Кто такой медиатор социальных конфликтов
Медиатор социальных конфликтов — это специалист, который помогает разрешать противостояния между группами людей так, чтобы найти выход мирным путем. Он может работать с конфликтами, которые возникают по разным причинам — культурным, религиозным, национальным и любым другим.
Например, во Франции уже в 1990-х годах медиаторы решали практически все имущественные споры, в Индии в 1947 году законодательно утвердили разрешение трудовых споров с помощью медиации, а в 2005–2007 годах в урегулировании грузино-абхазского конфликта принимали участие международные медиаторы.
Медиатор социальных конфликтов — одна из профессий будущего.
Медиатор — посредник между сторонами. Его задачи:
- придерживаться нейтральной позиции,
- разобраться в объективных и субъективных причинах разногласия,
- понять понять интересы и требования обеих сторон,
- помочь конфликтующим провести переговоры так, чтобы решение устраивало обе стороны.
При этом медиатор не может консультировать или оказывать юридическую помощь одной из сторон и разглашать информацию о споре без согласия сторон.
В России медиацию должны проводить в соответствии с требованиями Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника». А профессионально заниматься медиацией могут люди старше 25 лет.
Какие споры разрешают медиаторы
Вот несколько ситуаций, с которыми помогают разобраться российские медиаторы. При этом возможности специалистов не исчерпываются этими примерами — медиаторы могут помогать в решении разных конфликтов.
Возврат денег, которые перевели по ошибке. Женщина переводила деньги за покупку щенка через онлайн-банк по номеру телефона и неправильно ввела номер. Деньги ушли мужчине, счета которого арестованы судебными приставами. С помощью медиатора женщина провела переговоры с приставами, и они согласились оформить документы по возврату денег с арестованного счета.
Конфликт в школе. Классная руководительница не могла найти общий язык с шестым классом. Ученики конфликтовали и с ней, и с другими учителями, и с учащимися других классов. Медиаторы провели встречи между руководством школы и родителями, а также между учениками и классным руководителем. В результате удалось выяснить причины конфликта и выработать общие правила общения. Отношения между учителем и учениками наладились.
Споры продавцов и покупателей. Женщина купила вечернее платье, но через два дня решила сдать его обратно. Продавец посчитал, что женщина уже надевала это платье, и отказался вернуть деньги. С помощью медиатора стороны провели переговоры. Продавец вернул деньги за вычетом затрат на химчистку.
Ключевые навыки медиатора социальных конфликтов
Главная задача медиатора — быстро понять суть спора, выслушать обе стороны и помочь им найти общее решение. Для этого важно обладать рядом качеств и навыков:
- системное мышление,
- умение анализировать большой объем информации,
- готовность работать в условиях неопределенности,
- стрессоустойчивость,
- умение работать с людьми,
- эмпатия,
- умение сохранять нейтральную позицию,
- знание типологии конфликтов и понимание того, как они развиваются,
- гибкость,
- умение модерировать переговоры.
Тренды и направления профессии
Чтобы решать социальные конфликты действительно эффективно, медиаторам нужно заниматься не только разногласиями, которые возникают между отдельными людьми или сообществами, но и глобальными вопросами. Например, в 2020 году 14 из 34 вооруженных конфликтов произошли в странах с высоким уровнем гендерного неравенства или дискриминации. Медиаторы должны бороться с неравенством и дискриминацией, продвигать идеи разнообразия и инклюзии, настаивать на приоритете ненасильственного разрешения конфликтов. Для этого им нужно тщательнее анализировать причины конфликтов и контекст, в котором они возникают, а также чаще обсуждать важность этих тем на профессиональных конференциях и круглых столах.
Кроме этого, медиаторам нужно помогать людям учиться признавать наличие конфликта. Например, в США темнокожее население чаще других признает, что в Америке происходят межрасовые и межэтнические конфликты. Это значит, что люди, которые не испытывают давление, склонны не замечать напряженность в обществе.
Чтобы избежать кризисов из-за подобных конфликтов, следует открыто рассказывать обществу о том, что те или иные группы населения сталкиваются с дискриминацией. В то же время, следует избегать обобщений и обвинений в адрес других групп людей. Например, высказывание «все белое население Америки притесняет афроамериканцев» вызовет сопротивление со стороны обвиняемых людей и повысит вероятность, мягко говоря, недопонимания, зато освещение конкретных конфликтов покажет населению, что проблема действительно существует.
Откуда придет профессия
Медиация споров существует уже много столетий — практика выхода из конфликтной ситуации при участии независимого посредника появилась еще в Древней Греции. Там люди приглашали человека, который не участвует в споре, чтобы тот помог в решении конфликта. А нейтральные города помогали воюющим полисам договориться о мире.
Значительно позже — в XIX и XX веках — люди объединили наблюдения о разногласиях в конфликтологию. Это область знаний на стыке психологии, экономики, философии, истории и других дисциплин. Конфликтология изучает причины возникновения конфликтов, разрабатывает их типологию и предлагает методы их преодоления.
Как стать медиатором социальных конфликтов
Медиация социальных конфликтов — это специализация в профессии медиатора.
Знания и навыки, которые пригодятся медиатору социальных конфликтов, можно получить в университетах, в которых есть специальности «Конфликтология», «Психология» и другие смежные направления. Такие программы есть в Сибирском Федеральном Университете, РГСУ и других университетах. В программе СФУ указано, что студенты учатся выявлять манипуляции, организовывать переговоры, решать конфликты в организациях, семейные, межкультурные и этнические споры, вести политический дискурс.
В зарубежных программах, помимо базы, которая нужна для решения любых конфликтов, рассматриваются креативные способы найти выход из ситуации. А для знакомства с направлением можно пройти бесплатный курс на Coursera. На нем можно познакомиться с основными понятиями, которыми важно владеть каждому, кто хочет эффективно решать собственные конфликты или присматриваемся к профессии модератора социальных конфликтов.