Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Кураторы, философы и социологи пишут об антропоцене — угрожающей эпохе пика человеческой активности, для которой характерны безумные темпы производства, перенаселение Земли и экологические проблемы. Разбираемся, чем грозит и как разрешается проблема нашего рода.
Что такое антропоцен?
К концу XX века население Земли превысило 6 млрд человек — это в пять раз больше, чем на сто лет ранее. Всем надо где-то жить, что-то есть, кем-то работать, ездить по городам и весям, путешествовать. Обеспечение жизненных процессов такого количества людей сказалось на производственных сферах: практически все ресурсы Земли подчинены сейчас человеку. Этим и характеризуется эпоха, которую обозначают словом антропоцен (от др. греч. «anthropos» — человек, и «cene» — новый, недавний) — на планете не осталось мест и вещей, которых не коснулась рука человека. Местами обитания человека перестали быть просто участки суши, и даже бескрайний и ужасающий космос лет через 50 можно будет бронировать для небольшой вылазки на уикенд.
Вина перед планетой
Говоря об антропоцене, мы в первую очередь вспоминаем про экологическую ситуацию: загрязнение океанов и воздуха, вырубка лесов, истребление и вымирание видов растений и животных и, конечно, общее истощение ресурсов.
Человечество встречается лицом к лицу с последствиями постоянного производства. Понятие антропоцена включает в себя и наши поступки в прошлом, и стремление избежать их последствий в будущем. Именно поэтому антропоцен — не только про вину перед Землей, но и про попытку сократить человеческую активность, чтобы восстановить хрупкую связь с планетой, вместе с которой мы и продолжаем существовать.
Множественные инициативы устойчивого развития в области бизнеса, эко-активизм и сцена саенс-арта в связке осмысляют последствия антропоцена, работают над уменьшением используемых ресурсов и занимаются реконцептуализацией отношений человека и природы. Например, британский автозавод недавно перешел на возобновляемую энергию, а художники по всему миру делают выставки и онлайн-проекты про новое общение с природой — например, подключая посетителя к грибному мицелию и позволяя им общаться через электроимпульсы.
Больше об антропоцене в материалах РБК Трендов: