х классов и студентов колледжей, который позволяет бесплатно изучить современные языки программирования. — «РБК Тренды»), а также проводим собственные мероприятия и открытые лекции, где рассказываем об IT-профессиях. В общей сложности на всех наших проектах более 6 млн человек ежегодно знакомятся с IT, осваивают новые навыки и получают профессии.

«Мы хотим, чтобы IT-компетенция стала сквозной»

— Вы говорили, что сфокусированы на том, чтобы выращивать «создателей» для рынка IT, что ищете именно качественные точки роста. Что компания для этого делает?

— Один из барьеров для молодых специалистов — это отсутствие подходящего опыта. Из-за этого им бывает сложно устроиться на первую работу. На мой взгляд, все должно начинаться с университетов, которые могут такую задачу решить. Здесь есть один неприятный факт: нужного количества преподавателей IT-дисциплин нет. Сильные кадры работают и будут работать в крупном бизнесе.

Университеты дают хорошую фундаментальную подготовку, но получить навыки, которые востребованы здесь и сейчас, без практиков от индустрии невозможно. Чтобы из университета вышел специалист middle-уровня, нужно его образование наполнить реальными кейсами, поэтому университеты и бизнес должны работать в связке и создавать новые форматы обучения, адаптированные к быстрым изменениям.

IT-компании должны стать участниками образовательного процесса не только на уровне преподавания, но и на уровне подготовки образовательных программ. Образовательные программы, сформированные с учетом потребностей индустрии, будут готовить тех самых создателей IT-решений. Мы уже десять лет развиваем совместные программы с ведущими российскими (и не только) университетами. Сегодня более 200 экспертов-практиков из «Яндекса» преподают на наших программах, и мы планируем привлекать еще больше сотрудников.

Более того, как я уже отмечала, мы создаем междисциплинарные программы, чтобы IT-компетенции стали сквозными. Здесь связки могут быть самыми неожиданными: IT и социология, IT и медицина, IT и маркетинг, IT и робототехника. Все зависит от того, какие сильные компетенции есть у конкретного университета. Уже сейчас у нас есть совместная с Европейским университетом магистратура по анализу данных в гуманитарных науках, а с 2024 года появятся программы для экономистов, педагогов, социологов и других специалистов.

Фото:Unsplash
Экономика образования Как построить школу будущего: удачные примеры и подходы

— Как «Яндекс» учитывает в образовательной стратегии уровень школы?

— В школьном образовании мы сфокусированы на том, чтобы давать качественную, сильную и при этом интересную информатику. С ноября в «Яндекс Учебнике» уже работает ИИ-помощник — он использует нейросеть YandexGPT, чтобы помогать школьникам готовиться к ЕГЭ. Причем сервис подстраивается под уровень подготовки конкретного ученика.

В «Яндекс Лицее» поверх базовой информатики подростки изучают веб- и бэкенд-разработку, геймдев и анализ данных — и уже к выпуску из учебного заведения имеют навыки junior-специалиста, а значит, могут не только претендовать на обучение в лучших университетах, но и начать строить карьеру. С этого года мы добавили образовательных курсов, запустили онлайн-обучение, чтобы большее количество ребят могли освоить программирование и найти близких себе по духу людей.

«У нас появился шанс привнести персонализацию в массовое образование»

— Какие технологические решения «Яндекс» хочет использовать для масштабирования своей стратегии в образовании?

— Я уверена, что технологии ИИ и машинного обучения — это то, что позволит сделать образование персонализированным. А персонализация образования — это будущее. В этом плане роль искусственного интеллекта очевидна: эти технологии позволяют в какой-то мере воспроизводить ситуацию «один учитель — один ученик/студент», что, согласитесь, в офлайн-образовании достичь невозможно. Теперь у нас появился шанс привнести персонализацию в массовое образование.

Огромный потенциал здесь у больших языковых моделей. Мы уже создали несколько продуктов на основе YandexGPT и продолжим их масштабирование. Например, в «Яндекс Учебнике» и «Практикуме» мы стали предлагать студентам генеративные подсказки.

Предположим, человек делает домашнее задание и не до конца понимает тему, а уточнить у ментора нет возможности. А ИИ-помощник может объяснить сложный материал на понятном пользователю языке здесь и сейчас, а еще наши ИИ-помощники помогают найти ошибки в коде и исправить их. Таким образом, учебный процесс становится более персонализированным и эффективным. Кроме того, генеративные подсказки — это шанс работать с информацией в своем темпе, глубже разобраться в каждом задании и получить по нему дополнительную информацию в том объеме, который необходим.

— Поддерживает ли «Яндекс» преподавателей и ученых из IT-сферы?

— Мы хотим растить студентов и аспирантов в преподавателей для IT-рынка. Их очень не хватает. Работа ассистентом — отличный способ прокачаться в преподавании под руководством ментора. И преподавателям хорошо, они могут больше сфокусироваться на работе со студентами.

Кроме того, мы поддерживаем талантливых исследователей и молодых ученых в области машинного обучения на протяжении всей карьеры. Почему это важно? ML-исследователи — это люди, без научных достижений которых невозможно представить настоящее и будущее технологий. За пять лет лауреатами премии Yandex ML Prize стали 50 исследователей и научных руководителей. С этого года мы также награждаем талантливых преподавателей за вклад в появление звезд в мире науки, поощряя преемственность в академической среде.

Фото:Freepik
Экономика образования Будущее образования: что важнее для карьеры — диплом или навыки

«Без бизнеса зазор между IT-образованием и запросами рынка будет расти»

— Какой бизнес-интерес «Яндекс» видит в развитии IT-образовании в России?

— Во-первых, мы хотим делиться со школой и университетом теми компетенциями, по которым у нас есть сильная экспертиза, чтобы показать, как развивается мир IT и какое место в нем занимают программирование и информатика.

Во-вторых, мы понимаем, что без опыта и экспертизы ведущих компаний невозможно выпускать готовых к рынку специалистов, а зазор между IT-образованием и запросами реального рынка будет только расти. Поэтому, когда «Яндекс» и другие IT-компании приносят свои компетенции и экспертизу в университеты, мы работаем на синергию между фундаментальным и прикладным образованием и вкладываемся в будущее всей российской IT-отрасли.

Конечно, это очень ресурсоемко, но такой подход — единственный шанс сделать образование не догоняющим, а опережающим. И в ближайшие три года мы планируем подготовить 350 тыс. IT-специалистов — от junior-разработчиков в «Лицее» до топовых ML-специалистов в «Школе анализа данных».

Обновлено 19.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть