Аккредитации бизнес-школ и программ МВА: что важно знать

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Объективными факторами выбора бизнес-школы или программы MBA служат аккредитации. Они подтверждают соответствие школы или программы международным стандартам. Разберем, какие аккредитации бывают и чем они отличаются
Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту

Об эксперте: Елена Скалон, директор Дирекции программ дополнительного профессионального образования Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ) 

Какие бывают аккредитации

Любой аккредитационный процесс – это процедура оценки образовательных программ на соответствие критериям и требованиям российских или международных организаций. Цель такого процесса – повышение привлекательности и конкурентоспособности образования на международном рынке образовательных услуг. Отсутствие стандартов качества приводит к тому, что на рынке возникают программы MBA разного, порой спорного, качества.

Каждая бизнес-школа сама выбирает по какому пути идти: аккредитоваться у одного из мировых экспертов или получать национальную аккредитацию.

Национальная профессионально-общественная аккредитация

Национальная профессионально-общественная аккредитация – это оценка и признание качества образовательных программ на соответствие требованиям образовательных и профессиональных стандартов, а также требованиям рынка труда. Этот вид аккредитации:

  • учитывает российские традиции и передовую практику осуществления программ подготовки профессиональных кадров для бизнеса и государственного управления;
  • ориентируется на международные стандарты, процедуры и практику аккредитации, согласуемые в рамках международных проектов;
  • может рассматриваться как подготовительный этап для получения российскими программами международной аккредитации.

Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»

Многие российские школы подают заявки на получение аккредитации в НАСДОБР – Национальный аккредитационный совет бизнес-образования в России. Это некоммерческая организация, основанная крупнейшими ассоциациями работодателей страны: Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой, Ассоциацией российских банков, Ассоциацией менеджеров, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Российской ассоциацией бизнес образования.

Международные аккредитации

Аккредитуются как бизнес-школы в целом, так и программы. В настоящее время наиболее авторитетными международными аккредитациями являются аккредитации трех ассоциаций: Association of MBAs (AMBA), European Foundation for Management Development (EFMD — аккредитация EQUIS) и Association to Advance Collegiate Schools of Business (AACSB).

Ассоциации AACSB и EQUIS проводят комплексный аудит бизнес-процессов и образовательных программ учебного заведения, включая бакалавриат, магистратуру и дополнительное профессиональное образование. Для EQUIS принципиально важен международный уровень школы и участие в серьезных международных исследованиях. AACSB больше ориентируется на результативность обучения – успехи и востребованность выпускников. Аккредитация AMBA предназначена непосредственно для программ МВА и ЕМВА, на ее наличие стоит обращать особое внимание при выборе соответствующей программы.

«Золотой стандарт» аккредитаций — это AACSB, AMBA и EQUIS. Все три международные аккредитации образуют известный бренд – «Тройная корона аккредитаций» (Triple Crown Accreditation) . «Тройной короной аккредитаций» обладает лишь 1% бизнес-школ во всем мире. В России – только Высшая школа менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ).

Pro
Лекции профессоров МВА
Команда в огне: как этим управлять?
Высшая школа менеджмента СПбГУ 1 час 3 минуты
Смотреть запись

Программы дополнительного профессионального образования, к которым относятся программы MBA и Executive MBA, как правило, стремятся получить аккредитации, которые проводят международные аккредитационные агентства, являющиеся полноправными членами Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA) и входящие в Европейский реестр гарантии качества (EQAR).

«Самые главные принципы получения аккредитаций одинаковы — существуют международные стандарты, которым школа должна соответствовать. Различия в деталях. В AACSB, например, более длительный предаккредитационный процесс, гораздо большее внимание к процессам и показателям, комиссия взаимодействует со школой в течение полугода до момента аккредитации. В EQUIS таких коммуникаций нет. Однако главный смысл — в одном. Надо просто быть отличной бизнес-школой. Если ты плох — как бы ты ни «упаковывал» и ни «подавал» свою работу, в хорошую она не превратится», — отмечает Елена Скалон

Как школы получают аккредитации

Процесс получения аккредитаций, как правило, включает в себя отчет бизнес-школы о самообследовании, который проходит внешнюю экспертизу. После получения положительного заключения о соответствии отчета методическим указаниям проводится очная экспертиза на территории учебного заведения. Эксперты общаются с сотрудниками, преподавателями, слушателями и выпускниками программ для получения информации, имеющей отношение к аккредитации.

Результатом визита становятся рекомендации комиссии. Если бизнес-школа получает аккредитацию, то к следующему аккредитационному циклу (через 3 или 5 лет), она должна представить результаты работы над полученными рекомендациями. Философия аккредитационного процесса – это постоянное улучшение и развитие (continuous improvement process).

AACSB

AACSB (Association to Advance Collegiate Schools of Business) — глобальное некоммерческое объединение бизнес-школ, основанное в США в 1916 году. Это старейшая организация, которая занимается аккредитацией MBA. Ассоциация провозглашает своей целью трансформацию бизнес-образования во всем мире для положительного воздействия на общество. Состав основателей включает Колумбийский, Гарвардский, Нью-Йоркский университеты и еще десяток других крупнейших учебных заведений США.

Для того, чтобы привести образовательные процессы в соответствие с требованиями AACSB, бизнес-школы должны внедрить систему качества образовательного процесса, которая реализуется через специальный комитет по обеспечению качественного обучения (Assurance of Learning Committee). Сегодня аккредитацией AACSB в России могут гордиться две бизнес-школы, ВШМ СПбГУ и ИБДА РАНХиГС.

«AACSB занимается мониторингом достижения целей учебных программ, регулярной выработкой планов улучшений и оценкой эффективности их реализации. Например, если поставлена задача обучения студентов навыкам стратегического планирования, то должны быть представлены конкретные инструменты, с помощью которых владение этими навыками будет измеряться», — говорит Елена Скалон

EQUIS

EQUIS — основная аккредитация, которую выдает Европейский фонд развития менеджмента. EFMD (European Foundation for Management Development) основан в 1972 году как независимое некоммерческое объединение организаций, занимающихся образованием в области менеджмента.

Сейчас EFMD является одной из двух (наряду с AACSB) главных ассоциаций ведущих бизнес-школ мира. EFMD проводит аккредитации качества бизнес-школ — (институциональные — EQUIS, и программные — EFMD Accredited) и учебных центров компаний (CLIP), содействует развитию сетевых связей между ведущими бизнес-школами и компаниями, создает и распространяет знания о лучших практиках менеджмента, о тенденциях развития менеджмента и образования в этой сфере.

По всем уровням образования у EQUIS регулярно проходят тематические конференции, где аккредитованные школы делятся своими подходами и опытом преподавания.

В России только у двух бизнес-школ есть аккредитация EQUIS: Высшей школы менеджмента СПбГУ и Московской школы управления «Солково».

Pro
Лекции профессоров МВА
Национальные особенности управления бизнесом в России
Школа управления «Сколково» 1 час 5 минут
Смотреть запись

AACSB, EQUIS: основные требования

Требования AACSB, EQUIS схожи — это соответствие большому перечню стандартов, который покрывает все основные элементы бизнес-модели школы.

AACSB, EQUIS оценивают:

  • Систему управления, миссию и стратегию школы
  • Профессорско-преподавательский состав (Faculty) — количество, квалификацию, развитие и мотивацию
  • Физические, финансовые, административные и иные ресурсы (Resources and Administration). Устойчивость финансовой модели школы — наличие эндаумент-фонда
  • Образовательные программы. Оценивается содержание, контроль качества, работа по их совершенствованию, релевантность реалиям бизнеса и пр. Баланс между теорией и практикой оценивается для каждой ступени обучения и программы отдельно
  • Студентов. Прием абитуриаентов, их качество, прозрачность процессов. Организацию работы со студентами, насколько школа помогает студентам (learner success), успешность окончания программы, наличие внеучебных мероприятий, инфраструктуры для развития студентов: Центр карьер, ассоциация выпускников, Международный офис
  • Научные исследования
  • Вклад в развитие общества и социальную ответственность (Ethics, Responsibility and Sustainability) — реальный эффект деятельности школы на общество и ESG дисциплины в ее учебных программах и исследованиях
  • Интернационализацию (Internationalisation). Наличие программ обмена с другими бизнес-школами в разных странах, присутствие иностранных студентов фултайм, долю иностранных преподавателей и преподавателей, имеющих значимый международный опыт – стажировки, опыт работы, ученую степень, полученную за рубежом. Наличие соглашений с академическими партнерами, совместные с другими школами и ассоциациями научно-исследовательские проекты и публикации
  • Корпоративные связи (Corporate Connections) — связи с корпоративными партнерами и с реальным бизнесом в целом 

Конкретных цифр в стандартах нет. Например, число иностранных преподавателей может быть небольшим, но если среди преподавательского состава много специалистов международного уровня, получивших степень и имеющих опыт преподавания в зарубежных университетах и публикации в ведущих международных журналах, то это тоже будет являться хорошим уровнем международной интеграции.

Все показатели оцениваются комиссией, в которую входят эксперты мирового класса: деканы ведущих школ бизнеса и директора программ MBA, руководители аккредитованных бизнес-школ из разных стран. Это люди, которые десятки лет занимаются академическим менеджментом и бизнес-образованием.

AMBA

AMBA (The Association of MBAs) создана в 1967 году выпускниками британских бизнес-школ для поддержки и продвижения программ МВА. Основатели понимали, что экономика будущего потребует от предпринимателей инновационного подхода к ведению бизнеса. Миссия организации заключалась в том, чтобы улучшить качество образования и привлечь внимание работодателей. В 1971 году средняя зарплата выпускников бизнес-школ в Великобритании составляла £3 213, что было вдвое меньше, чем у коллег в США. Осознавая этот значительный пробел, ассоциация запустила программу аккредитации для поддержания высоких стандартов образования в бизнес-школах.

«Для того, чтобы получить аккредитацию АМВА, программа должна включать фундаментальные (классические) дисциплины, например, стратегический менеджмент, финансовый анализ, маркетинг, а также реагировать на актуальные изменения в экономике, включать дисциплины, обобщающие актуальную проблематику ведения бизнеса, например, на данном этапе это вопросы, связанные с цифровой трансформацией компаний, ESG-повесткой и прочим. Аккредитованные AMBA программы должны отражать меняющиеся тенденции и инновации в секторе последипломного образования, а аккредитационный процесс побуждает бизнес-школы постоянно работать на самом высоком уровне», — добавляет Елена Скалон

AMBA предлагает слушателям и выпускникам программ уникальные возможности для общения на международном уровне, консультации и поддержку по вопросам построения карьеры, портал вакансий по всему миру, доступ к актуальным исследованиям и передовым идеям в области управления и ведения бизнеса. 

AMBA взяла на себя обязательство ограничить количество программ, которые она аккредитует, до 300. В настоящее время аккредитацию получили 275 программ в 75 странах — а это всего 2% бизнес-школ в мире.

Требования АМВА

Аккредитация АМВА предъявляют схожие требования к учебному заведению и преподавательскому составу с AACSB, EQUIS, но более обстоятельно подходит к контролю качества и наполнения учебных программ МВА. Бизнес-школа должна выпускать студентов MBA не менее трех лет, чтобы иметь право на аккредитацию и предоставить доказательства интеграции учебного процесса в бизнес-практику и науку. Каждая отдельная программа MBA обязана иметь четко сформулированные цели, задачи и результаты обучения, отражающие миссию и сильные стороны учебного заведения, и регулярно пересматриваться на соответствие тенденциям и конъюнктурой национального и мирового рынка.

Предполагается, что учащиеся программ МВА приобретают новое и существенное понимание основных областей знаний менеджмента, а значит они должны изучить:

  • Современные и классические концепции, процессы и институты в производстве и маркетинге
  • Модели бухгалтерского учета, количественные методы и аналитику, а также системы управленческой информации, включая цифровые инновации
  • Теорию организации, поведения, вопросы управления человеческими ресурсами и межличностные коммуникации
  • Макро- и микроэкономику
  • Методы бизнес-исследований и консультационные навыки
  • Воздействие сил окружающей среды на организации, включая: правовые системы, демографию, вопросы и риски этических, социальных и технологических изменений
  • Деловую политику и стратегию
  • Лидерство и предпринимательство
  • Влияние устойчивости, этики и управления рисками на деловые решения и результаты, а также на общество в целом

«Если человек задумался о получении степени МВА и рассчитывает на качественное образование, то в первую очередь надо посмотреть, аккредитована ли программа АМВА. Аккредитационные требования AMBA — это золотой стандарт бизнес-образования, безусловный знак качества. Аккредитация дает бизнес-школам мировое признание и престиж, определяет лучшие программы из тысяч доступных. Стоимость обучения также может быть одним из показателей, на которые стоит обращать внимание. Получение качественного образования на программах МВА и ЕМВА не может стоить дешево: привлечение лучших преподавателей и международных экспертов объективно дорого, но такие инвестиции в собственное развитие, определенно, возвращаются с прибылью», — говорит Елена Скалон

На что обращать внимание помимо аккредитации

При выборе бизнес-школы кроме наличия той или иной аккредитации имеет смысл обращать внимание на международные рейтинги — например, деловой газеты Financial Times (FT), влиятельного журнала The Economist (WhichMBA? The Economist) и британской компании Quacquarelli Symonds (QS).

Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту
Обновлено 17.06.2022
спецпроект
Лекции профессоров MBA из ведущих бизнес-школ мира уже доступны по подписке РБК Pro

Предложение для новых пользователей

Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть