Что такое Digital MBA

Что такое Digital MBA
Как отличить современный образовательный продукт от имитации бизнес-образования, разбираемся вместе с экспертами Высшей школы менеджмента СПбГУ и Skillbox
Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту

Digital МВА — это новый формат бизнес-образования, подразумевающий обучение онлайн или смешанное, когда часть лекций можно послушать в записи, но студенты все-таки встречаются с преподавателями вживую. Качество digital-программ и степень их цифровизации в разных бизнес-школах может сильно разниться — никаких стандартов пока не существует.

Об экспертах:

  • Екатерина Фуфаева, руководитель направления МВА Skillbox
  • Максим Арзуманян, академический директор совместного проекта Высшей школы менеджмента СПбГУ и Skillbox – программы «MBA — Лидеры изменений»

Плюсы программ Digital MBA

Главное преимущество Digital МВА перед офлайн-обучением — это экономия времени и денег, уверены эксперты. Не нужно никуда ехать, спешить, стоять в пробках. Заниматься можно прямо из своего рабочего кабинета или дома. Это очень удобно. Также это открывает новые возможности для жителей удаленных регионов. Cерьезные бизнес-школы с высокими рейтингами и международными аккредитациями располагаются, как правило, в Москве и Петербурге. До появления Digital-программ человек, желающий получить степень MBA, должен был оставить работу, семью и ехать учиться либо за границу, либо в одну из двух столиц. Сейчас на логистике и проживании можно сэкономить, получив при этом доступ к знаниям и преподавателям самого высокого уровня.

Как правило, на традиционных офлайн-программах МВА слушатели каждый месяц от 3 до 6 дней должны проводить в аудиториях. Digital МВА предполагает гораздо меньше живого общения, но в большинстве случаев от него не отказываются полностью. Во время обучения топ-менеджеров одно из важнейших преимуществ — возможность общения слушателей между собой, и школы стремятся его сохранить. Личные встречи педагогов и студентов проходят раз в семестр или квартал, в остальное время все общение и групповая работа перенесены в формат видеоконференций. Лекции также можно послушать в любое удобное время в записи.

Blended Learning — термин, наиболее точно отражающий еще одно важное преимущество цифровой трансформации образования. Все привыкли, что профессор сначала читает лекцию, а потом слушатели делают практическую работу дома или в офисе. Эксперты отмечают, что в Digital-программах все наоборот. Если лектор всем рассказывает примерно одно и то же, его можно послушать в записи, а потом встретиться и пообщаться, задать вопросы или даже сделать что-то вместе, что гораздо эффективнее.

Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»

Минусы цифровизации MBA

Еще в 2011 году несколько профессоров из Гарварда выложили свои лекции в интернет, и началась эпоха массовых онлайн-курсов. По словам экспертов, тогда многие думали, что обучение в интернете заменит университетское, но этого не случилось. Учебные заведения натолкнулись на проблему мотивации и эффективности. Оказалось, когда человек физически находится в одном пространстве с другими студентами и преподавателями, на него воздействует учебная атмосфера и он легче сосредотачивается на происходящем.

«Когда мы разрабатывали программу «MBA — Лидеры изменений», мы проводили интервью с руководителями компаний, чтобы выяснить все подводные камни. Онлайн — это скучно, неинтересно и затянуто: вот с такими стереотипами мы столкнулись. Люди опасались, что им будет сложно сфокусировать внимание на лекциях в записи и онлайн-встречах. Субъективную оценку опрошенных подтверждает и статистика. По данным разных исследований, до финала онлайн-обучения доходят от 15% до 60%участников. Поэтому в онлайн-части Digital MBA требуется уделять особое внимание разнообразию интерактивных форматов, чтобы повысить вовлеченность слушателей и эффективность обучения», — рассказывает Екатерина Фуфаева.

Чем Digital MBA отличается от обычной цифровизации обучения

Когда профессор в зуме ведет лекцию — это еще не цифровая трансформация образовательного процесса, не «digital». Современная образовательная программа обязана сочетать лучшее из онлайн, офлайн, а также другие элементы инновационного подхода: индивидуальные образовательные треки и современный контент. Проектирование такого курса намного сложнее, чем очного, и может занимать больше года. Много времени и сил требуется на подготовку материалов и поиск баланса между асинхронным форматом, когда лекции записаны и с ними можно работать в любой момент, онлайн-встречами в виртуальном классе и очным обучением.

Что и почему будет в записи? Как потом предоставленную информацию обыграют на синхронных семинарах? Какой завершающий аккорд поставят во время очной встречи? Все эти вопросы требуют проработки и обоснования, так как от них зависит эффективность обучения.

Кроме того, Digital МВА — это не только активное использование цифровых возможностей во время обучения. Вопросы цифровой трансформации и цифровизации бизнеса должны раскрываться и внутри программы, так как это важная часть актуальной управленческой повестки, отмечают эксперты. Некоторые бизнес-школы под Digital МВА подразумевают не только и не столько форму обучения, сколько программу для руководителей и специалистов в области цифровой трансформации.

«Пока большая часть представленного на рынке контента — записанный офлайн, а не полноценная онлайн-MBA. К моменту запуска нашей программы в российском пространстве были альтернативные предложения обучения онлайн, но не от серьезных академических бизнес-школ, а от молодых команд, которые занимаются онлайн-образованием. В Европе начинают появляться подобные МВА-программы от бизнес-школ разного уровня. Американский рынок растет быстрее, и там качественное онлайн-МВА достаточно популярно», — говорит Максим Арзуманян.

Pro
Лекции профессоров МВА
Радикально оцифрованное будущее: как компании будут зарабатывать
1 час 12 минут
Смотреть запись

На что обращать внимание при выборе Digital-программы

Как и при выборе любой программы МВА, при выборе Digital MBA важно обратить внимание на провайдера обучения. Если это академическая бизнес-школа, есть риски, что онлайн-составляющая программы будет несовременной и оправдает опасения относительно скучного дистанционного формата, обращают внимание эксперты. Молодые онлайн-школы, которые тоже предлагают программы МВА, чаще ориентируются только на практику, но у них нет большого опыта в бизнес-образовании, подтвержденного международными аккредитациями и рейтингами.

Всегда при выборе МВА следует внимательно изучать преподавательский состав — здесь важен баланс опыта: практики в бизнесе, академических исследований и преподавания именно для аудитории руководителей. Обратите внимание на то, каким образом выстроена программа — состоит ли онлайн-часть только из записанных лекций, или есть возможность дистанционных занятий с преподавателями. Есть ли в ней интерактивные элементы: дискуссии, работа в группах, виртуальные доски, опросы, голосования?

Узнайте, есть ли у программы собственная виртуальная платформа, которая дает возможность работать с материалами когда угодно и где угодно: изучать, сохранять, возвращаться, делать домашние задания и проходить тесты? Разбиты ли лекции на платформе на небольшие фрагменты? Будет нелишним попросить пробный доступ и посмотреть, как устроена такая платформа, и оценить качество материалов, которые предоставляет провайдер.

«Одно дело, когда смотришь записанную на фоне серой стены «говорящую голову», а другое — это красивая интерьерная съемка, интересные видео, презентации, глоссарии и дополнительные материалы. Методология онлайн-преподавания движется вперед, и опыт в этой сфере тоже очень важен», —Екатерина Фуфаева.

Сколько стоит обучение на Digital МВА

Стоимость digital-программ в российских бизнес-школах варьируется от ₽600 тыс. до ₽1,5 млн, и это не сильно отличается от расценок на офлайн-обучение. Высококлассные преподаватели программ MBA стоят очень дорого в любом формате: запись, дистанционное занятие или очный формат.

Digital MBA требует от создателей программ очень серьезных инвестиций на начальных этапах, потому что необходима разработка контента и образовательной платформы. В потенциале возможна экономия на контенте, который уже есть. Однако многое придется оперативно обновлять, чтобы сохранить актуальность. Современное технологичное онлайн-образование не может быть значительно дешевле очного ввиду затрат на техническую поддержку и наем высококлассных преподавателей.

Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту
Обновлено 15.06.2022
спецпроект
Лекции профессоров MBA из ведущих бизнес-школ мира уже доступны по подписке РБК Pro

Предложение для новых пользователей

Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть