Детский развивающий контент: семь главных трендов KidTech

Фото: Freepik
Фото: Freepik
О том, какие тренды определяют развивающий контент для дошкольников, рассказала Татьяна Умряева, руководитель сервисов для детей и родителей в «Яндексе»

По данным Агентства инноваций Москвы, с 2018 года выручка российских KidTech-компаний в среднем росла на 49% в год. При этом на долю онлайн-образования приходится только 1% от общего объема отечественного рынка дошкольного образования. По прогнозам экспертов, спрос на технологии для дошкольников может увеличиться вдвое.

Среди ключевых причин растущего спроса:

  • эффект низкой базы (маленький уровень цифровизации детских садов и дошкольных учреждений);
  • большой объем потенциальной аудитории (по данным Росстата, численность детей до семи лет, посещающих дополнительные образовательные программы, выросла на 18% с 2019 года и достигла 8,2 млн человек — это 62% от общей численности детей этого возраста);
  • активное использование гаджетов (согласно исследованию «Плюс Детям», у каждого второго дошкольника в России есть собственный смартфон или планшет).

Кроме того, цифровые технологии делают качественное образование доступнее — не у всех родителей есть возможность отдать ребенка в специализированные садики, кружки или школы развития.

Главные тренды развивающего контента для детей

Соответствие стандартам обучения

Команда американских психологов и педиатров всесторонне рассмотрела сто популярных детских приложений, позиционирующих себя как развивающие, и пришла к выводу, что у 58% из них нет никакой образовательной функции. Десять лет назад, когда рынок таких сервисов был довольно скромным, особых требований к ним не предъявлялось. Сегодня родители хотят для детей не только развлечения ― им важно, чтобы игры действительно чему-то обучали. В борьбе за внимание пользователей разработчики все чаще привлекают к созданию ресурсов, игр и приложений педагогов, психологов, методологов и других экспертов в сфере образования.

Один из самых известных примеров — приложение Khan Academy Kids, разработанное в сотрудничестве с экспертами Стэнфорда. Оно рассчитано на развитие общих навыков ребенка, включая чтение и счет, а также на формирование творческих способностей и социально-эмоциональных компетенций. Программа полностью соответствует стандартам образования, принятым в США (Head Start Early Learning Outcomes Framework, Common Core Standards).

В России подобных ресурсов пока немного. Например, в «Яндекс Плюсе» с опцией «Детям» есть приложение «Кубокот» для детей от трех до шести лет с развивающими играми, которые в развлекательном формате помогают дошкольникам выучить буквы и цифры, развить логику, внимательность, креативное и критическое мышление, а помогает им в этом персонаж рыжего кота. Методологию разработала Виктория Шиманская — доктор психологии и автор первой запатентованной в России методики развития эмоционального интеллекта. Приложение основано на стандарте ФГОС Начального общего образования и одобрено профессорами МПГУ, Сеченовского университета наук о жизни и Института изучения детства семьи и воспитания РАО. А над познавательными видеокурсами в нем работали авторитетные эксперты из самых разных областей — гроссмейстер Сергей Карякин, пианист-виртуоз Дмитрий Мацуев, зоолог и популяризатор науки Евгения Тимонова.

Фото:Freepik
Экономика образования Мир глазами ребенка: чем занимается специалист детского R&D

Фокус на soft skills

По результатам исследований Стэнфордского и Гарвардского университетов, успех человека в профессии на 85% определяется софт- и только на 15% хард-скиллами. Даже искусственный интеллект, несмотря на его повсеместное внедрение, в ближайшей перспективе не сможет составить конкуренцию специалисту с развитыми гибкими навыками — ни одна машина пока не способна объединять людей в команду и проявлять инициативу. Поэтому родители стремятся развивать у детей не только хард- (такие как умение считать и писать), но и софт-скиллы — креативность, коммуникабельность, гибкость мышления и другие компетенции, которые помогают ребенку стать успешнее в современном обществе.

При этом в сегменте дошкольного образования уже есть приложения, которые в игровой форме помогают сформировать у ребенка важные для учебы и повседневной жизни софт-скиллы. Например, в приложении «Анимопус» дошкольники развивают креативное мышление, создавая персонажей для мультиков и знакомясь с миром анимации. А в Sago mini учатся ответственности, пунктуальности и вниманию к деталям, решая головоломки и выполняя различные задания, — здесь дети могут ухаживать за животными и даже попробовать себя в роли повара в пиццерии.

Функциональная грамотность

Под этим понятием подразумевается способность ребенка применять полученные навыки и умения для решения жизненных задач. Ведь одно дело решить абстрактное задание по математике, и совсем другое ― рассчитать бюджет на месяц или заметить логическую ошибку в рассуждениях. При этом формировать функциональную грамотность важно еще до школы, чтобы ребенок мог активно включаться как в учебный процесс, так и в общение со сверстниками.

В воспитании функционально грамотного ребенка помогают приложения, которые погружают маленьких пользователей в условия, приближенные к реальности. Например, в приложении «Три кота. Развивающие игры» ребенок в увлекательной форме прокачивает творческие, когнитивные и метапредметные навыки, которые учится применять на практике, — вместе с любимыми мультперсонажами он рисует, готовит еду, катается на велосипеде, работает в огороде и участвует в соревнованиях.

Программирование как базовый навык

Программирование уже не первый год называют второй грамотностью. По данным Бюро статистики труда США, объем профессий, связанных с кодингом, до 2029 года вырастет на 8%, а средняя зарплата людей, которые ими владеют, будет в два раза выше, чем у специалистов, не имеющих отношения к сфере IT. Вопреки стереотипам освоить программирование может каждый, и современные родители уже с раннего возраста стремятся помочь ребенку обрести этот навык.

В последнее время появляется все больше приложений для детей, которые в игровой форме помогают развить логику, критическое и алгоритмическое мышление, понять базовые принципы программирования и даже научиться кодить. Например, для дошкольников, которые еще не умеют читать, есть приложение, ориентированное на бестекстовую работу, «Пиктомир». С его помощью дети смогут освоить визуальное кодирование — процесс, похожий на игру в кубики, где каждый кубик ― это команда для компьютера. А для детей от семи до десяти лет в «Яндекс Учебнике» есть задания, где вместе с роботом-доставщиком Ровером Робом юные пользователи делают первые шаги в программировании.

Фото:Unsplash
Экономика образования Какой язык программирования учить прямо сейчас: 9 самых востребованных

Персонализация учебного трека

Личная образовательная программа ― это не просто кастомизированный набор дисциплин. В идеале индивидуальный трек должен сочетать теорию и практику, учитывать скорость овладения материалом, а также возможность выбрать разные способы обучения. Например, одни темы ребенок может осваивать, читая комикс, другие — работая над собственным проектом, а третьи — взаимодействуя в группе.

Фильтрация заданий под возраст и потребности юных пользователей есть во многих обучающих приложениях. Например, в «Развивающих играх для детей» при регистрации родителей просят указать пол и возраст ребенка, его любимые форматы развлечений и навыки, которые нужно развить. А в приложении для дошкольников «Сказбука» план развития адаптируется под ребенка не только на основе первичного анкетирования, но и в зависимости от скорости и последовательности прохождения игр.

В ресурсах для школьников тоже используются элементы персонализации. Например, алгоритм «Яндекс Учебника» позволяет родителям и педагогам отслеживать индивидуальный прогресс ребенка. А учащимся система предлагает задания в соответствии со степенью освоения материала — от более простых, на закрепление проблемной темы, до сложных и нетривиальных, на углубление знаний.

Безопасная среда

По данным исследования психологов МГУ им. Ломоносова, каждый четвертый ребенок хотя бы раз сталкивался в интернете с чем-то, из-за чего чувствовал себя неловко, огорчался или думал, что лучше бы ему это было не видеть. Вредоносные программы, кибербуллинг, нежелательный контент, мошенничество — опасностей в цифровом пространстве сегодня много, поэтому разработчики вносят посильный вклад в создание методов защиты юных пользователей.

Например, создают экосистемные решения, такие как «Плюс Детям», — где весь контент подбирается с учетом возраста и предпочтений маленького пользователя, а в развивающих приложениях нет баннерной рекламы, которая отвлекает и не дает сфокусироваться на полезных занятиях, зато есть таймеры, чтобы контролировать время, проведенное ребенком в гаджетах.

Фото:Freepik
Социальная экономика Почему уровень кибербуллинга растет и как защитить себя от травли в Сети

AI-персонажи

Исследования показали, что, если герой обучающего детского шоу или приложения общается с ребенком при помощи искусственного интеллекта, дети узнают и запоминают больше, чем при традиционном подходе к подаче материала. Интерактивные персонажи поддерживают ребенка в процессе выполнения заданий, отмечают успехи и не дают сдаться на полпути.

Такие герои в индустрии развивающих приложений появились давно, но сейчас они становятся все «умнее». Например, многие дети любят общаться с голосовыми помощниками — для поколения альфа (рожденных в 10-е — 20-е годы XXI века) они одновременно и друзья, и искусственный интеллект, который может вовлеченно общаться на интересные темы, быстро отвечать на вопросы по школьным предметам, играть с ребенком в города и даже придумывать совместно сказки. Еще один пример — buddy.ai. В этом приложении виртуальный репетитор на голосовом управлении учит ребенка английскому языку и правильному произношению.

С точки зрения проникновения цифровых технологий дошкольное образование находится на первых этапах развития, но в ближайшие годы будет появляться больше продуктов как для самостоятельного развития детей дома, так и для применения воспитателями и преподавателями в дошкольных заведениях. Кроме того, качественный образовательный и развлекательный контент для детей станет доступнее и каждый родитель независимо от того, где он живет, сможет занять ребенка с пользой, предложив ему развивающие приложения, соответствующие всем значимым международным стандартам в обучении.

Обновлено 31.05.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть