Зачем нужно половое воспитание?
Половое воспитание — вопрос, который в нашей стране вызывает много споров. С одной стороны, почти три четверти россиян поддерживают введение уроков сексуального просвещения. С другой, у секс-просвета есть и активные противники, которые утверждают, что подобные уроки в школах «развращают детей» и «рекламируют» сексуальные отношения.
В любом случае, пока в российских школах не организованы уроки полового просвещения, информацию дети получают оттуда, откуда повезет. Однако научные данные, собранные Всемирной организацией здравоохранения совместно с ЮНЕСКО и несколькими другими международными организациями, доказывают, что введение сексуального образования в школах было бы полезным для общества.
Аналитики обобщили результаты 22 систематических обзоров и 77 рандомизированных контролированных исследований, проведенных в разных странах. Более половины этих исследований приходятся на страны с низким или средним уровнем дохода.
И вот к каким выводам они пришли. Исследования подтверждают, что школьные программы сексуального образования позволяют достичь следующих результатов:
- более позднее начало половой жизни;
- снижение частоты половых контактов;
- снижение количества половых партнеров;
- сокращение рискованного поведения;
- более частое использование контрацепции.
Сексуальное образование, по данным ученых, способствует формированию правильных установок в отношении сексуального и репродуктивного здоровья — и таким образом снижает риски заражения ВИЧ-инфекцией и инфекциями передающимися половым путем.
Соответственно, школьный секспросвет не приводит к повышению сексуальной активности, распространенности рискованного сексуального поведения или BППП/ВИЧ.
О чем должны говорить на уроках полового воспитания
Психотерапевт и специалист в области отношений и сексуальности Полина Солдатова полагает, что отношение многих современных родителей к этому предмету предвзято, так как «никто не знает, о чем там будут рассказывать».
Поэтому первое, что нужно сделать — это разобраться, что такое половое воспитание. По словам Солдатовой, это в первую очередь разговор о здоровье, ценностях, культуре. Соосновательница научно-популярного проекта Sexprosvet 18+ Татьяна Дмитриева добавляет к этому крайне важную тему границ: как в отношении с собственным телом, так и в отношении других.
«Это ответы на вопросы: что у меня за тело? Как выстраивать с ним отношения (в идеале — полностью принимая его)? Что я могу позволить другим людям в отношении себя? Что я могу позволить самой себе в отношении себя? А что абсолютно непозволительно?», — говорит Дмитриева.
Самое важное, что входит в этот блок, — культура активного согласия: захотелось — спроси, не нравится — откажи. Не терпи, не молчи, нет — значит нет. Эти правила, усвоенные с детства, позволят вовремя распознать насилие в отношении себя и не стать насильником самому.
Нужно ли вообще говорить с детьми о сексе?
По словам Татьяны Дмитриевой, проблема не в том, что человек не способен без подсказки разобраться в отношениях между полами. Если бы мы росли в информационном вакууме, возможно, наши естественные инстинкты и ощущения подсказали нам, что делать.
Но мы находимся не в вакууме, а в информационной среде, наполненной сексом и сексуальностью. И дело не только в порнографии, которая доступна любому ребенку, который освоил гаджеты (хотя порно само по себе может нести большой вред, создавая искаженное представление о сексе).
В музыкальных клипах, фильмах, видео, рекламе — по сути, везде — постоянно проскакивает репрезентация секса в том или ином виде. Это изображения полуобнаженных людей, шутки, намеки. Правило sex sales («секс продает») активно применяется в рекламе любых товаров — от косметики до квартир.
«В такой среде рассказывать, что такое секс, как он устроен и для чего он нужен, как сделать сексуальные отношения здоровыми и гармоничными и как они происходят естественным образом, очень важно. Потому что когда секс представлен как способ продавать товары и получать быстрый дофамин, возникает искаженная картинка», — считает Татьяна Дмитриева.
Как рассказывать?
Никто не призывает посвящать первоклассника во все нюансы интимных отношений. Своевременность и дозированность информации — одно из основных правил полового воспитания.
Едва ребенок родился, мама берет его на руки, обнимает, баюкает, моет — по сути, это первые уроки об ощущениях тела, говорит Дмитриева. Следующий этап — ребенок познает свое тело. Родители объясняют ему: «вот твои руки, твои ноги, твой нос». На этом этапе важно без стеснения, без стигмацизации называть абсолютно все части тела своими именами. В том числе вульву и пенис, отмечает Дмитриева.
Это вопрос не только здорового отношения к телу, но и безопасности. Если ребенок будет знать только эвфемизмы а-ля «печенька» или «краник», есть риск, что, столкнувшись с насилием, он не сможет рассказать об этом взрослым так, чтобы его поняли.
Далее идет дошкольный возраст — время первой социализации ребенка, может, даже первой влюбленности в группе детского сада, напоминает Дмитриева. Обычно родители подсказывают ребенку, как общаться со взрослыми, с другими детьми, как заводить друзей. И здесь уже можно рассказать о том, что между людьми бывают романтические чувства. И нормально, если какая-то девочка в группе нравится больше всех остальных. Но приставать, трогать других детей без спроса — нельзя.
И так, шаг за шагом, приближаясь к подростковому возрасту, нужно пополнять знания ребенка об отношениях с другими людьми и с собственным телом. Чтобы, когда он, например, столкнется с порнографией, он уже понимал, что это — постановочные телодвижения, которые имеют мало общего с реальной жизнью. И знал, что всегда имеет право сказать «нет», и при этом обязан прислушиваться к «нет» другого человека.
Начать с себя
В странах, где половое воспитание организовано на системном уровне — таких, как Нидерланды, Финляндия, Швеция — показатели заболеваемости ВИЧ/ИППП и ранней беременности намного ниже, говорит Татьяна Дмитриева. Но в России, по ее мнению, начинать надо не с уроков полового воспитания для школьников — у нас, увы, тех же самых основ не знают многие взрослые.
«Я бы начала с базисного просвещения взрослых — контрацепция, культура активного согласия. Как предлагать секс, получать секс, как заниматься сексом. Покончила бы с мифами — такими, как супружеский долг. Если муж с женой занимаются сексом без согласия одного из них, это неприемлемо, это насилие, но даже это понимают не все», — отметила Дмитриева.
Учить нужно и учителей. Потому что даже если самый лучший учебник по половому воспитанию выдать непрофильному учителю, который придет в класс со своим грузом стереотипов и мифов, толку из этого не будет. А если потом ребенка встретит дома родитель, нагруженный теми же стереотипами, эффект окажется еще ниже.
Поэтому нам, взрослым, начинать придется с себя. «Когда простые вещи закрепятся на уровне нормы, они автоматически будут передаваться детям в семьях. Только после этого мы можем заниматься систематическим школьным образованием», — считает Дмитриева.