Профессия — урбанист: кто и как будет планировать наши города в будущем

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Интерес к урбанистике вырос в связи с объективным развитием «основного» предмета — города. Какие тенденции развиваются сейчас в этой сфере и что нужно, чтобы стать хорошим урбанистом — в материале РБК Трендов

Об экспертах:

Материал подготовлен при участии преподавателей Кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева ИОН РАНХиГС:

  • Эмиля Маркварта, профессора Кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева ИОН РАНХиГС, профессора Института управления и регионального развития РАНХиГС;
  • Романа Рудого, директора образовательных программ, преподавателя Кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева ИОН РАНХиГС.

Кафедра была создана в 2009 году ученым, профессором Вячеславом Глазычевым и стала первой в России образовательной и исследовательской платформой, занимающейся вопросами управления городским и территориальным развитием. На ее базе создана Библиотека территориального развития — первый цифровой ресурс, посвященный городской среде и урбанистике.

Постиндустриальный город многомерен и сложен. Его изучение уже давно перестало быть уделом архитекторов, планировщиков, экономистов, коммунальщиков и т.д. Специалисты, развивающие города, больше не могут оставаться «узкими» профессионалами: им нужна междисциплинарность, умение видеть объект объемно, понимать многочисленные и сложно разветвленные связи и последствия. Кроме того, в постиндустриальном обществе растет роль человека, его интересов и предпочтений — они постепенно становятся экзистенциальными для развития тех или иных территорий, агломераций. Да и сама сфера становится интересна все большему числу жителей, желающих участвовать в процессе развития и улучшения своих городов.

Восприятие урбанистики: раньше и сейчас

Любое пространство, в том числе городское, связано с двумя большими параметрами: жителями (населением) и экономикой. Примерно до 1980-90-х годов подготовка специалистов для изучения и проектирования городов была связана с типом экономики и общества.

В 1960-70-х годах активно развивались теории и дисциплины, связанные, в первую очередь, с экономическими аспектами: инвестиционная привлекательность, планирование размещения производства. Изучение экономики занимало существенное место в образовательных программах и исследованиях, а человек был скорее подчиненной переменной. Второй аспект — территориальное планирование. Эти две доминанты определяли «лицо урбанистики» прошлого столетия.

Наукоград Кольцово, Новосибирская область
Экономика образования Как работают наукограды в России

С переходом к постиндустриальному обществу довольно сильно меняется соотношение этих факторов — физические и материальные играют все меньшую роль, а на передний план выходит человеческий фактор. Сегодня вклад человеческого капитала в общий мировой продукт составляет до 80%.

Урбанистика также претерпела изменения и за последние 30-40 лет отошла от чисто экономических и планировочных аспектов к более комплексным, изучающим потенциал и развитие человека. Ведущими дисциплинами стали антропология, социология, креативные индустрии.

Актуальные тренды в урбанистике

«Мягкая инфраструктура»

C точки зрения привлекательности городов в международных методиках выделяются два больших блока — твердые и мягкие факторы. Если в индустриальной экономике приоритетную роль играют первые (транспортная доступность, стоимость ресурсов, близость к источникам сырья и рынкам потребления), то в постиндустриальной экономике ведущими становятся мягкие факторы. К ним относится «мягкая инфраструктура», образование, культура, местное сообщество, связи между людьми, интеллектуальный творческий креативный рост.

Можно привести в пример Берлин — город с тяжелой историей, радикально изменившийся за 30 лет. О нем никогда не говорят как об индустриальном городе, потому что креативная среда дала новый толчок к развитию и позволила сформироваться уникальной городской среде. Есть также пример французского Монпелье, который делает ставку на образование и развитие инновационных технологий. Этот город с большим числом образовательных учреждений — от университетов до бизнес-школ — технологических кластеров, разнообразием услуг привлекает иностранных преподавателей и студентов со всего мира и в то же время остается относительно спокойным и творческим.

Восточногерманский «Трабант» на фоне East Side Gallery на месте бывшей Берлинской стены, 2019 год
Восточногерманский «Трабант» на фоне East Side Gallery на месте бывшей Берлинской стены, 2019 год (Фото: Shutterstock)

Многомерность и междисциплинарность

Пространство — это насыщенная территория, где встречается очень много различных компонентов и элементов. Если мы хотим изучать его, мы должны учитывать все компоненты. Комплексность и взаимосвязанность дисциплин — ключевой тренд. Многоаспектность и многомерность самого объекта — города, учет самых разных аспектов ведут к тому, что и профессиональное образование должно быть комплексным.

Цифровизация

Во всем мире, в том числе и в России, в процессы строительной отрасли, органов городского управления активно внедряются новые цифровые технологии. Например, 4D и BIM-технологии уже сейчас позволяют создавать информационные модели как отдельных элементов конструкций, так и всего строения, рассчитывать ресурс объекта и его частей, визуализировать полученные модели во времени.

Индустрия 4.0 Мощные вещи: как дома и города превратятся в подобие живого организма

И в городском планировании и управлении многие решения уже невозможно представить без цифровой поддержки. И это не только пользовательский интерфейс, позволяющий упростить взаимодействие людей с городом, но и в том числе большое количество сенсоров и датчиков, дающих возможность увидеть город в другой оптике, которой точно не существовало еще пять-десять лет назад.

Сегодня о городе можно многое сказать с помощью огромного количества данных. У нас появилась некая сеть разных взаимосвязанных точек и параметров, позволяющая обрабатывать, обобщать и интерпретировать все эти данные цифровыми методами. Создавая цифровую копию города, можно менять переменные в больших моделях и вносить «виртуальные», а не реальные физические изменения в пространство. Это позволяет посмотреть на изменения в динамике, предугадать эффекты воздействия и спланировать все более детально. Однако с другой стороны, искусственный интеллект не даст полной картины, так как город — это не только данные и их взаимодействие, но и люди, действия которых могут приводить к совершенно неожиданным эффектам. Всецело полагаться на цифровые модели — не совсем правильный ход.

Учебные заведения тоже стараются использовать цифровые технологии, отчасти к этому их подтолкнула пандемия. Но полноценное образование все-таки должно быть в том числе очным, «живым»: необходимо взаимодействие преподавателей и слушателей, студентов между собой, тогда идет полноценный процесс образования. Хотя сегодня вузы осваивают и новые форматы обучения: учатся проводить интерактивные лекции и практические онлайн-занятия. Одна из идей — попробовать использовать цифру и VR в наиболее приближенном к реальному образованию формате.

Индустрия 4.0 Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров

Вовлечение жителей

Привлечение горожан к развитию среды становится нормой муниципальных практик. Сейчас уже сложно представить проект публичного пространства — парка, набережной, площади — без участия жителей в процессе разработки. Для вовлечения применяется большое количество инструментов: от опросов и социальных исследований, до стратегических семинаров и соседских фестивалей. Технологии городского соучастия получили экстенсивное развитие в рамках федерального проекта и конкурса «Формирование комфортной городской среды», от муниципалитетов-участников которого требуется подготовка проектов развития общественных пространств совместно с местными жителями и бизнесом.

Специальность: урбанист

Профессия урбаниста — профессия и настоящего, и будущего. Всегда нужны люди, которые осмысляют процессы в городе, помогают формироваться современным трендам. Профиль урбанистики (территориального развития) — это абсолютно живая материя, которая будет продолжать меняться. Это важно при определении профессии урбаниста.

В нашем сообществе часто говорят о том, что нужно разработать некий стандарт урбанистики. Мы находимся на этапе его поиска и формирования, но формат еще не найден и не закреплен. Во многом появление стандарта может говорить не о развитии, а новых ограничениях. Закрепление профессии даже может привести к кризису для урбанистики и стагнации, потому что сама область знаний комплексная и изменчивая. Соответственно и в образовании очень важно быть гибким и адаптивным, постоянно реагируя на изменения.

Несмотря на растущую популярность профессии, получить диплом по ней до сих пор не так просто. Современная урбанистика — комплексная область знаний, в которой сложно сказать, что является приоритетом. Кафедра территориального развития им. В.Л. Глазычева ИОН РАНХиГС, например, готовит специалистов в области территориального развития и делает упор на управление.

Первая и основная составляющая — городской менеджмент и ведение проектов пространственного развития. Студенты учатся реагировать на изменения в городе, что предполагает понимание взаимосвязей и измерений пространства, умение коммуницировать, убеждать и взаимодействовать, работу в команде и наличие управленческих и экономических компетенций.

Вторая составляющая касается всего, что имеет дело с градостроительством, градорегулированием и социально-экономической географией.

Третья — это гуманитарный блок: социология, антропология, искусство в городе, культурология, психология, через призму которых осуществляется осмысление городского пространства через взаимодействие с человеком.

И, наконец, архитектурная составляющая: студенты не обязаны чертить и проектировать здания, но должны быть в контексте и понимать, какие существуют архитектурные стили, какова ценность того или иного здания, почему она имеет мировое признание. Сегодня не все архитектурные вузы представляют такое широкое многоаспектное образование. Примерно треть студентов приходят на программы кафедры с базовым архитектурным образованием, но многие дисциплины для них в новинку, например, экономика и социология города.

Фото:Екатерина Кузьмина / РБК
Футурология Какие тренды будут влиять на городскую политику в ближайшие годы

Самые важные компетенции, необходимые, чтобы стать урбанистом

  • Большой плюс — умение мыслить пространственно. Не каждый специалист имеет представление об инвестициях, экономике, системе публичного управления. Нужно быть готовым к освоению новых дисциплин, не всегда смежных с накопленным опытом.
  • Второй важный навык — умение работать в команде в долгий период. Один урбанист не сделает полноценный проект в сфере территориального развития: это должна быть слаженная командная работа с людьми, обладающими разными компетенциями и умеющими видеть сам объект объемно.
  • Должна быть высокая мотивация. Освоить профессию не так-то просто, а обучающие программы зачастую сильно растянуты во времени. Для начала лучше четко понять, каких компетенций не хватает, а также где и как их получить.

Образование в сфере территориального развития

  1. Бакалавриат и магистратура по специальности «Управление городским территориальным развитием» — программы кафедры им. Глазычева по одному профилю. Бакалавры обучаются в формате Liberal Arts, то есть по американской модели, которая предполагает самостоятельный выбор предметов после второго курса. В России по такой системе работают только два вуза — РАНХиГС и факультет Свободных искусств и наук СПБГУ (Смольный колледж).
  2. Программа повышения квалификации «Вовлечение горожан в проектирование городской среды» — четырехдневный интенсив для разбора кейсов и обмена опытом. Здесь учат проведению стратегических сессий с жителями, запуску информационной кампании, вовлечению разных категорий (бизнес, некоммерческий сектор, городские сообщества). Большую часть занимает нетворкинг и обсуждение примеров участников.
  3. Сейчас в этой сфере подобный спектр услуг предлагает Высшая школа урбанистики А.А. Высоковского в НИУ ВШЭ на программах бакалавриата и магистратуры. Отдельные программы есть в МАРХИ.
  4. В Санкт-Петербурге программы Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО определяются спецификой самого вуза — информационными технологиями. Магистерская программа «Умный город и урбанистика» включает в себя несколько специализаций, а обучение в англоязычной магистратуре по световому дизайну предполагает выбор между дизайном городской и интерактивной среды.
  5. Появляются программы и в отдельных регионах (Новосибирск, Ростов-на-Дону).

Урбанистика — это довольно новое направление для России. На сегодняшний день выработался общий понятийный каркас в коммуникации между заказчиком, городской администрацией и жителями, но в ближайшем будущем формирование общего языка будет продолжаться. Практика вовлечения показывает, что этот процесс будет распространяться на общегородской уровень. Уже не только активисты и профессионалы будут понимать, как работают города — общий понятийный каркас будет охватывать городское сообщество в целом. Образовательные программы в этом случае являются хорошим медиатором и институтом, накапливающим и формулирующим этот язык, и учат разных игроков говорить на нем.

Также мы начинаем отходить от копирования и адаптирования зарубежного опыта и занимаемся развитием собственных подходов и технологий в территориальном развитии. Здесь необходимо соблюсти баланс и не уйти исключительно в практику, что может остановить поиск нового.

Обновлено 10.08.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть