Мы стали чаще учиться в онлайне. Причин много, суть одна — вебинары, лекции в зуме и онлайн-марафоны стали обыденностью. При этом массовый переход в Cеть не сопровождался экспресс-курсом выживания в интернете. Нам не рассказали, как эффективно работать и получать знания в интернет-среде. В результате фрустрация, обесценивание сетевого опыта и неизбежная поляризация «офлайн» — «онлайн».
Чтобы обсудить, как преуспеть в онлайн образовании, стать ответственным цифровым гражданином и развивать навыки, необходимые для существования в сетевом пространстве, ведущий Максим Буланов пригласил доцента НИУ ВШЭ, автора блога «Злобный культуролог» Оксану Мороз.
Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете. А в нашем Telegram-канале вас уже ждет задание, выполнив которое, вы станете еще более эффективным лайфлонг-лернером.
Чтобы прослушивание выпуска было максимально полезным, мы подготовили для вас файл с упражнениями. Они помогут понять, насколько вы состоялись как «цифровой студент» и что нужно сделать, чтобы учиться в Сети стало еще комфортнее.
Таймлайн разговора
3:50 — Наше цифровое поведение
6:35 — Что не так с обучением в онлайне
9:00 — Мы в онлайне и офлайне — в чем разница?
12:30 — Рубрика «Шпаргалка»: автор YouTube-канала «Книжный чел» Григорий Мастридер о том, как сделать, чтобы гаджеты не отвлекали, а помогали
16:15 — Про цифровой интеллект
20:30 — Как преодолеть цифровое неравенство
25:30 — Развиваем цифровые навыки
29:45 — Как справиться с цифровой перегрузкой
Хайлайты разговора
Основная сложность онлайн-общения в том, что люди переносят правила из офлайна в цифру. Онлайн кажется знакомым и комфортным, но на самом деле требует если не новых навыков коммуникации, то точно отличающихся от тех, что мы ежедневно практикуем. Например, уметь заботиться о виртуальной безопасности, быть внимательным и последовательным.
Часто онлайн-обучение выглядит так, будто тебя учат, а не ты учишься. Ученику кидают ссылку, проговаривают лекцию, иногда развлекают. Исчезает интерактивность, возможность у самих учащихся настраивать исследовательские методы, которые помогают открывать неизвестное, учиться самостоятельно.
В онлайне лучше работает все, что касается равенства возможностей. Но выстроить там кулуарные дискуссии гораздо сложнее. Цифры сближают и создают ощущение минимального расстояния и максимальных ресурсов. Но на самом деле мы существуем в пространстве, опосредованном экранами устройств и скоростью Wi-Fi.
Цифровой интеллект — это умение существовать в онлайне. Он базируется на трех навыках.
- Цифровое гражданство, умение безопасно, ответственно и эффективно использовать технологии и медиа для времяпровождения с любыми целями.
- Цифровая прикладная креативность — способность становиться значимой частью цифровой экосистемы с помощью создания нового контента.
- Цифровое предпринимательство, то есть умение действовать, быть проактивно настроенным, использовать цифровые сервисы для создания новых возможностей.
Большую часть этих навыков можно развить в процессе lifelong learning и обустройства своей образовательной траектории.
Грамотный в цифровом плане человек понимает ограниченность своего опыта и знает, что рядом существуют другие люди, другие сообщества, другие площадки, где могут быть совершенно иные правила игры. Он готов воспитать в себе интеллектуальную скромность и даже терпимость.
В рамках системы самообучения очень важно брать на себя ответственность за то, что происходит, и не бояться отстаивать собственные представления об удобстве. Может и не получиться сделать их универсальными для всех, но вы от этого точно не проиграете.
Человек не равен сам себе в офлайне и онлайне. В разных социальных сетях выстраиваются альтернативные версии личности, которые могут быть довольно схожими, но репрезентирует каждый аккаунт свою часть от человека. Одна сеть про картинки, другая про профессиональные группы, третья — бесцензурный поток сознания. И хотя вы не равны ни каждому отдельному аккаунту, ни их сумме, стоит отрефлексировать свое позиционирование в онлайне: ваши соцсети «представляют» вас в интернете, и на их основе люди складывают о вас впечатление.
Информационная перегрузка — история про неумение ранжировать по степени значимости сетевые данные, которые постоянно на нас сваливаются. Если вы устаете от объема действий в онлайне, подумайте, какие из них функциональные, нужные и полезные в средней, срочной и долгосрочной перспективе. Что отнимает кучу времени и сил, но не дает ничего взамен? В борьбе с информационной перегрузкой поможет установление рутинных действий, которые можно делать только офлайн. Например, погулять с собакой, сходить на спорт, поесть, но с выключенной зум-конференцией.
Информационная перегрузка часто ведет к выгоранию. Чтобы этого не произошло, лучше сразу обозначить границы: что, сколько и когда вы готовы делать в Сети. Иначе однажды можно столкнуться с резким желанием отказаться вообще от всех дел и коммуникаций, какими бы интересными они ни были. То же самое касается и взаимодействия с другим. Подумайте, какие у вас есть границы и какие они могут быть у другого. Старайтесь уважать чужое пространство в Сети так же, как вы уважаете свое в офлайне.
Ссылки эпизода
- Книга Яна ван Дейка о цифровом неравенстве
- Классическое исследование специфик цифрового неравенства от команды Принстонского университета
- Колонка Варвары Чумаковой «В центре циклона: какие этические вызовы ставит информационная перегрузка?»
- Книга Уитни Филлипс «Трололо. Нельзя просто так взять и выпустить книгу про троллинг»
- Тест на определение уровня цифровой грамотности от исследователей РОЦИТ
- Гайды по организации удаленной работы от компании Zapier
- Классическая книга исследовательницы даны бойд (да, с маленькой буквы) «it’s complicated. the social lives of networked teens»
- Выступления Дмитрия Рогозина о результатах исследования отношения преподавателей̆ высшей̆ школы к дистанционному образованию
- Блог Татьяны Лазаревой, видео «Зачем нам онлайн-образование? Плюсы и преимущества онлайн-обучения» с участием Наргиз Асадовой и Дарьи Абрамовой