Текст был предоставлен РБК Трендам порталом ISSEK.HSE.RU.
В условиях развития цифровой экономики спрос на выпускников и специалистов в областях STEM повсеместно растет, причем остается неудовлетворенным, а отдельные STEM-навыки требуются все более широкому кругу профессионалов из других сфер. Исследователи Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ оценили с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA значимость отдельных STEM-профессий и компетенций в России и мире на основе более 80 тыс. публикаций в зарубежных и российских отраслевых медиа.
Единого определения состава STEM-профессий (куда входят естественные науки, технологии, инженерия, математика) не существует: по различным классификаторам их число варьируется, достигая 100 и более. Например, Бюро статистики труда США опирается на перечень 100 профессий STEM, включая компьютерные и математические, архитектурные и инженерные, профессии, связанные с естествознанием и физикой, управлением и преподаванием в высшей школе, с продажами в этих функциональных областях, требующие наличия научных или технических знаний, полученных в рамках третичного образования.
Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта. Информационная база iFORA включает более 500 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников) и постоянно пополняется. В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки.
Мировой рэнкинг
В мире по состоянию на 2021 год абсолютными лидерами среди STEM-профессий являются разработчики программного обеспечения. Необходимость анализировать значительные объемы информации определяет также спрос на аналитиков данных (data scientists). Последние входят и в российский перечень (на пятом месте).
Глобальную тройку STEM-профессий замыкают физики. За классическим названием часто кроется принципиально новое содержание, обусловленное актуальными задачами фундаментальной и прикладной науки: например, современные физики могут заниматься созданием сетей квантовых коммуникаций или разрабатывать новые материалы (14-е место).
Пандемия COVID-19 усилила значимость профессии эпидемиолога (седьмое место в мировом топ-15; в российском перечне отсутствует): в 2020 году эти специалисты упоминались в отраслевых источниках почти в девять раз чаще, чем годом ранее, число упоминаний осталось высоким и в 2021 году. На фоне обострения экологической повестки и более устойчивых и долгосрочных трендов научно-технологического развития растет востребованность специалистов по вопросам охраны окружающей среды.
Спрос на STEM-профессии в России
Для России характерны многие из отмеченных глобальных тенденций в развитии STEM-профессий; более половины наименований в мировом и национальном перечнях совпадают. Вместе с тем есть существенные различия, которые отражают особенности рынка труда, обусловленные структурой национальной экономики, в частности значительную долю добывающей и обрабатывающей промышленности и сравнительно небольшой ИТ-сектор.
Самая значимая STEM-профессия на российском рынке—физики (внутри этой широкой группы особенно востребованы геофизики). Высокий спрос также и на другие профессии, связанные с добывающей промышленностью: геодезист-топограф (седьмое место) и горный инженер (14-е).
Представители традиционных STEM-профессий, такие как математики и химики, занимают второе и третье места. Среди математиков в России востребованы в первую очередь математики-исследователи, а в составе группы химиков — биохимики и инженеры-химики. В топ-15 также вошли биофизики и биоинформатики.
Самая заметная доля наиболее перспективных как на мировом, так и на российском рынке STEM-профессий (по девять позиций) связана с инженерным делом. Та или иная инженерная специализация прямо фигурирует в названиях шести профессий, входящих в мировой топ-15, и в семи из российского перечня. При этом если в России растет значимость инженерных кадров для сельского хозяйства и инженеров-технологов (пятое и восьмое места), то на мировом рынке востребованы инженеры по биомедицинскому оборудованию и в авиакосмической отрасли (номера 10 и 15 соответственно).
В национальном перечне не представлены статистики и менеджеры по инженерно-техническим вопросам (11-е и 13-е места в мировом топ-15). В России менеджерские функции в технической сфере при необходимости берут на себя сами инженеры: понимание специфики отрасли оказывается важнее управленческих компетенций как таковых. В то же время профессиональные менеджеры недостаточно востребованы на производстве.
Заведующая отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Наталья Шматко:
«Ядро навыков современных STEM-профессий составляет умение работать с различными информационными технологиями, программными продуктами и базами данных. Пандемия и переход на удаленный режим еще более наглядно обозначили потребность в цифровых навыках. Как ни парадоксально, но многие STEM-специалисты в России в начале периода пандемии недостаточно ими владели и в срочном порядке осваивали продукты и сервисы, необходимые для дистанционной работы.
Наши исследования по форсайту компетенций показывают, что, независимо от конкретной профессии, STEM-специалисты должны обладать широким набором навыков — как узкоспециализированных, так и надпрофессиональных и, в первую очередь, «мягких». Ожидания работодателей связаны с готовностью специалистов к постоянному обучению, их организаторскими способностями, умением действовать в режиме многозадачности, системным мышлением, а также грамотной письменной и устной речью (включая умение вести деловую переписку и представлять коллегам и заказчикам результаты своей работы). Особый спрос на креативность и ответственность.
Анализ вакансий и работа с большими данными, которые мы проводили, в частности в рамках подготовки «Атласа профессий будущего», показали, что от специалистов в ближайшие годы будут требоваться не просто широкий профессиональный кругозор, но готовность отслеживать перспективные технологии как в своей, так и в смежных областях, желание их осваивать».