Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Профессии будущего: как следить за трендами и найти новый карьерный путь

Фото: Pexels
Фото: Pexels
Как действовать проактивно, не пропустить изменения в профессии и приобрести карьерное преимущество

Об эксперте: Татьяна Смирнова, руководитель Центра развития карьеры в «Нетологии»

Рынок труда меняется. Каждый год появляются новые профессии: тиктокеры, пилоты беспилотников, аналитики баз данных. Меняются требования в уже существующих: появляются новые технологии, инструменты и ниши. Как следить за этими изменениями и не отстать от трендов в профессии?

Есть несколько шагов, которые помогут сориентироваться в обилии информации и найти то, что будет интересно и перспективно. Они подойдут тем, кто хочет развиваться в существующей профессии и оставаться востребованным специалистом, а также тем, кто хочет найти новую профессию и понять, в каком направлении двигаться.

Кстати, РБК Тренды постоянно обновляют статью «100 профессий будущего». Экопроповедник, дата-журналист, трендвотчер — кто все эти люди? Ответы — в нашем материале. 

5 шагов по построению карьерной траектории

1. Смотреть шире

Избегайте привычных путей и ищите новое. Важно собрать как можно больше проверенных фактов, чтобы составить общую картину текущей ситуации в профессии.

  • Начните следить за трендами рынка. Подпишитесь на популярные онлайн-издания и тематические группы в соцсетях. Например, vc.ru, Хабр, блог «Нетологии». Обращайте внимание на то, какие новые продукты, услуги и приложения появляются в вашей жизни, какие новые слова и понятия возникают при общении. Например, Clubhouse открыл возможность в прямом эфире присутствовать при диалогах лидеров мнений по разным направлениям. Любопытство — хорошая привычка, чтобы начать разбираться в современных профессиях. Совершенно необязательно становиться тиктокером или зависать в Clubhouse, но познакомиться с новыми трендами и составить свое мнение полезно.
  • Изучите актуальную статистику и исследования рынка труда. Регулярные прогнозы предоставляет Всемирный экономический форум. Научные работы можно почитать на сайте Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ, аналитические данные найти у крупных консалтинговых компаний, таких как Boston Consulting Group, PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young. Узнайте о трендах образования в Атласе новых профессий и посмотрите, какие новые направления обучения появляются в топ-100 университетов мира.
  • Знакомьтесь с новыми людьми. Посещайте мероприятия, где у вас будет возможность пообщаться с профессионалами из разных областей. Поддерживайте контакт с теми, кто вас заинтересовал, через соцсети. Также можно подписаться на любого интересного вам деятеля: спикера с конференции, эксперта, давшего комментарий в видео или статье, и специалиста, который рассказывает о своей работе в блоге.
  • Оцените внешние факторы. Подумайте, какие обстоятельства и глобальные изменения могут повлиять на вашу сферу: что сделает ее востребованной или, наоборот, помещает развитию. Конечно, могут возникнуть и «черные лебеди», непредсказуемые события, о которых писал Нассим Талеб, но есть и прогнозируемые вещи. Так, дистанционная и гибридная занятость не была чем-то совершенно новым до 2020 года, просто ее применение усилилось за счет обстоятельств.
  • Следите за появлением новых профессий. Это можно узнать не только из изданий, где вы читаете новости, докладов международных организаций и консалтерских компаний или из Атласа новых профессий. Если вы подписаны на каналы, группы и рассылки с вакансиями, то заметите появление необычных должностей. Или просто зайдите на Headhunter и начните поиск не по профессии, а по ключевым навыкам. Просмотрев несколько первых страниц, вы сможете встретить вакансию, о которой раньше не слышали, узнать требования к ней и поискать подробности в интернете.
  • Оцените, какие новые задачи появляются перед бизнесом. Послушайте, о каких новых задачах сообщают на годовых собраниях, поинтересуйтесь стратегией развития вашей компании, подумайте, как можно было бы достичь поставленных целей быстрее и дешевле за счет алгоритмов и автоматизации. Как правило, компании привлекают для решения новых задач сотрудников, разбирающихся в процессах и готовых взять на себя ответственность за их трансформацию. Проявите инициативу и получите новый практический опыт.

Павел Притчин, CTO «Додо Пицца»:

«В основном новые специалисты растут внутри компании. Когда появляется новая технология, разумнее передать работу над ней сотруднику, который понимает контекст и специфику бизнеса. Если такого нет, ищем извне того, кто живо интересуется новой технологией и хотел бы отработать ее, внедрив в конкретный продукт.

Подходящий специалист при этом должен соответствовать определенным параметрам, даже если он не всегда до конца понимает, чем ему предстоит заниматься. Это задача первопроходца –– исследовать неизвестное и структурировать его.

Когда новая роль становится понятной, мы даем ей формальное описание и составляем список компетенций. После этого можно обучать других сотрудников или нанимать новых, потому что для нее уже прописан четкий пул задач и обязанностей».

Роман Доронин, CEO группы компаний EORA:

«Появление специалиста по принципиально новому направлению — сложный вопрос. Есть несколько способов его привлечения — внутренний и внешний. В первом случае внутри команды выбирают человека, обладающего необходимым опытом и интересом к новому направлению. Ему предстоит пройти становление в новой специализации, которой раньше в компании не существовало. Таким человеком может быть технический директор, менеджер проекта или продуктолог, который возьмется за изучение азов нового направления. Особенно важно для такого пути найти внешних консультантов, которые ускорят процесс освоения новой области».

2. Углубиться в изучение направлений

В процессе изучения информации вы начнете понимать, что вызывает у вас внутренний отклик. Когда вы выберете несколько наиболее интересных направлений, нужно будет изучить их глубже.

Хорошо, если вы знаете английский, поскольку наиболее свежие исследования и качественная информация по многим сферам доступны именно на нем.

Выясните, какие требования сейчас предъявляются к специалистам вашей профессии. Можете найти на HeadHunter вакансии по аналогичной должности или посмотреть в LinkedIn профили сотрудников, занимающих интересующие вас позиции в других компаниях. Составьте список требований.

Павел Притчин:

«На рынке появляются комбинированные роли, включающие в себя операционную часть и более детальное знание процессов. В частности, это происходит в техническом менеджменте. У нас, например, вместо тимлидов есть техлиды (Tech Lead), которые ведут команды разработчиков в техническом направлении. Причина их появления в том, что компании хочется делать максимум минимальными силами. Уже нет подхода, когда бизнес следует регламенту — технологии привносят все более разнообразные возможности, а комбинирование функционала обеспечивает гибкость».

Роман Доронин:

«Появление новой технологии стимулирует спрос на специалистов, которые будут с ней работать. Зачастую происходит миграция профессий. Например, мы все хорошо представляем, что такое визуальный дизайн. Но сейчас появился Conversational User Interface (CUI) — голосовой дизайн, в котором специалист программирует диалоги для голосовых ассистентов, их реплики и стиль общения (tone of voice). Это смежная часть дизайна, в котором UI/UX-навыки комбинируются с навыками из лингвистики и копирайтинга».

Екатерина Шестимерова, руководитель управления по развитию привлечения и HR-бренда в «Тинькофф»:

«Специальности рождаются от потребности. Так, например, для улучшения качества наших моделей в отделе Искусственного интеллекта появились сотрудники, которые работают на стыке машинного обучения и лингвистики. Они проводят анализ конкретных моделей, ищут неточности и смотрят, как с ними системно работать.

Изначально была команда, пишущая модели голосового помощника «Олег». От него нужно добиваться высокого качества понимания и помощи клиенту. Каждый день появляется все больше данных, по которым алгоритм может понять, где он неправ. Но чтобы ускорить этот процесс, наряду с основной командой появились эти специалисты, которые разбираются, в какой именно области ответов «Олег» западает и как скорректировать модель, чтобы исправить ошибку».

3. Оценить себя

После изучения интересующих направлений нужно будет так же внимательно присмотреться к себе.

  • Определите свои ценности. Подумайте, что для вас по-настоящему важно в жизни, что приносит удовольствие и чем вы готовы заниматься, несмотря ни на что. Используйте для этого тест по методике «Якоря карьеры» Эдгара Шейна. Он поможет сформулировать, что именно вы хотите реализовать в карьере: возможность управлять, решать сложные задачи, профессиональную компетентность или что-то еще.
  • Возьмите список должностных обязанностей и требований, составленный на основании анализа позиций и профилей из открытых источников. Попробуйте соотнести его со своим опытом, чтобы понять, что нового появилось в профессии и каких навыков вам не хватает. Ответьте на несколько вопросов:
  • Что нужно узнать и применить, чтобы делать работу быстрее и соответствовать новым требованиям?
  • Что нового я узнал (а) за последний год, какие новые навыки и инструменты освоил (а)?

Объедините ценности, имеющиеся знания и навыки и зоны своего развития — это понадобится на следующем этапе.

Екатерина Шестимерова:

«Все хорошие специалисты у нас имеют базовое образование. У продуктовых маркетологов, которых я знаю лично, либо хорошее фундаментальное образование, либо большой опыт работы, который им это образование компенсировал. Например, отлично срабатывает, когда есть база в виде физмата, технической специальности или исследовательской деятельности, на которую «насаживается» знание фреймворков работы в конкретной области».

4. Сопоставить информацию

Теперь нужно сопоставить собранную на предыдущих шагах информацию о себе и интересующих направлениях. С одной стороны, будут ваши интересы, ценности и профессиональные навыки. С другой — требования рынка, задачи и возможности по каждому направлению. Посмотрите:

  • в каких направлениях есть больше пересечений с вашими интересами и возможностями;
  • что необходимо узнать, чтобы развиваться в выбранном направлении;
  • какие усилия для этого необходимы.

Определите, какое направление подходит вам по ценностям, имеющимся навыкам и необходимым усилиям для развития в нем.

Екатерина Шестимерова:

«Следить за тем, что происходит и становится востребовано, нужно опираясь на свои симпатии. Мой совет тем, кто следит за изменениями, — попробовать несколько лет поработать в большой корпорации. Тренды в них «прорастают» быстрее, насмотренность будет выше и будет больше данных, с помощью которых вы сможете решать, откликается вам это или нет. Хорошо, когда есть большая витрина выбора с практиками и областями развития».

5. Определить зоны развития

Когда конкретное направление в профессии выбрано, еще раз проанализируйте, какие навыки вам необходимы для дальнейшего развития. Составьте план развития этих навыков и дальнейших шагов на выбранном карьерном пути. Например, как вы можете получить необходимые навыки: что прочитать, посмотреть, какие проекты выполнить.

Тренды в появлении новых специалистов в диджитал-сфере

Екатерина Шестимерова:

«Сейчас для нас в приоритете решения, основанные на искусственном интеллекте. Поэтому будет активно развиваться все, что связано с исследованием данных и автоматизацией.

С другой стороны, машинное обучение — это всегда только инструмент, который можно применить к работе с текстом, маркетингу, распознаванию образов. Поэтому в некоторых направлениях появляется все больше людей с сильным гуманитарным образованием. Они лучше понимают, как исследовать людей, их привычки и поведение. У них большой академический опыт (анализа научных статей, мета-анализов, подготовки гипотез и экспериментов, оценки статистической значимости), и в то же время умение использовать продуктовые подходы, такие как исследование проблем клиента (CustDev), и данные веб-аналитики».

Роман Доронин:

«В ближайшие пять лет востребованными станут профессии, связанные с прикладным применением машинного обучения. Особенно ценными кадрами будут люди с пониманием основ Data Science и предметной области. Например, человек с фундаментальным знанием биологии, применив методы машинного обучения, может получить принципиально новые результаты, а журналист, умеющий работать с данными, сможет найти новые инсайты для своих статей.

Что касается дата-сайентистов, то есть две тенденции. Одни со временем станут универсальными и будут закрывать весь цикл работ на проекте или в компании, так как в мире будет все больше полностью готовых и автоматизированных фреймворков и обученных моделей. Другие, наоборот, будут узкими специалистами, делающими акцент на ресерче, которые будут стараться получать максимальные метрики в локальных задачах и писать статьи».

Современный мир редко предлагает готовые и простые решения, всегда существует множество индивидуальных аспектов и нюансов, которые нужно учитывать. Поэтому, несмотря на все тенденции и тренды, выбор вашей карьеры всегда за вами.

Запомните

  1. Смотрите шире на рынок труда и тренды через статьи, исследования, вакансии, экспертов, стратегию и задачи компании.
  2. Изучите потенциальные направления.
  3. Оцените себя с точки зрения имеющихся навыков и ценностей.
  4. Сопоставьте приоритетные направления со своими навыками и возможностями и выберите наиболее подходящее.
  5. Определите зоны дальнейшего развития и спланируйте дальнейшие шаги.
Обновлено 20.08.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть