Об авторе: Олег Блинов, эксперт магистерской программы НИУ ВШЭ и «Нетологии» LegalTech, член правления Российской ассоциации профессионалов в области приватности RPPA.
LegalTech — это отрасль на стыке юриспруденции и IT. Мировой спрос на ее специалистов растет. Компании стремятся снижать транзакционные издержки, и во многих областях экономики в этом помогают алгоритмизация и IT-решения. Эксперты прогнозируют, что к 2024 году до 50% юридических функций будут автоматизированы, и в сфере будут нужны специалисты с техническими навыками.
В 2020 году рынок LegalTech в России насчитывал уже по меньшей мере 150 компаний. Появились отдельные решения по автоматизации юридических функций для бизнеса и началась цифровизация внутри юридических отделов крупных компаний. Изменения в Трудовом кодексе, которые позволили применять электронный документооборот, только способствовали дальнейшему росту рынка LegalTech.
Поэтому освоение навыков на стыке с ИТ становится значительным преимуществом и позволяет оставаться востребованным специалистом на меняющемся рынке труда.
Как применяется LegalTech
LegalTech может применяться для решения задач разной степени сложности — от элементарных, где используются простые технологии, до продвинутых, где требуются глубокие знания программирования.
Версионирование документов
Это самая простая форма цифровизации юридических функций. Если раньше юристы держали на компьютере отдельную папку с разными версиями документа (к примеру, пользовательского соглашения), то теперь отслеживание изменений можно автоматизировать и упростить. Для этого можно использовать Git — систему контроля версий документов. Как правило, она используется разработчиками для отслеживания изменения кода в больших командах.
Но сам функционал учета правок полезен не только в программировании. Например, существует репозиторий законов ФРГ, в котором можно увидеть как актуальную версию закона, так и историю изменений в нем. Выложенный в репозиторий документ можно напрямую связать с интерфейсом сайта. Это позволит компании не привлекать разработчиков при каждом последующем обновлении.
Инвентаризация договоров
Для нее используются электронные таблицы. Они позволяют систематизировать работу с информацией и сократить затраты на обработку документов. Например, данные контрагентов собирают в excel-файл, затем обрабатывают их с помощью формул и выводят даты перезаключения договоров в отдельный список или в календарь.
Управление рисками
LegalTech позволяет привести слабоструктурированные данные в алгоритмизированный вид. Так, чтобы юридический департамент мог комплексно оценить риски разных подразделений, их обрабатывают с помощью no-code инструментов (инструментов, не требующих знания языков программирования), таких как Notion. Для этого решения разных департаментов собирают в базу данных и делают на ее основе дашборд, который отражает сумму рисков и ссылки на детальную информацию по каждому из них.
Финансирование юридических споров
Это более редкий случай в LegalTech. Здесь используются уже более сложные и, как правило, закрытые технологии, чтобы инвестиционные компании могли решить, стоит ли финансировать судебное разбирательство в обмен на долю в присуждаемой судом сумме. В этом случае данные по компании, прецедентам и прогнозы экспертов стандартизируют и соотносят с помощью алгоритмов машинного обучения. А предиктивные технологии помогают оценить риск вложений и вероятность выигрыша дела.
Ключевые компетенции для работы в LegalTech
Поскольку спектр применения LegalTech-решений многообразен, то и требования к специалисту будут зависеть от выбранного направления. Но есть несколько ключевых компетенций, которые потребуются в любом из них:
- Знания в юриспруденции. Они включают правовые нормы в той области, которую специалист пытается оптимизировать: о персональных данных, недвижимости или любой другой. Необходимо понимание практики применения закона, норм его регулирования и последовательности процессов. Например, для составления и обработки согласия пользователей на сайте необходимо знать закон о персональных данных и разбираться в порядке его применения.
- Владение Python — универсальным, относительно простым и наиболее популярным языком программирования для работы с данными. С его помощью вы сможете автоматизировать практически любые повторяющиеся действия. Так, для автозаполнения договоров достаточно задать переменные и подставить их в типовой шаблон, а затем посредством кода настроить их подмену из базы с данными контрагентов.
- Инженерное мышление позволяет решить ключевую проблему классической юриспруденции: зависимость результатов от конкретного специалиста. Чтобы обеспечить универсальность и воспроизводимость процессов, потребуется умение систематизировать решения и добиваться прогнозируемых результатов. Для этого нужно уметь документировать процессы, искать способы оптимизации и учитывать потенциальное масштабирование.
Как начать работу в LegalTech
Работать в LegalTech могут как юристы, так и программисты. При этом юристу войти в эту сферу будет проще, поскольку из юриспруденции ему уже хорошо знакомы принципы иерархии и алгоритмической работы, которые применяются в ИТ. Поэтому даже немного позанимавшись программированием, юрист уже сможет начать работать с простыми решениями.
А вот программисту потребуется больше времени. Освоить юриспруденцию сложнее: в ней большое количество неструктурированной информации, а многие принципы становятся понятны только в процессе их применения. Тем не менее, сделать это вполне возможно.
Руководство компании всегда оценит специалиста, который способен один решить задачи, возложенные на нескольких сотрудников. В дальнейшем вы сможете рассчитывать на карьерный рост и, например, заняться цифровизацией юридического отдела вашей компании.
Другой вариант — идти в компанию, которая непосредственно занимается созданием юридических инструментов для бизнеса. А тем, кто обладает предпринимательским мышлением и готов к определенной доле риска, подойдет открытие собственного проекта или работа в стартапе. При этом, помимо перечисленных компетенций, здесь потребуются знания продуктового менеджмента и методологий исследования рынка.
Будет ли LegalTech востребован в период кризиса
Кризис создает сильную потребность в оптимизации. Чтобы удержаться на высококонкурентном рынке, нужно улучшать продукт и эффективно распределять ресурсы. Мощное развитие клиентского сервиса и технологических решений в российских банках — результат предыдущих кризисов. И текущий кризис выдержат компании, которые сумеют оптимизировать свои функции, в том числе и юридические.
В ситуации постоянно меняющегося рынка владельцам бизнеса нужно быстро принимать решения. Поэтому в компаниях, где на рассмотрение юридических вопросов уходят недели, пережить кризис будет сложнее. А у тех, кто сможет оптимально перестроить юридические процессы, шансы гораздо выше.