Профессия подкастер: голос бренда будущего

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Российский рынок подкастов вырастет в 2022 году, как ожидается, до полумиллиарда рублей. И это неспроста: подкасты помогают собирать лояльные сообщества и точно доносить до их участников свое сообщение

Кто такой подкастер

Подкастер — это человек, который создает подкасты за деньги или в качестве хобби. Он может придумывать проекты, темы, писать сценарии, записывать разговоры, монтировать, продюсировать и продвигать подкаст как продукт.

Подкасты — это передачи, где главную роль играет аудио, и которые можно слушать в любое время. Бизнесу они помогают собирать сообщество вокруг бренда, развивать и продвигать его. Специалисту — развить речь, навыки ведения разговора и создания аудиоконтента, расширить сеть знакомств и собрать сообщество единомышленников.

Слушатели часто воспринимают подкаст как разговор с приятелем, а значит, и рекламу считывают не как навязчивое промо, а рекомендацию друга. Алекс Блумберг, создатель одного из самых популярных подкастов This American Life и студии Gimlet, рассказывал в своем курсе по подкастам:

«Телевидение требует экшена, конфликта. Аудио требует искренних эмоций. Когда вы даете их аудитории, это оказывает на них сильный эффект».

Обычно выпуск подкаста длится от 20 до 60 минут, интервью — до 120 минут и больше. При этом подкасты бывают нескольких типов.

Типы подкастов

Разговорный

Люди обсуждают определенную тему с гостями или между собой. Это самый популярный и распространенный вид подкастов. Пример разговорного российского подкаста — первый сезон «Списать не получится». Здесь ведущий Максим Буланов вместе с экспертами разбирается, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. А один из самых популярных подкастов в мире — шоу Джо Рогана The Joe Rogan Experience — в 2020 году компания Spotify купила за $200 млн.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования Как не ходить в школу и добиться успеха: подкаст «Списать не получится»

Нарративный

Это подкасты, в которых люди рассказывают истории. Часто такой подкаст состоит из разных форматов аудио — записи с диктофона, архивных записей, звонков, речи ведущего или гостя. Пример нарративного подкаста — True Detective podcast. Это истории о страшных преступлениях, хладнокровных маньяках и нераскрытых делах детективов. В такую историю легче погрузиться, потому что она похожа на радиопостановку.

В таких подкастах история может заканчиваться в конце эпизода, сезона, либо по завершении самого подкаста.
В таких подкастах история может заканчиваться в конце эпизода, сезона, либо по завершении самого подкаста. (Фото: Яндекс.Музыка)

Реалити

Это подкасты, в течение которых слушатели следят за развитием истории героев. Такие истории происходят здесь и сейчас, поэтому за ними особенно интересно наблюдать. Например, в подкасте «Заварили бизнес» можно проследить историю предпринимательницы Саши Волковой, которая не имея опыта и больших сбережений решила открыть кофейню в Москве.

В течение трех сезонов Саша Волкова успела открыть и закрыть несколько точек, нанять и уволить сотрудников, запустить новый бизнес и переехать в другую страну.
В течение трех сезонов Саша Волкова успела открыть и закрыть несколько точек, нанять и уволить сотрудников, запустить новый бизнес и переехать в другую страну. (Фото: Apple Podcasts)

Чем занимается подкастер

Производство подкаста состоит из нескольких этапов. Подкастер может отвечать за один из них, либо взять на себя всю работу.

  1. Придумать. Сначала подкастеру нужно поставить цель проекта, затем определить аудиторию и придумать идею, которая поможет этой цели достичь. Представьте, что вы живете в Москве и очень любите кататься на велосипеде. Иногда хочется кататься с кем-то, особенно на дальние расстояния, но друзей велолюбителей у вас нет, и где их найти — непонятно. Тогда вы решаете запустить подкаст о том, как получать кайф от поездок на велосипедах и не загубить здоровье. Ваша цель — найти единомышленников, формат — разговорный подкаст.
  2. Записать. Подкастеру нужно найти героев, набросать сценарий и записать разговор. Для этого нужно найти микрофоны, рекордеры и организовать саму запись.
  3. Смонтировать. Запись разговора — еще не подкаст. Нужно убрать неудачные и скучные моменты, добавить в подкаст музыку, звуки, обработать и смонтировать звук. Часто монтажом и обработкой занимаются отдельные люди — специалисты, а подкастер следит за процессом и редактурой выпуска. Но бывает, что все делает и один человек.
  4. Продвигать. Когда подкаст готов, его нужно загрузить на подкаст-площадки — чтобы слушатели могли найти выпуск в «Яндекс.Музыке», Apple Podcasts и других сервисах. Но если подкаст не продвигать, то о нем почти никто не узнает. Поэтому о подкасте нужно рассказывать в соцсетях и блогах, в рекламе и разговорах. Однако главный инструмент продвижения подкастов — фичеринг, то есть рекомендации музыкальных сервисов на главной странице или в тематической категории. Все это работа подкастера, либо продюсера, если у подкастера есть команда.

А чтобы подкаст отличался, можно сделать собственную обложку и джингл — музыкальную заставку.
А чтобы подкаст отличался, можно сделать собственную обложку и джингл — музыкальную заставку. (Фото: Apple Podcasts)

Ключевые навыки подкастера

Навыки, которые требуются подкастеру, чтобы сделать качественный проект, лежат в разных плоскостях.

  1. Умение четко и красиво говорить.
  2. Креативность при генерации идей.
  3. Сторителлинг — умение рассказывать истории.
  4. Навыки работы с контентом в разных форматах.
  5. Умение уверенно вести диалог, слушать собеседника, подводить темы.
  6. Навыки звукозаписи, сведения, обработки монтажа.

Автор подкастов и основатель студии «Подкастерская» Лев Пикалев считает, что технические навыки — это наживное, их легко прокачать при желании.

Ключевой навык подкастера — умение ритмично и постоянно делать контент. Это проявление того, интересную ли ты вещь для себя делаешь.

Одна из ошибок людей, которые делают контент — желание подстроиться под интересы аудитории и только под них. Но в этом кроется большая ловушка: заставить себя ритмично делать контент, который тебе не очень интересен, сложно, потому что он не будет тебя «зажигать». Это единственный способ создавать контент продолжительное время.

Тренды и направления профессии

Еще в 2006 году только 22% взрослого населения США знали о подкастинге. Но к 2021 году этот показатель вырос до 78%. Подкастинг становится все более популярным развлечением в США, насчитывая около 120 млн слушателей в 2021 году. Согласно прогнозам, аудитория подкастов там превысит 160 млн пользователей в 2023 году.

По данным доклада аудиторской компании PwC для Interactive Advertising Bureau, в 2017 году американские компании потратили на рекламу в подкастах почти $314 млн, а в 2018 году — $479 млн. В 2020 году показатель приблизился к отметке в $680 млн, а в 2021 — превысил $1 млрд.

Половина жителей США старше 12 лет, или 144 млн человек хотя бы раз в жизни слушали подкасты, а 90 млн американцев слушали хотя бы один подкаст за последний месяц, показало исследование компании Edison Research в начале 2019 года.

Подкасты в России — молодой и развивающийся рынок. Аудитория и количество передач увеличиваются на этом рынке каждый год. По оценке IAB Russia, в 2020 году на продвижение в этом формате бренды потратили ₽0,16 млрд, а в 2021 году уже в два раза больше — ₽0,33 млрд. В 2022 году прогнозируют дальнейшее увеличение показателей — до ₽0,59 млрд.

Тренд на подкасты набирает популярность, рынок растет, а профессия становится все более востребованной. При этом требуются не только профессионалы, которые могут полностью взять на себя производство подкаста, но и узкие специалисты — режиссеры монтажа, ведущие, редакторы, продюсеры.

Популярные категории русскоязычных подкастов из исследования рынка подкастов.
Популярные категории русскоязычных подкастов из исследования рынка подкастов. (Фото: «Лайфхакер»)

«Подкасты в России просто существуют, они никуда не денутся, их будут делать и слушать, но это просто вид контента. И как любой другой вид контента постепенно туда пришли ребята, которые умеют его делать. Это главный тренд — подкаст-среда становится более профессиональной, создавая более связные, продуманные и проработанные подкасты», — говорит Пикалев. — Другой тренд — становится больше узкоспециализированных подкастов. Их сейчас не хватает, а это основной двигатель аудитории: когда таких подкастов много, каждый может найти что-то, что ему будет интересно: от выращивания кабачков до ядерной физики. Есть разделение на маленькие сообщества, малоаудиторные подкасты — рынок развивается».

Фото:Qilai Shen / Bloomberg
Экономика образования Экономика ушей: как полмиллиарда китайцев учатся с помощью подкастов

Как стать подкастером

Самый быстрый способ стать подкастером — запустить собственный проект. Для этого необязательно покупать микрофоны или снимать студию, достаточно смартфона и качественной идеи. Разобраться в производстве подкастов можно, например, с помощью бесплатного гайда от Льва Пикалева или открытых лекций фестиваля о подкастах «Слыш».

Чтобы углубиться в тему, можно пройти курс Skillbox «Запуск подкаста с нуля» или курс Нетологии «Создание подкаста: от идеи до запуска». Но главное — наслушанность. Слушайте подкасты, подмечайте детали и удачные приемы, погружайтесь в темы и истории. Можно начать с подкастов РБК Трендов или проверить чарты подкастов на «Яндекс.Музыке» и в Apple Podcasts.

Обновлено 28.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть