Чему будут учить на MBA в 2022 году

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Пандемия поставила предпринимателей в жесткие условия, поэтому образовательные гиганты по-новому взглянули на подготовку управленцев. Екатерина Алексеева из Skillbox, рассказала, какие навыки развивать топ-менеджерам
Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту

В 2019 году основными трендами MBA называли специализацию, повышение зарплат и увеличение количества рабочих мест для выпускников бизнес-школ.

Переход на дистанционное обучение и развитие коммуникационных навыков для управленцев в прогнозах тоже фигурировали, но не были в приоритете. Но в итоге именно они вышли на первый план во время пандемии. Сегодня, с одной стороны, нужно успевать за скоростью диджитализации, а с другой — учиться быть гибким руководителем. Поэтому бизнес-школы меняют ориентиры и учат работать с кризисом и неопределенностью, а сам подход к MBA-образованию становится более динамичным и персонализированным — в том числе в России.

Торжество онлайн-форматов

Потребность перевести хотя бы часть бизнес-образования в онлайн зрела давно. Объяснялось это прежде всего образом жизни и предпочтениями самих студентов. На программы МВА поступают те, у кого уже есть успехи в бизнесе или корпоративной карьере. Это, как правило, достаточно взрослые люди. Удобство обучения для них не менее важно, чем возможность почувствовать себя частью сообщества.

В 2022 году задача поддерживать бизнес на плаву стоит острее, успешную карьеру на два года оставлять страшно, а речь о переезде в другую страну даже ради обучения сейчас практически не идет. При этом пандемия дала людям возможность больше учиться и усилила мотивацию растить профессионализм. Так что неудивительно, что на фоне COVID-19 сфера EdTech совершила квантовый скачок. Российский рынок онлайн-образования по итогам только 2020 года вырос на 30–35%.

Вместе с тем онлайн не панацея и подходит не всем. Многим важно иметь живой контакт с лектором и другими студентами, чтобы не терять мотивацию и фокус. Поэтому в результате бизнес-образование стремится к смешанным программам, чтобы сохранить баланс между удобством онлайна и живым вовлечением в работу с группой и преподавателем.

Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»

Soft skills вместо узкой специализации

Текущий кризис заставил предпринимателей по-новому выстроить рабочие процессы в рекордные сроки. Прекрасно, если руководитель глубоко разбирается в тонкостях своей отрасли. Но весной 2020 года (да и летом 2022-го) ему прежде всего нужно уметь наладить коммуникацию в команде в экстремальных условиях.

Причем речь идет не только о случаях, когда компания оказывается на грани закрытия: успех тоже приносит с собой трудности. Например, до 2020 года владелец небольшого онлайн-магазина мог принимать 20–30 заказов в месяц и спокойно справляться с ними самостоятельно. Но количество его клиентов внезапно выросло в десятки раз, когда люди стали реже выходить из дома. Пришлось нанимать сотрудников, формировать команду и буквально на бегу учиться масштабировать бизнес.

В результате если раньше о soft skills говорили просто как о приятном дополнении к портрету управленца, то теперь стало очевидно, что без «мягких» (или «гибких») навыков — никуда.

Напомним, что к ним относятся:

  • самоорганизация и тайм-менеджмент,
  • креативный подход к решению задач,
  • коммуникативные навыки и мобильность,
  • стрессоустойчивость и критическое мышление,
  • готовность осваивать новые технологии,
  • умение работать в переменчивых условиях и брать на себя больше ответственности.

Развитие soft skills — едва ли не самая перспективная область MBA-образования. В ней применяют разные инструменты и дисциплины: коучинг, карьерное сопровождение, командные тренинги для отработки навыков кризисного менеджмента. В классические программы MBA добавляют лидерские треки и школы по развитию мышления.

Pro
Лекции профессоров МВА
Тайм-менеджмент и управление вниманием
McCombs School of Business 1 час 4 минуты
Смотреть запись

Подготовка к плохому

Да, для некоторых компаний пандемия действительно стала точкой роста. Чего стоит один только бум онлайн-ретейла и сервисов доставки. Но для массы предпринимателей текущий кризис стал катастрофой, а других сделал пессимистами. Сегодня мы учимся строить жизнь и бизнес из новой парадигмы: в любой момент может произойти все что угодно.

Одна из тяжелых и неприятных задач для управленца — быть готовым взять на себя больше задач, если вдруг придется расстаться с частью сотрудников. Ну, или вовсе сменить карьеру. Поэтому особым спросом теперь пользуются MBA-программы, которые готовят студентов к worst-case scenarios — то есть к самому плохому развитию событий.

Вероятно, этот тренд исчерпает себя вскоре после возвращения к нормальной жизни. Но когда это произойдет — пока неизвестно. Мы живем в ситуации неопределенности, и MBA-программы учат с ней работать, сочетая фундаментальные знания с техниками, которые позволяют принимать адекватные решения и сохранять баланс между эффективным и эмпатичным управлением, тактическими действиями и стратегией с заделом на разные сценарии.

Антитренды

Первый и главный антитренд в бизнес-образовании сегодня — универсальность.

Предлагать программы, которые могут подойти кому угодно, уже неактуально. Например, студенты Бизнес-школы имени Уолтера Хааса при Университете Беркли в Калифорнии в первый год обучения могут самостоятельно выбирать до 60% дисциплин.

Миланский Политехнический университет в 2020 году представил новую структуру своей MBA-программы. Теперь в ней есть тематические треки по выбору: глобальное управление и устойчивое развитие, большие данные и цифровая трансформация, инновации и предпринимательство. Российские программе МВА тоже меняются, бизнес-школы берут курс на персонализацию.

Также устаревают слишком глубокая специализация и дробность материала. В цене — холистический, целостный подход. Современная бизнес-школа должна научить вас не оперировать разрозненным набором дисциплин, а мыслить системно. Уметь смотреть на свое дело одновременно с точки зрения руководителя, обычного сотрудника, потребителя и рынка.

Изменились требования и к личности управленца. Еще несколько лет назад он представлялся прежде всего как сильный, волевой лидер, готовый повести за собой команду. Эти качества важны и сегодня, но современный управленец — уже не «железный человек». Вместо жесткости от него ждут эмпатии, вместо готовых ответов на все вопросы — эмоционального интеллекта.

Трансформируется и само по себе положение карьеры в жизни человека. Раньше мы слышали: чтобы построить успешный бизнес, нужно заниматься им 24/7. Теперь на повестке дня поиск баланса между работой и личной жизнью. Продвинутая МВА-программа будет учить вас не одержимости делом, а умению выстраивать эффективные процессы так, чтобы у вас оставалось время на отдых.

Стоит ли поступать на MBA в 2022 году

Исследование компании Statista, специализирующейся на рыночных и потребительских данных, показало: в начале 2020-го 86% опрошенных компаний утверждали, что собираются в следующем году нанимать выпускников МВА-программ. На фоне пандемии показатель упал, но незначительно — до 83%. Так что с точки зрения работодателей бизнес-образование все еще более чем актуально.

Мир обязательно восстановится. На месте закрывшихся компаний появятся другие, а выжившим придется трансформироваться. За последние полтора года рынок изменился — как и поведение потребителей. Поэтому сейчас не менее подходящее время получить МВА, чем любое другое: к моменту выхода из кризиса можно подойти с новыми идеями и с уверенностью в своих силах.

Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту
Обновлено 15.06.2022
спецпроект
Лекции профессоров MBA из ведущих бизнес-школ мира уже доступны по подписке РБК Pro

Предложение для новых пользователей

Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть