![Фото: Shutterstock](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/83/756197069085834.jpg)
Рынок труда становится более цифровым — спрос на ИТ-специалистов зашкаливает, предприниматели выходят в онлайн, чтобы выжить, и даже офисным работникам без цифровой грамотности уже никуда. Кроме того, бизнес начинает чаще привлекать фрилансеров и проектных работников, как показывает исследование PwC «Gig-экономика 2021».
И вместе с этим все больше людей остаются без работы: за период с марта по декабрь 2020 года, как сообщил Минтруд, были уволены свыше 12 млн россиян, а безработица к январю 2021-го выросла до 5,9% с 4,6% годом ранее. Люди стали искать способы альтернативного заработка, что способствует развитию новых трендов на рынке труда.
О том, как превратить увлечение в доход, какие направления появились в экономике и каким профессиям сегодня можно быстро научиться, рассказал ИТ-предприниматель, основатель первого в СНГ Университета зерокодинга Вадим Михалев.
Passion Economy: «экономика страсти»
Этот термин, появившийся в 2019 году, отражает тренд, который в англоязычном Twitter уже окрестили «enterprization of consumer» — превращение потребителей в предпринимателей. Если предыдущее поколение маркетплейсов, работавшее по модели Uber, стирало индивидуальность работников в пользу эффективности и бесперебойности их труда, то платформы Passion Economy позволяют каждому монетизировать свои уникальные навыки.
Фактически, это превращение хобби в способ заработка, вне зависимости от того, что именно делает человек — вяжет крючком, рисует комиксы или смешит людей. В более узком смысле в понятие «экономика страсти» включаются цифровые сервисы, помогающие людям монетизировать собственные увлечения. Например, Twitch или Caffeine, позволяющие геймерам зарабатывать на стримах прохождения игр, конвертировать своих подписчиков и просмотры в деньги.
![Главная страница Twitch](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/31/756197064125315.jpeg)
Впрочем, речь не только о стримерах (и блогерах, монетизирующих свои хобби через YouTube), но и, например, о педагогах, которые преподносят свои знания через платформы Outschool, Teachable и другие. Или о дизайнерах, которые получили возможность продвинуться через Pietra, о писателях, зарабатывающих до $500 тыс. в год на Substack просто за счет подписок. Появляется больше шансов извлечь выгоду из творчества и того, что приносит удовольствие.
Сегодня на смену масштабированию приходит бесконечная палитра точечных предложений: свой покупатель находится на каждый продукт, будь то инди-игра или почтовая рассылка. В тени монополиста Amazon все заметнее становится инди-маркетплейс Shopify, где продавцы формируют прямые отношения с покупателями в своей нише.
Как подмечают в The New York Times, здесь продают нечто большее, чем продукт: это ощущение сопричастности, право быть частью комьюнити, собственная идентичность. Бланковый Shopify подходит для этого куда больше, чем Amazon, который затмевает поставщика собственным брендом. Инфлюенсеры, вроде модели Кайли Дженнер с прокачанной аудиторией в Instagram и Snapchat, с помощью Shopify могут в считанные часы конвертировать свою лояльную аудиторию в покупателей миллиардного e-commerce бизнеса.
Тренд зародился на маркетплейсах для физических продуктов вроде Etsy, а сейчас распространился и на сервисы — уже упомянутые Substack, Teachable, HireClub, SoundCloud, Glow и другие.
Экономика страсти будет усиливать влияние не только потому, что всеобщая цифровизация стимулирует людей уходить в онлайн, но и потому, что в пандемию многие лишились работы, и им пришлось искать альтернативный заработок.
Creator Economy: «экономика творческих людей»
Это направление можно считать разновидностью Passion Economy, но акцент в этом случае делается на работу в социальных сетях, получение денег за создание или разработку контента. Если до появления тренда на Creator Economy инфлюенсеры зарабатывали на оплаченной брендами рекламе в промежутках между авторским контентом, в новой парадигме они получают деньги за свое творчество напрямую от армии преданных фанатов.
Поколение Z равнодушно к раскрученным звездам и не готово тратить время на телепередачи и другие массовые продукты от крупных компаний. Вместо этого они находят тех, кто искренне заинтересован в близкой им теме, даже если она актуальна всего для десятка человек, и поддерживают их творчество деньгами.
Монетизировать талант стало возможным благодаря возникновению платформ вроде Patreon, где автор получает пожертвования от своих «патронов» (поклонников) за публикацию контента. Деньги можно вывести через PayPal и другие платежные системы. Можно выставить несколько уровней подписки, разделяя их по объему бонусов для поклонников, настроить ежемесячную подписку или получать донаты за новую порцию контента.
![Главная страница Patreon](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/37/756197064451379.jpeg)
Пандемия оказалась мощным стимулом искать новые способы заработка, а для кого-то — и пытаться отвлечься от реальности. Как передает TechCrunch, только в первые недели марта 2020-го на Patreon зарегистрировались 30 тыс. новых участников. Но эта платформа — не единственный продукт Creator Economy, хоть и доминирующий. В Fanhouse инфлюенсеры делятся своими дурацкими селфи, OnlyFans знаменит контентом для взрослых, в HeyWith экспертам платят за короткие видеоконсультации.
И все это приносит неплохой доход: платформа Teachable сообщила, что за 2020 год ее пользователи заработали суммарно свыше $456 млн. Средняя цена образовательного продукта составила $167. А разработчик инди-игры, размещенной на Patreon, может получать хорошую московскую зарплату.
Развитие Creator Economy будет сопровождаться увеличением числа нанопредпринимателей — фрилансеров, зарабатывающих на жизнь через цифровые платформы, и ростом количества этих платформ.
Как сообщает SignalFire, свыше 50 млн человек по всему миру считают себя креаторами, причем большая их часть сейчас самовыражается через YouTube.
Для поколения Z роли «креатора» и «инфлюенсера» уже стали желанными карьерными путями: в опросе 2019 года 86% «зетов» и миллениалов сообщили о желании публиковать контент с платным доступом, а 54% заявили, что будут инфлюенсерами в социальных сетях. Все эти люди могут двигать вперед Creator Economy и менять рынок труда.
Микролернинг: как обучиться максимально быстро
Шквал новых профессий, которых не было на рынке еще пару лет или даже несколько месяцев назад, стимулировал трансформацию образования в пользу коротких курсов по новым навыкам. Как отмечается в исследовании «Барометр онлайн-образования», самый популярный формат обучения сегодня — это курсы длиной в один-три месяца: каждая третья платформа уже предлагает именно такой вариант.
Вместе с этим развивается тренд на микролернинг: обучение через блоки длиной 15-20 минут. Сокращение модулей происходит во многом потому, что способность современного человека к концентрации внимания снижается: после 6-8 минут просмотра видео люди начинают уставать. Как результат — хорошо, если 20-25% учеников доходят до конца полноценного курса. Это и стимулирует платформы переходить на микроформат — его выбирают уже 43% компаний.
В ИТ-отрасли, отличающейся стремительным развитием, трансформацию профессий нередко стимулирует появление новых технологий: коммерческие редакторы уже не только пишут тексты, но и берут на себя создание сайтов под ключ, а дизайнеры не только отрисовывают, но и собирают приложения сами.
Происходит переход от узкопрофильных специалистов к модели «Леонардо да Винчи» — появлению на рынке исполнителей с уникальными комбинациями навыков, решающих задачу «под ключ» и благодаря этому способных брать более выгодные заказы. Чтобы успешно сочетать несколько компетенций, необходимо быстро им обучаться, а не тратить условные год-два на получение образования разработчика, затем еще год — на диплом дизайнера и так далее.
Еще одна причина растущей популярности коротких курсов и микролернинга — сдвиг спроса в сторону фриланса и работы по проектной схеме. Участники онлайн-форума «Как зарабатывать на своих талантах и не зависеть от работодателя», среди которых были представители HH.ru, Fl.ru и других компаний, отметили, что тенденция укрепилась в пандемию и останется после ее завершения.
В исследовании «Gig-экономика 2021» от PwC указывается, что Россия вошла в топ-10 стран по объему рынка фриланса в денежном выражении. Такой формат труда популярен не только у самих специалистов, но и у работодателей: каждый второй выбирает фрилансеров для доступа к широкой экспертизе, а каждый третий — потому что это позволяет привлекать разных специалистов на отдельные проекты.
При этом свыше 57% компаний сталкиваются с трудностями поиска квалифицированных работников на выполнение отдельных работ. Опрошенные PwC эксперты уверены, что рынок продолжит прирастать на 20% как минимум в ближайшие пять лет. Переход офисных работников во фриланс будет происходить в том числе за счет коротких курсов и микролернинга.
Новый тренд: Зерокодинг, или Zero coding, 0 coding, No-code
Отдельно хотелось бы остановиться на новом явлении, которое по масштабу уже сравнивают с появлением первых операционных систем, позволивших пользоваться компьютерами людям без навыков программирования. Идея заключается в том, что создание новых ИТ-решений и продуктов происходит без написания собственного кода, при помощи визуального программирования — комбинирования готовых блоков и функций.
Компаниям это позволяет создавать нужные для работы инструменты силами собственных сотрудников, без привлечения ИТ-отдела — этот тренд называют «гражданской разработкой» (от англ. citizen development). А у специалистов, которые хотят войти в цифровую индустрию или запустить свой сайт или даже мобильное приложение, но не имеют ИТ-бэкграунда и знаний языков программирования, появляется возможность создавать собственные ИТ-продукты в одиночку всего за пару недель.
К зерокодингу прибегают не только маленькие компании с ограниченным бюджетом, но и мировые гиганты. Microsoft в посте на сайте корпорации рассказывает, как гражданские разработчики компании изучили зерокодинговый инструмент Microsoft Power Apps и всего за 40 дней создали с его помощью умного ассистента для своих задач. ИТ-отделу компании на это потребовались бы месяцы.
![«Умный» ассистент, версии при запуске для планшетов и телефонов](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/84/756197064916849.jpeg)
В Microsoft подчеркивают, что такая инициатива на местах может стать источником идей для новых коммерческих продуктов: гражданские разработчики лучше всего понимают, как должен работать новый инструмент для эффективного решения их задач. Если такой MVP окажется востребованным, компания сможет привлечь ИТ-отдел для масштабирования продукта и вывода на рынок.
Зерокодинг не только ускоряет процесс вывода проектов на него, но и позволяет без дополнительных затрат на создание MVP тестировать новые идеи, проверять спрос, клиентов, прибыль. Благодаря no-code платформам ИТ-предприниматели или те, кто только хочет ими стать, могут предложить свою идею рынку, имея близкий к нулевому бюджет на запуск.
Развитие зерокодинговых инструментов органично поддерживает рост Passion Economy.
Теперь в одиночку можно создать не только простенькие сайты или интернет-магазины, но и полноценные мобильные приложения — и в пару кликов опубликовать их для своих клиентов через App Store и Google Play. Например, предприниматель из Калуги всего за две недели собрал так приложение для необычного фитнес-клуба.
При этом даже для разработки продукта без кода нужно иметь определенный набор знаний и навыков, чтобы грамотно обращаться с инструментами для реализации проекта. Но обучиться зерокодингу на краткосрочных курсах в разы проще и быстрее, чем освоить профессию разработчика с нуля. И это одна из причин, по которой направление продолжит стремительно развиваться. Согласно отчету Gartner, уже к 2023 году число гражданских разработчиков-зерокодеров в четыре раза превзойдет число профессионалов, а к 2024 году без кода будут создаваться 65% мобильных приложений на рынке.