Кто такой подкастер
Подкастер — это человек, который создает подкасты за деньги или в качестве хобби. Он может придумывать проекты, темы, писать сценарии, записывать разговоры, монтировать, продюсировать и продвигать подкаст как продукт.
Подкасты — это передачи, где главную роль играет аудио, и которые можно слушать в любое время. Бизнесу они помогают собирать сообщество вокруг бренда, развивать и продвигать его. Специалисту — развить речь, навыки ведения разговора и создания аудиоконтента, расширить сеть знакомств и собрать сообщество единомышленников.
Слушатели часто воспринимают подкаст как разговор с приятелем, а значит, и рекламу считывают не как навязчивое промо, а рекомендацию друга. Алекс Блумберг, создатель одного из самых популярных подкастов This American Life и студии Gimlet, рассказывал в своем курсе по подкастам:
«Телевидение требует экшена, конфликта. Аудио требует искренних эмоций. Когда вы даете их аудитории, это оказывает на них сильный эффект».
Обычно выпуск подкаста длится от 20 до 60 минут, интервью — до 120 минут и больше. При этом подкасты бывают нескольких типов.
Типы подкастов
Разговорный
Люди обсуждают определенную тему с гостями или между собой. Это самый популярный и распространенный вид подкастов. Пример разговорного российского подкаста — первый сезон «Списать не получится». Здесь ведущий Максим Буланов вместе с экспертами разбирается, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. А один из самых популярных подкастов в мире — шоу Джо Рогана The Joe Rogan Experience — в 2020 году компания Spotify купила за $200 млн.
Нарративный
Это подкасты, в которых люди рассказывают истории. Часто такой подкаст состоит из разных форматов аудио — записи с диктофона, архивных записей, звонков, речи ведущего или гостя. Пример нарративного подкаста — True Detective podcast. Это истории о страшных преступлениях, хладнокровных маньяках и нераскрытых делах детективов. В такую историю легче погрузиться, потому что она похожа на радиопостановку.
Реалити
Это подкасты, в течение которых слушатели следят за развитием истории героев. Такие истории происходят здесь и сейчас, поэтому за ними особенно интересно наблюдать. Например, в подкасте «Заварили бизнес» можно проследить историю предпринимательницы Саши Волковой, которая не имея опыта и больших сбережений решила открыть кофейню в Москве.
Чем занимается подкастер
Производство подкаста состоит из нескольких этапов. Подкастер может отвечать за один из них, либо взять на себя всю работу.
- Придумать. Сначала подкастеру нужно поставить цель проекта, затем определить аудиторию и придумать идею, которая поможет этой цели достичь. Представьте, что вы живете в Москве и очень любите кататься на велосипеде. Иногда хочется кататься с кем-то, особенно на дальние расстояния, но друзей велолюбителей у вас нет, и где их найти — непонятно. Тогда вы решаете запустить подкаст о том, как получать кайф от поездок на велосипедах и не загубить здоровье. Ваша цель — найти единомышленников, формат — разговорный подкаст.
- Записать. Подкастеру нужно найти героев, набросать сценарий и записать разговор. Для этого нужно найти микрофоны, рекордеры и организовать саму запись.
- Смонтировать. Запись разговора — еще не подкаст. Нужно убрать неудачные и скучные моменты, добавить в подкаст музыку, звуки, обработать и смонтировать звук. Часто монтажом и обработкой занимаются отдельные люди — специалисты, а подкастер следит за процессом и редактурой выпуска. Но бывает, что все делает и один человек.
- Продвигать. Когда подкаст готов, его нужно загрузить на подкаст-площадки — чтобы слушатели могли найти выпуск в «Яндекс.Музыке», Apple Podcasts и других сервисах. Но если подкаст не продвигать, то о нем почти никто не узнает. Поэтому о подкасте нужно рассказывать в соцсетях и блогах, в рекламе и разговорах. Однако главный инструмент продвижения подкастов — фичеринг, то есть рекомендации музыкальных сервисов на главной странице или в тематической категории. Все это работа подкастера, либо продюсера, если у подкастера есть команда.
Ключевые навыки подкастера
Навыки, которые требуются подкастеру, чтобы сделать качественный проект, лежат в разных плоскостях.
- Умение четко и красиво говорить.
- Креативность при генерации идей.
- Сторителлинг — умение рассказывать истории.
- Навыки работы с контентом в разных форматах.
- Умение уверенно вести диалог, слушать собеседника, подводить темы.
- Навыки звукозаписи, сведения, обработки монтажа.
Автор подкастов и основатель студии «Подкастерская» Лев Пикалев считает, что технические навыки — это наживное, их легко прокачать при желании.
Ключевой навык подкастера — умение ритмично и постоянно делать контент. Это проявление того, интересную ли ты вещь для себя делаешь.
Одна из ошибок людей, которые делают контент — желание подстроиться под интересы аудитории и только под них. Но в этом кроется большая ловушка: заставить себя ритмично делать контент, который тебе не очень интересен, сложно, потому что он не будет тебя «зажигать». Это единственный способ создавать контент продолжительное время.
Тренды и направления профессии
Еще в 2006 году только 22% взрослого населения США знали о подкастинге. Но к 2021 году этот показатель вырос до 78%. Подкастинг становится все более популярным развлечением в США, насчитывая около 120 млн слушателей в 2021 году. Согласно прогнозам, аудитория подкастов там превысит 160 млн пользователей в 2023 году.
По данным доклада аудиторской компании PwC для Interactive Advertising Bureau, в 2017 году американские компании потратили на рекламу в подкастах почти $314 млн, а в 2018 году — $479 млн. В 2020 году показатель приблизился к отметке в $680 млн, а в 2021 — превысил $1 млрд.
Половина жителей США старше 12 лет, или 144 млн человек хотя бы раз в жизни слушали подкасты, а 90 млн американцев слушали хотя бы один подкаст за последний месяц, показало исследование компании Edison Research в начале 2019 года.
Подкасты в России — молодой и развивающийся рынок. Аудитория и количество передач увеличиваются на этом рынке каждый год. По оценке IAB Russia, в 2020 году на продвижение в этом формате бренды потратили ₽0,16 млрд, а в 2021 году уже в два раза больше — ₽0,33 млрд. В 2022 году прогнозируют дальнейшее увеличение показателей — до ₽0,59 млрд.
Тренд на подкасты набирает популярность, рынок растет, а профессия становится все более востребованной. При этом требуются не только профессионалы, которые могут полностью взять на себя производство подкаста, но и узкие специалисты — режиссеры монтажа, ведущие, редакторы, продюсеры.
«Подкасты в России просто существуют, они никуда не денутся, их будут делать и слушать, но это просто вид контента. И как любой другой вид контента постепенно туда пришли ребята, которые умеют его делать. Это главный тренд — подкаст-среда становится более профессиональной, создавая более связные, продуманные и проработанные подкасты», — говорит Пикалев. — Другой тренд — становится больше узкоспециализированных подкастов. Их сейчас не хватает, а это основной двигатель аудитории: когда таких подкастов много, каждый может найти что-то, что ему будет интересно: от выращивания кабачков до ядерной физики. Есть разделение на маленькие сообщества, малоаудиторные подкасты — рынок развивается».
Как стать подкастером
Самый быстрый способ стать подкастером — запустить собственный проект. Для этого необязательно покупать микрофоны или снимать студию, достаточно смартфона и качественной идеи. Разобраться в производстве подкастов можно, например, с помощью бесплатного гайда от Льва Пикалева или открытых лекций фестиваля о подкастах «Слыш».
Чтобы углубиться в тему, можно пройти курс Skillbox «Запуск подкаста с нуля» или курс Нетологии «Создание подкаста: от идеи до запуска». Но главное — наслушанность. Слушайте подкасты, подмечайте детали и удачные приемы, погружайтесь в темы и истории. Можно начать с подкастов РБК Трендов или проверить чарты подкастов на «Яндекс.Музыке» и в Apple Podcasts.