Термин «поколение Z» предложили наряду с определением «поколение Родины» (от англ. Homeland Generation) американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хау. Они сформулировали теорию поколений.
Сейчас ими принято считать тех, кто родился:
- с 2005 года по настоящее время — по Штраусу-Хау;
- с конца 1990-х до начала 2000-х — согласно словарю Merriam-Webster;
- с 1997-го по 2012 год — по трактовке исследовательского центра Pew;
- с 2003-го и до 2024 года — согласно данным российской компании RuGenerations;
- а также тех, кто повзрослеет ко второй декаде XXI века, — согласно Оксфордскому словарю английского языка.
Некоторые другие названия: «центениалы» (от англ. centennial — столетие), iGeneration (iGen) по аналогии с iPhone (предложила психолог Джин Твенге), digital natives (от англ. — цифровые аборигены), «зеты» и «зумеры».
Большая часть современных старшеклассников-представителей поколения Z уже стала активными потребителями. Эта генеральная совокупность стала объектом пристального внимания исследователей, и с каждым годом появляется все больше данных об их поведении в разных сферах.
Основываясь на агрегированных аналитических данных, а также собственной практике («зумеры» — часть нашей аудитории), можно сделать главный вывод: они сильно отличаются от старших поколений. Это, вероятно, обусловлено разным культурным и экономическим контекстом, в условиях которого происходит личностное созревание и становление.
Современные подростки взрослеют в эпоху процветания интернета, социальных сетей и портативных гаджетов, следовательно — постоянного потока информации, а «бумеры» и поколение Х столкнулись с цифровыми технологиями уже в осознанном возрасте и так и не смогли до конца их «обуздать». С миллениалами «зумеров» роднит цифровая натура потребления, но при этом отличает большая практичность.
Как «зеты» потребляют информацию и предпочитают обучаться
Общие черты формируют потребительское поведение центениалов, в том числе, когда оно касается образования и способов взаимодействия с информацией. В этой связи можно выделить четыре уникальных характеристики поколения Z:
Приоритет видео-контенту
Зумеры тратят примерно один день в неделю на просмотр видео, согласно данным Criteo, тогда как другие демографические группы — в два раза меньше, по подсчетам Upfront Analytics. Неудивительно, что подростки в возрасте 13-16 лет выбирают социальные сети с превалирующим видео-контентом, такие как TikTok, Snapchat, YouTube и частично Instagram (соцсеть запрещена в России решением суда), если верить исследованию The Influencer Report.
Старшие поколения, которые не понимают ажиотажа вокруг социальных сетей или вовсе считают их бесполезными, не замечают их объективных плюсов для образования. Обучение во «ВКонтакте» или Instagram нативное: старшеклассник воспринимает эти каналы как естественный атрибут повседневной жизни, а значит — получает информацию в комфортной обстановке. Это отличная возможность донести обучающий контент, пусть даже это будет несколько фактов в 8-секундом TikTok-ролике.
Предваряя скепсис, заметим, что далеко не весь образовательный процесс стоит сводить к коротким видео, это будет несколько утрированный подход к обучению. Как показывает практика «Вебиума», старшеклассники могут без проблем просмотреть двухчасовой обучающий вебинар, длящийся в три раза дольше, чем обычный школьный урок. Концентрация поддерживается не только за счет любимого формата, но и благодаря релевантной подаче материала.
Интерактивные форматы
По данным Cognizant, поколению Z нравится вовлекающий контент. Он не только интереснее, но и легче усваивается. Интерактивное обучение тесно связано с концепцией edutainment (обучение как развлечение), где используются любимые аудиторией видеоигры, музыка, фильмы и т.д. Так информация усваивается проще, а благодаря ярким примерам из культурного контекста учеников — запоминается надолго.
Секрет успеха — апеллирование к чувствам: в большом потоке информации, с которым регулярно сталкивается молодое поколение, добиться высокого уровня вовлеченности и усвоения материалов можно за счет эмоционального восприятия. Мозг обращает больше внимания на интересный контент, поэтому, например, объяснение, что такое три-фторид золота (AuF3) с отсылкой к популярному треку Auf, будет более запоминающимся, чем просто традиционное школьное определение.
Групповое обучение
Аналитики McKinsey описывают зумеров как комьюноголиков (communoholic). Общение и обмен информацией, пусть и виртуальный, — неотъемлемая часть их жизни и устоявшаяся привычка, поэтому для них важно ощущение команды. Поддержка от сверстников, которые проходят через аналогичные трудности, помогает преодолевать такие барьеры как ЕГЭ, которое старшеклассники воспринимают как одно из самых важных испытаний в жизни. Например, осознание того, что другие ученики тоже не понимают какие-то темы, но со временем разбираются с ними, способствует повышению мотивации. Иллюзии о том, что у сверстников все легко получается, исчезают, а на смену приходит уверенность в собственных силах («если другие могут, значит и у меня получится»).
Аналитики агентства считают, что в поисках объективной правды представители поколения Z «соединяются» с другими людьми, принимая при этом чужое видение мира, даже если оно отличается от их собственного. В российских реалиях мы наблюдаем, как благодаря социальным сетям и интернету ученики из разных регионов страны преодолевают локальные культурные барьеры. Обучение в таком контексте, в том числе, готовит их к реальности будущей работы — профессиональному миру без границ и мультинациональным командам.
Критическое восприятие информации
Современные школьники развиваются в период информационного шума, поэтому они лучше других поколений умеют анализировать большие объемы данных и принимать на их основе решения, согласно McKinsey. Также, опрос Учи.ру показал, что «зумеры» очень дотошны и внимательны к деталям, в том числе во время обучения. Это значит, что старшеклассники нередко ставят под сомнение всю образовательную информацию и чаще пытаются добраться до сути, анализируя детали.
При этом «зеты» больше других предрасположены к самостоятельности: например, они охотно проводят собственные небольшие исследования и обсуждают их результаты с преподавателем. А авторитетность учителя для них определяется не занимаемой должностью, а уровнем компетентности, о котором говорят, например, результаты преподавателя прошлых лет. При этом, как и миллениалы, они нормально относятся к тому, что каждый человек может чего-то не знать.
Дойти до сути — своеобразный челлендж для поколения Z, которые практикуют мета-подход ко всему новому и непонятному. Они стараются разобраться и понять, как тот или иной концепт влияет на общество. Если негативных признаков нет, значит новинка может быть полезна и применима на практике, даже если она не нравится им.
Почему «зумерам» важно самообразование
Концепция образования как самой лучшей инвестиции очень близка представителям поколения Z. Они уверены — пускай и на подсознательном уровне, — что сила в знании, потому стремятся постоянно развиваться. Несколько обучающих курсов с параллельной учебой в университете и работой — их рядовые будни. Можно выделить три предпосылки, которые провоцируют интерес молодого поколения к саморазвитию:
- Экономический контекст
В отличие от «бумеров», которые росли в Советском Союзе, современные подростки еще с раннего детства привыкли, что можно позволить себе гораздо больше. Их базовые потребности удовлетворены, и они фокусируются на более высоких ценностях, к чему относится самовыражение.
При этом «зумеры» более прагматичны, чем идеалисты-миллениалы. Аналитики McKinsey считают, что сегодняшним школьникам достались чуть менее тепличные условия, чем поколению Y. Потребительское изобилие, несмотря ни на что, сделало их реалистами, желающими изучать только то, что поможет достичь успеха в будущем.
Фокус на полезные, практические знания также отличает их и от «бумеров», для которых обучение — это своеобразное «наполнение ведра», а не «разжигание огня»: чтобы чувствовать себя и считаться образованным, им была нужна «зубрежка» всех произведений Гоголя, исторических дат или фамилий советских академиков. «Зумеры» же предпочитают загуглить исторический факт. Для них ценность образования заключается в практическом применении — важно запоминать то, что понадобится в реальных жизненных ситуациях, и знать, где найти информацию при необходимости.
- Информационный контекст
Он формирует ценности, которые у поколения Z выражаются в свободе, успехе и личных победах. Достичь этого без самореализации невозможно. В результате ребята понимают, что им нужен поток полезной информации, которую они будут систематизировать и применять на практике.
У «бумеров» же ценности другие — уверенность в завтрашнем дне, стабильная работа, нуклеарная семья. Они привыкли к авторитарным мотивам, жизни по принципу «могу через не могу», тогда как «зумеры» воспринимают все это как тюрьму.
Постоянный обмен массивом данных меняет восприятие будущего. Старшеклассники видят множество возможных сценариев их жизни и часто имеют представление, как достичь поставленной цели. При этом они не откладывают ее «на потом» и готовы двигаться уже сейчас. Возможно поэтому школьники ценят преимущества ранней профориентации, как выяснил опрос Учи.ру.
- Фокус на личностную уникальность
Поколение Z в целом отвергает приверженность к лейблам и ценит свою индивидуальность. В образовании это проявляется в виде желания самостоятельно выбирать предметы для изучения, а не следовать предопределенным трекам. Им важна возможность менять профиль обучения в процессе. Они стремятся к самоидентичности, и самообразование — один из способов ее обрести.
Стоит отметить, что любые обобщения довольны условны. Каждый из сегодняшних старшеклассников индивидуален, и компаниям в сфере образования придется искать к ним подход и вырабатывать свои методики. Однако важно понимать общие отличительные черты, чтобы адаптировать образовательный процесс и достичь максимум эффективности.