Что происходит
- В рамках курса «Разумное финансовое поведение» эксперты научно-образовательной школы (НОШ) МГУ проанализировали, как обучение финансовой грамотности влияет на финансовое поведение студентов.
- Студентам курса выдали условную валюту — эконы — и предложили на сайте условного Эконом-банка выбрать счет. Для этого нужно было внимательно прочитать условия каждого из счетов, потому что из кратких описаний нельзя было понять, каким будет фактический доход с учетом всех комиссий.
- На последнем занятии студенты выбирали в Эконом-банке инвестиционный продукт, с помощью которого можно было удвоить или обнулить эконы, заработанные при прохождении итогового теста.
- При этом инвестиционные продукты были представлены на сайте таким образом, чтобы отвлекать внимание от содержания: с графиками и избыточной информацией. Доходность для разных продуктов была описана с помощью различающихся формулировок, а тизеры содержали обещания повышенной доходности.
- Кроме контрольной группы студентов были те, кто не изучали курс «Разумное финансовое поведение». Их организаторы мотивировали призами.
- В результате 45% студентов, которые не изучали курс, поступали неправильно — выбирали самый разрекламированный продукт, а не самый прибыльный, и не могли понять его условий. Среди тех, кто курс изучал, ошибки совершали 31% студентов.
- Авторы исследования отметили, что при дизайне следующих исследований необходимо будет учесть не только правильный выбор продукта, который может оказаться случайным, но и поведение студентов при анализе информации. «Сам факт выбора правильного продукта не означает информированности и понимания его условий: часть студентов остановилась на нем, не посмотрев все условия и неправильно ответив на вопрос о доходности. В реальной практике это может быть равносильно моделям поведения «делай наобум» или «делай как другие», — говорит инженер лаборатории информационно-аналитических ресурсов экономического факультета МГУ Ольга Лаврентьева.
Что это значит
По данным ВЦИОМ, каждому третьему россиянину иногда не хватает денег до зарплаты, а для 10% населения это постоянная проблема.
При этом, по данным НАФИ, за 10 лет с 2011 по 2021 год число россиян, которые считают себя финансово грамотными выросло — с 30% до 58%. Аналогичную тенденцию демонстрируют и результаты исследования банка «Русский стандарт». Так, в 2021 году 46,7% россиян считали себя финансово грамотными, хотя в 2020 году только 10,5% респондентов были уверены в высоком уровне финансовой грамотности.
Умение инвестировать и разбираться в инвестиционных продуктах и инструментах — один из навыков финансовой грамотности. Количество частных инвесторов за последние несколько лет также заметно увеличилось. В 2019 году на московской бирже было зарегистрировано 4 млн инвесторов, в 2020 году — 8,8 млн, в 2021-м — 17 млн, а в июне 2022-го — 20,4 млн.
В ответ на растущий интерес россиян к частным инвестициям ЦБ ввел для начинающих инвесторов обязательное тестирование, позволяющее определить уровень знаний и получить доступ к более продвинутым финансовым инструментам.