Творческие люди: как превратить увлечение в источник дохода

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Какие изменения происходят на рынке труда и как использовать хобби себе на пользу — в материале РБК Трендов

Рынок труда становится более цифровым — спрос на ИТ-специалистов зашкаливает, предприниматели выходят в онлайн, чтобы выжить, и даже офисным работникам без цифровой грамотности уже никуда. Кроме того, бизнес начинает чаще привлекать фрилансеров и проектных работников, как показывает исследование PwC «Gig-экономика 2021».

И вместе с этим все больше людей остаются без работы: за период с марта по декабрь 2020 года, как сообщил Минтруд, были уволены свыше 12 млн россиян, а безработица к январю 2021-го выросла до 5,9% с 4,6% годом ранее. Люди стали искать способы альтернативного заработка, что способствует развитию новых трендов на рынке труда.

О том, как превратить увлечение в доход, какие направления появились в экономике и каким профессиям сегодня можно быстро научиться, рассказал ИТ-предприниматель, основатель первого в СНГ Университета зерокодинга Вадим Михалев.

Passion Economy: «экономика страсти»

Этот термин, появившийся в 2019 году, отражает тренд, который в англоязычном Twitter уже окрестили «enterprization of consumer» — превращение потребителей в предпринимателей. Если предыдущее поколение маркетплейсов, работавшее по модели Uber, стирало индивидуальность работников в пользу эффективности и бесперебойности их труда, то платформы Passion Economy позволяют каждому монетизировать свои уникальные навыки.

Фактически, это превращение хобби в способ заработка, вне зависимости от того, что именно делает человек — вяжет крючком, рисует комиксы или смешит людей. В более узком смысле в понятие «экономика страсти» включаются цифровые сервисы, помогающие людям монетизировать собственные увлечения. Например, Twitch или Caffeine, позволяющие геймерам зарабатывать на стримах прохождения игр, конвертировать своих подписчиков и просмотры в деньги.

Главная страница Twitch
Главная страница Twitch

Впрочем, речь не только о стримерах (и блогерах, монетизирующих свои хобби через YouTube), но и, например, о педагогах, которые преподносят свои знания через платформы Outschool, Teachable и другие. Или о дизайнерах, которые получили возможность продвинуться через Pietra, о писателях, зарабатывающих до $500 тыс. в год на Substack просто за счет подписок. Появляется больше шансов извлечь выгоду из творчества и того, что приносит удовольствие.

Сегодня на смену масштабированию приходит бесконечная палитра точечных предложений: свой покупатель находится на каждый продукт, будь то инди-игра или почтовая рассылка. В тени монополиста Amazon все заметнее становится инди-маркетплейс Shopify, где продавцы формируют прямые отношения с покупателями в своей нише.

Как подмечают в The New York Times, здесь продают нечто большее, чем продукт: это ощущение сопричастности, право быть частью комьюнити, собственная идентичность. Бланковый Shopify подходит для этого куда больше, чем Amazon, который затмевает поставщика собственным брендом. Инфлюенсеры, вроде модели Кайли Дженнер с прокачанной аудиторией в Instagram и Snapchat, с помощью Shopify могут в считанные часы конвертировать свою лояльную аудиторию в покупателей миллиардного e-commerce бизнеса.

Тренд зародился на маркетплейсах для физических продуктов вроде Etsy, а сейчас распространился и на сервисы — уже упомянутые Substack, Teachable, HireClub, SoundCloud, Glow и другие.

Экономика страсти будет усиливать влияние не только потому, что всеобщая цифровизация стимулирует людей уходить в онлайн, но и потому, что в пандемию многие лишились работы, и им пришлось искать альтернативный заработок.

Creator Economy: «экономика творческих людей»

Это направление можно считать разновидностью Passion Economy, но акцент в этом случае делается на работу в социальных сетях, получение денег за создание или разработку контента. Если до появления тренда на Creator Economy инфлюенсеры зарабатывали на оплаченной брендами рекламе в промежутках между авторским контентом, в новой парадигме они получают деньги за свое творчество напрямую от армии преданных фанатов.

Поколение Z равнодушно к раскрученным звездам и не готово тратить время на телепередачи и другие массовые продукты от крупных компаний. Вместо этого они находят тех, кто искренне заинтересован в близкой им теме, даже если она актуальна всего для десятка человек, и поддерживают их творчество деньгами.

Монетизировать талант стало возможным благодаря возникновению платформ вроде Patreon, где автор получает пожертвования от своих «патронов» (поклонников) за публикацию контента. Деньги можно вывести через PayPal и другие платежные системы. Можно выставить несколько уровней подписки, разделяя их по объему бонусов для поклонников, настроить ежемесячную подписку или получать донаты за новую порцию контента.

Главная страница Patreon
Главная страница Patreon

Пандемия оказалась мощным стимулом искать новые способы заработка, а для кого-то — и пытаться отвлечься от реальности. Как передает TechCrunch, только в первые недели марта 2020-го на Patreon зарегистрировались 30 тыс. новых участников. Но эта платформа — не единственный продукт Creator Economy, хоть и доминирующий. В Fanhouse инфлюенсеры делятся своими дурацкими селфи, OnlyFans знаменит контентом для взрослых, в HeyWith экспертам платят за короткие видеоконсультации.

И все это приносит неплохой доход: платформа Teachable сообщила, что за 2020 год ее пользователи заработали суммарно свыше $456 млн. Средняя цена образовательного продукта составила $167. А разработчик инди-игры, размещенной на Patreon, может получать хорошую московскую зарплату.

Развитие Creator Economy будет сопровождаться увеличением числа нанопредпринимателей — фрилансеров, зарабатывающих на жизнь через цифровые платформы, и ростом количества этих платформ.

Как сообщает SignalFire, свыше 50 млн человек по всему миру считают себя креаторами, причем большая их часть сейчас самовыражается через YouTube.

Для поколения Z роли «креатора» и «инфлюенсера» уже стали желанными карьерными путями: в опросе 2019 года 86% «зетов» и миллениалов сообщили о желании публиковать контент с платным доступом, а 54% заявили, что будут инфлюенсерами в социальных сетях. Все эти люди могут двигать вперед Creator Economy и менять рынок труда.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Вопрос в доверии: как и почему на смену экспертам пришли инфлюенсеры

Микролернинг: как обучиться максимально быстро

Шквал новых профессий, которых не было на рынке еще пару лет или даже несколько месяцев назад, стимулировал трансформацию образования в пользу коротких курсов по новым навыкам. Как отмечается в исследовании «Барометр онлайн-образования», самый популярный формат обучения сегодня — это курсы длиной в один-три месяца: каждая третья платформа уже предлагает именно такой вариант.

Вместе с этим развивается тренд на микролернинг: обучение через блоки длиной 15-20 минут. Сокращение модулей происходит во многом потому, что способность современного человека к концентрации внимания снижается: после 6-8 минут просмотра видео люди начинают уставать. Как результат — хорошо, если 20-25% учеников доходят до конца полноценного курса. Это и стимулирует платформы переходить на микроформат — его выбирают уже 43% компаний.

В ИТ-отрасли, отличающейся стремительным развитием, трансформацию профессий нередко стимулирует появление новых технологий: коммерческие редакторы уже не только пишут тексты, но и берут на себя создание сайтов под ключ, а дизайнеры не только отрисовывают, но и собирают приложения сами.

Фото:Filip Bunkens / Unsplash
Экономика образования Канал влияния: как YouTube можно использовать для обучения

Происходит переход от узкопрофильных специалистов к модели «Леонардо да Винчи» — появлению на рынке исполнителей с уникальными комбинациями навыков, решающих задачу «под ключ» и благодаря этому способных брать более выгодные заказы. Чтобы успешно сочетать несколько компетенций, необходимо быстро им обучаться, а не тратить условные год-два на получение образования разработчика, затем еще год — на диплом дизайнера и так далее.

Еще одна причина растущей популярности коротких курсов и микролернинга — сдвиг спроса в сторону фриланса и работы по проектной схеме. Участники онлайн-форума «Как зарабатывать на своих талантах и не зависеть от работодателя», среди которых были представители HH.ru, Fl.ru и других компаний, отметили, что тенденция укрепилась в пандемию и останется после ее завершения.

В исследовании «Gig-экономика 2021» от PwC указывается, что Россия вошла в топ-10 стран по объему рынка фриланса в денежном выражении. Такой формат труда популярен не только у самих специалистов, но и у работодателей: каждый второй выбирает фрилансеров для доступа к широкой экспертизе, а каждый третий — потому что это позволяет привлекать разных специалистов на отдельные проекты.

При этом свыше 57% компаний сталкиваются с трудностями поиска квалифицированных работников на выполнение отдельных работ. Опрошенные PwC эксперты уверены, что рынок продолжит прирастать на 20% как минимум в ближайшие пять лет. Переход офисных работников во фриланс будет происходить в том числе за счет коротких курсов и микролернинга.

Фото:Creativan / Shutterstock
Индустрия 4.0 Принцип Tinder в работе: каким будет рынок труда в будущем

Новый тренд: Зерокодинг, или Zero coding, 0 coding, No-code

Отдельно хотелось бы остановиться на новом явлении, которое по масштабу уже сравнивают с появлением первых операционных систем, позволивших пользоваться компьютерами людям без навыков программирования. Идея заключается в том, что создание новых ИТ-решений и продуктов происходит без написания собственного кода, при помощи визуального программирования — комбинирования готовых блоков и функций.

Компаниям это позволяет создавать нужные для работы инструменты силами собственных сотрудников, без привлечения ИТ-отдела — этот тренд называют «гражданской разработкой» (от англ. citizen development). А у специалистов, которые хотят войти в цифровую индустрию или запустить свой сайт или даже мобильное приложение, но не имеют ИТ-бэкграунда и знаний языков программирования, появляется возможность создавать собственные ИТ-продукты в одиночку всего за пару недель.

К зерокодингу прибегают не только маленькие компании с ограниченным бюджетом, но и мировые гиганты. Microsoft в посте на сайте корпорации рассказывает, как гражданские разработчики компании изучили зерокодинговый инструмент Microsoft Power Apps и всего за 40 дней создали с его помощью умного ассистента для своих задач. ИТ-отделу компании на это потребовались бы месяцы.

«Умный» ассистент, версии при запуске для планшетов и телефонов
«Умный» ассистент, версии при запуске для планшетов и телефонов

В Microsoft подчеркивают, что такая инициатива на местах может стать источником идей для новых коммерческих продуктов: гражданские разработчики лучше всего понимают, как должен работать новый инструмент для эффективного решения их задач. Если такой MVP окажется востребованным, компания сможет привлечь ИТ-отдел для масштабирования продукта и вывода на рынок.

Зерокодинг не только ускоряет процесс вывода проектов на него, но и позволяет без дополнительных затрат на создание MVP тестировать новые идеи, проверять спрос, клиентов, прибыль. Благодаря no-code платформам ИТ-предприниматели или те, кто только хочет ими стать, могут предложить свою идею рынку, имея близкий к нулевому бюджет на запуск.

Развитие зерокодинговых инструментов органично поддерживает рост Passion Economy.

Теперь в одиночку можно создать не только простенькие сайты или интернет-магазины, но и полноценные мобильные приложения — и в пару кликов опубликовать их для своих клиентов через App Store и Google Play. Например, предприниматель из Калуги всего за две недели собрал так приложение для необычного фитнес-клуба.

При этом даже для разработки продукта без кода нужно иметь определенный набор знаний и навыков, чтобы грамотно обращаться с инструментами для реализации проекта. Но обучиться зерокодингу на краткосрочных курсах в разы проще и быстрее, чем освоить профессию разработчика с нуля. И это одна из причин, по которой направление продолжит стремительно развиваться. Согласно отчету Gartner, уже к 2023 году число гражданских разработчиков-зерокодеров в четыре раза превзойдет число профессионалов, а к 2024 году без кода будут создаваться 65% мобильных приложений на рынке.

Обновлено 29.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть