Игромастер: что делает, где учится, сколько получает

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Игромастер знает, как с помощью игры повысить эффективность учебы, работы или бизнеса. Разбираемся, какие перспективы есть у этой профессии

Кто такой игромастер

Игромастер — это специалист, который разрабатывает образовательные игры и внедряет их в учебный или рабочий процесс. Такие сотрудники нужны школам, вузам, различным образовательным центрам, а также бизнесу. Внедрение игрового подхода в учебу, работу и прочие сферы называют геймификацией.

Геймификация помогает развивать эмпатию, навыки коммуникации и работы в команде, стратегическое и критическое мышление, креативность, технику безопасности и многие другие полезные аспекты. Ее используют, чтобы повысить лояльность клиентов, ввести новых сотрудников в поток работы, увеличить продажи. С помощью внедрения игровых форм в неигровой контекст легче запоминать сложные вещи и структурировать знания.

Игромастер — одна из профессий будущего.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования 150 профессий будущего

Вместе с термином «игромастер» используют синонимы.

  • Игропедагог — специалист, который создает образовательные программы на основе игр и сам выступает игровым персонажем. Преимущественно работает со школьниками или студентами.
  • Игротехник — человек, который разрабатывает игры, но не проводит и не применяет их.
  • Игропрактик — специалист, который применяет на практике те игры, что разрабатывает игротехник.
  • Геймификатор — наиболее точный синоним слова «игромастер».

Екатерина Котова, руководитель направления рекрутинговой компании Get experts:

«Как правило, такие сотрудники работают в крупных корпорациях с развернутой структурой отдела по обучению и развитию персонала. Они зачастую называются менеджерами по обучению, методологами по геймификации процессов обучения. Также их можно встретить в качестве фриланс-консультантов, которые создают игры и проводят их для определенных групп персонала в компаниях заказчиков.

Таких сотрудников нанимают как внешних экспертов или консультантов. Компаниям требуются такие специалисты, когда, например, нужно улучшить внутренние коммуникации между отделами, повысить проходимость тренингов по «мягким навыкам», усовершенствовать и упростить процесс адаптации новичков».

Ключевые навыки

Игромастер должен обладать аналитическими и исследовательскими навыками. Для такого специалиста важна предрасположенность к художественному творчеству и готовность работать с коллективами или отдельными людьми.

Работа игромастера включает в себя несколько этапов.

  1. Определение проблемы, которую предстоит решить с помощью геймификации.
  2. Разработка игры. На этом этапе игромастер может создать уникальную механику или адаптировать существующую игру под задачу.
  3. Проведение игры и вовлечение в нее участников.
  4. Подведение итогов. Анализ результатов игры и составление отчета по решенным задачам.

В вакансиях работодатели обычно указывают несколько вариантов названия профессии. Например, компания «Детский атлас», которая разрабатывает и проводит исторические квесты для детей, искала «Учителя-исследователя / Педагога-ведущего / Игротехника». От кандидата ждали умения общаться с детьми и профильного высшего или среднего профессионального образования (педагогика, география, история, биология, физика, химия).

Компания MOZlab, которая занимается HR-консалтингом, уточняла, что ей нужен «Игротехник / Разработчик бизнес-игр». Главные требования к игротехнику — опыт проведения бизнес-игр офлайн и творческие способности.

При почасовой оплате ставка игромастера составляет в среднем ₽2 тыс. У тех, кто работает в школах, зарплаты такие же, как и у остальных педагогов, — в регионах это ₽50 тыс. и меньше. Специалисты, которые проводят тренинги для бизнеса, могут получать от ₽200 тыс. в месяц.

Бренды, которые хотят внедрить геймификацию, могут нанять игромастеров в штат. На аутсорсе геймификацией занимаются разные компании, например Казанский игропрактический центр или образовательное бюро «Солинг». Последнее с 2003 года разрабатывает, тестирует и внедряет образовательные инновации в жизнь предприятий, государственных учреждений, школ и вузов.

Фото:Unsplash
Экономика образования Я хочу сыграть с тобой в игру: зачем нужна геймификация на собеседованиях

Тренды профессии

Один из главных трендов геймификации на ближайшие годы — персонализация. Для улучшения результатов важно подбирать индивидуальный дизайн игры для разных ситуаций и участников. Большую часть работы предстоит доверить алгоритмам искусственного интеллекта. Некоторые платформы геймификации уже имеют встроенную персонализацию.

Другой важный тренд — эмпатия. И потребители, и сотрудники устали от манипулятивной или чрезмерно конкурентной геймификации. Они хотят, чтобы игра «понимала» и отражала их чувства.

Ожидается, что в ближайшие годы спрос на игромастеров будет расти во всем мире. В 2020 году объем мирового рынка геймификации составлял $9,1 млрд, а к 2025 году, по оценкам исследовательской компании MarketsandMarkets, вырастет до $30,7 млрд. Практиками геймификации пользуются 70% из 2 тыс. крупнейших компаний мира. У бизнесов, внедривших игровой подход, прибыльность становится в семь раз выше, чем у конкурентов.

По разным подсчетам, наибольший спрос на игровой подход поступает из сектора HR и розничной торговли. Сфера образования идет на втором месте. Геймификация проникает в самые разные, порой неожиданные области — промышленность, здравоохранение, логистику.

В 2020 году в научном журнале International Journal of Human-Computer Studies вышла статья об эффективности игрового подхода, основанного на преодолении трудностей, в сфере образования. Авторы утверждают: геймификация приводит к повышению успеваемости студентов на 34,75%. Успеваемость студентов, которые проходили испытания в формате игры, выросла на 89,45% по сравнению с теми, кто слушал только лекции.

Образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» в сентябре 2023 года провела опрос среди 1,1 тыс. действующих педагогов из разных регионов России. 84,5% респондентов положительно относятся к геймификации обучения. 88,6% педагогов регулярно используют игровые обучающие сервисы, приложения и платформы для работы с учениками.

Участники опроса выделили пять главных плюсов игрового подхода:

  • повышение мотивации к учебе — 69,1%;
  • успехи в запоминании материала — 58,3%;
  • вдохновение на изучение материала — 44,7%;
  • отсутствие страха совершить ошибку — 44,7%;
  • освоение внеучебных навыков — 42,3%.

Евгений Смоленский, гейм-дизайнер образовательной платформы «Учи.ру»:

«Образовательные игры набирают все большую популярность. Мы видим повышение спроса на нашей платформе, это заметно по растущему количеству пользователей. Еще в 2020 году аудитория платформы составляла 8 млн учеников, а в 2023 году — 12 млн. Самыми популярными продуктами на «Учи.ру» являются образовательные игры. Хитами стали курсы «Шахматы», «Наука вокруг нас» и «Чудеса русского языка».

Откуда пришла профессия

Историю современной игропрактики за рубежом можно отсчитывать с 1973 года, когда вышла книга американского бизнес-коуча Чарльза Кунрадта The Game of Work. Она рассказывает о том, как развлечения и игры могут решить проблему снижения вовлеченности сотрудников.

В 1996 году британский исследователь игр Ричард Бартл выделил четыре психотипа игроков в зависимости от поведения: киллеры, карьеристы, исследователи и социальщики. Эта модель стала базовой для геймификации.

Стивен Дрейпер из Университета Глазго в 1999 году написал статью, исследующую взаимосвязь обучения и развлечения. Автор пришел к выводу, что главное требование для дизайна программного обеспечения — удовольствие пользователя.

Первую платформу для геймификации создал в 2005 году Раджат Пахария. Она называлась Bunchball и позволяла увеличить пользовательскую вовлеченность на веб-сайтах с помощью игровой механики. Проект до сих пор жив и предлагает геймификацию на уровне предприятия.

Первый саммит адептов геймификации состоялся в 2011 году в Сан-Франциско. В нем приняли участие 400 человек. С тех пор по всему миру проходят крупные конференции и мероприятия, посвященные геймификации.

Фото:Pexels
Экономика образования Г — Геймификация: как превратить рабочий и учебный процессы в игру

Как стать игромастером

В 2012 году на образовательной платформе Coursera вышел курс, посвященный геймификации. На него зарегистрировались более 45 тыс. человек. Сейчас на Coursera есть 17-часовой бесплатный курс «Геймификация» от преподавателя Университета Пенсильвании. Слушателей учат применять игровой подход внутри организации, а также в условиях социального воздействия или изменения поведения. Последний модуль посвящен рискам и законодательным ограничениям геймификации.

Курсы, посвященные игровому подходу, есть и на других образовательных платформах. Например, «Геймификация в онлайн-обучении» на LinkedIn, «Геймификация в классной комнате» на Teacher Academy, «Геймификация» на Udemy и «Во главе перемен: выходим за рамки геймификации» на EdX.

Получить диплом или сертификат игромастера в России можно в вузе или на платформе с образовательными курсами. Подход к обучению этой специальности у них разный.

На базе Псковского государственного университета работает Институт математического моделирования и игропрактики. Там можно выучиться по профилю «Игропрактика и математическое моделирование» (очно, четыре года) или по двойному профилю «Информатика и математика» (очно, пять лет). Представители вуза утверждают, что первыми в России разработали программы по подготовке специалистов-игропрактиков, которые смогут внедрять элементы геймификации и в бизнес, и в сферу образования.

В других вузах готовят в основном игропедагогов, которые работают с детьми. Например, это профиль «Игропедагогика и английский язык» в Новгородском государственном университете или «Игропедагогика и информатика» в Тульском государственном педагогическом университете. В дополнение к гуманитарным программам желательно получить техническое образование.

Skillbox предлагает курс «Профессия игропрактик». Акцент сделан на разработку игр. Также на курсе учат брифовать клиента, продумывать концепцию игры и игровое пространство, составлять документацию игр, управлять командой и получать обратную связь.

Обновлено 17.11.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть