Кто такой ИТ-проповедник
ИТ-проповедник — человек, который рассказывает о пользе новой разработки и о том, как ей пользоваться, максимальному числу людей: клиентов, разработчиков, партнеров. Его также называют ИТ-евангелистом, ИТ-пропагандистом и технологическим консультантом.
ИТ-проповедник — одна из профессий будущего.
Маркетологи продвигают продукты компании и увеличивают ее прибыль, а ИТ-проповедники продвигают саму технологию, чтобы в конечном счете сделать ее технологическим стандартом на рынке. Одним из первых ИТ-проповедников на Западе называют Гая Кавасаки, который работал в 1990-х годах в Apple:
«Моя работа в Apple заключалась в том, чтобы поделиться хорошей новостью: Macintosh сделает каждого более креативным и продуктивным. Я не просто продавал компьютеры — я верил в это так сильно, что хотел, чтобы другие тоже ощутили то же самое» [1].
Главное — ИТ-проповедник сам верит в технологию, которую распространяет. Он становится ее «лицом». Даже покинув компанию, такие специалисты обычно не отказываются от своих убеждений, иначе рискуют потерять репутацию. В этой специальности ценится честность. Тот же Гай Кавасаки писал в своих правилах ИТ-евангелизма:
«Евангелисты пропагандируют крутые вещи, поэтому им не нужно лгать об особенностях и преимуществах. Евангелисты знают свое дело, так что им не нужно врать, чтобы прикрыть свое невежество» [2].
Чем занимается ИТ-проповедник
ИТ-проповедник общается с аудиторией в любых доступных формах: выступает на конференциях в роли эксперта и проводит собственные вебинары, отвечает на вопросы журналистов, пишет собственные статьи для СМИ и блогов, запускает конкурсы среди разработчиков и комьюнити в соцсетях.
Он собирает обратную связь от пользователей и передает ее разработчикам для исправления багов или запуска новых функций продукта.
Ключевые навыки ИТ-проповедника
Это смежная специальность, которая, с одной стороны, требует глубоких знаний в программировании, а с другой — умения общаться с большим количеством людей. Общаться приходится с профессионалами и обычными пользователями, убеждать их в эффективности продвигаемой технологии. Не лишним будут навыки создания презентаций, публичных выступлений и нетворкинга.
Разработчики склонны к интроверсии [3], поэтому одинаково развитые хард- и софтскиллы могут стать настоящим вызовом для технического специалиста. Однако ИТ-евангелист Microsoft Дмитрий Сошников отмечал, что выход есть:
«Если человеку комфортнее общаться с большим количеством людей, он может быть евангелистом, работающим с разработчиками. Если ему удобнее общаться one-to-one с компаниями, то он будет заниматься компаниями. Технический бэкграунд, наверно, чуть глубже у тех, кто работает с компаниями <...>. В целом основная идея та же самая — сделать первый шаг, показать, как можно использовать технологию, и увлечь ею, вдохновить» [4].
Откуда придет профессия
В российских компаниях эта должность встречается редко — часто функции ИТ-проповедника берет на себя сотрудник отдела маркетинга или PR-специалист. Но в идеале ИТ-евангелистами становятся разработчики: они знают технические тонкости продукта или сами его создают.
При этом за рубежом таких вакансий уже много. По данным сервиса PayScale, в 2021 году средняя зарплата ИТ-проповедника в США до вычета налогов — $145 тыс. в год [5]. В России за эту работу в среднем предлагали ₽100 тыс. в месяц в 2011 году, это около $17 тыс. по тому же курсу доллара [6].
Как стать ИТ-проповедником
Технические навыки можно получить в вузе на специальностях «Информационные системы и технологии» или «Прикладная информатика», а также в онлайн-школах вроде Coursera, «Нетология», Skillbox, GeekBrains. Чтобы развить навыки общения, можно взять консультацию у психолога и выявить свои точки роста. Навык публичных выступлений лучше получать в школах ораторского мастерства. Оба типа навыков лучше развивать параллельно друг другу.
Однако стать ИТ-проповедником без опыта работы невозможно. Как минимум, нужно устроиться в компанию, продвигающую свою технологию на рынке, и разобраться в ней. Также важно следить, чтобы технология была действительно передовой. Следить за трендами технической науки помогут журналы из списка Scopus [7] или издания типа TechCrunch, The Verge, Wired.