В связи с этим изменился и ландшафт глобального образования. Кроме того, внедрение онлайн-технологий и методик обучения вузам обходится дороже очных, хотя потребителю иногда и кажется иначе. Помимо этого, многие студенты считают онлайн-образование хуже традиционного из-за зачастую низкого вовлечения и качества учебных материалов, а также отсутствия нетворка.
Захотят ли учащиеся платить большие деньги за онлайн-обучение в самых известных вузах мира в новых условиях? Коронавирус в целом тормозит или стимулирует глобальное образование? На эти и другие вопросы эксперты ответили в материале РБК Трендов.
Об экспертах:
- Дарья Златорунская — менеджер по работе с клиентами агентства зарубежного образования SMAPSE EDUCATION.
- Ольга Стрижкина — ведущий консультант по образованию проекта Univibes.
— Стало ли доступнее образование топовых вузов Европы и США после перехода на удаленку и как меняется ландшафт глобального образования?
Ольга: Несмотря на то, что система высшего образования во всем мире переживает не лучшие времена, интерес к топовым университетам со стороны студентов только растет. Так, согласно данным CNBC, число заявок на поступление в Гарвардский университет в прошлом году побило исторический рекорд, увеличившись на 57%. То же самое происходит в Йельском университете, где аналогичный показатель возрос на 38%.
При этом многие студенты после зачисления решают взять годичный перерыв перед началом обучения, чтобы переждать последствия пандемии и полноценно начать учебу очно — с проживанием на кампусе и посещением всех учебных и внеучебных занятий.
Похожая ситуация наблюдается и в английских вузах. Это связано не только с тем, что выпускники школ 2020 года, отложившие свое поступление из-за пандемии, будут поступать вместе с выпускниками этого года. Как и в прошлом году, в 2021-м Великобритания отменяет стандартизированные школьные выпускные экзамены: итоговые оценки выставляются преподавателем на основе текущей успеваемости учащихся. Издание University World News отмечает, что такие оценки оказались на порядок выше результатов экзаменов, и 167 тыс. учащихся, подавших заявки в вузы через общую систему UCAS (службу приема в университеты и колледжи), показали лучшие результаты. Соответственно, на 5% увеличилось количество зачисленных студентов, что говорит о возрастающей конкуренции как для местных, так и для международных студентов.
Дарья: Топовые учебные заведения, как и раньше, сохраняют очень высокие требования к абитуриентам. Желающие поступить в эти вузы все еще должны полностью соответствовать их высоким стандартам. В этом году американские университеты отменили сдачу экзаменов SAT и ACT (аналоги наших ЕГЭ), а также многие высшие учебные заведения стали принимать новый формат экзамена по английскому языку, который можно сдавать из дома и получить результат через два дня. В остальном никаких послаблений нет (ни финансовых ни академических).
— Какие направления обучения за рубежом пострадали больше всего от пандемии?
Дарья: В 2020 году больше всего пострадало направление языковых курсов и лагерей, для которых требуются туристическая или краткосрочная студенческая визы. Можно сказать, что лето прошлого года мы в SMAPS потеряли. Тем не менее, продолжает расти спрос на среднее и высшее образование за рубежом.
Ольга: 2020 год и его события, конечно, сильно повлияли на образование по всему миру. Но важно учитывать две вещи.
- Повсеместный карантин, скорее, не изменил, а ускорил процессы, начавшиеся глобально. Речь идет о развитии дистанционного образования и широком внедрении онлайн-платформ.
- Процесс поступления, если он построен грамотно, стартует задолго до того, как абитуриент планирует физически прибыть на место обучения. Выбор программы, подача заявок на грант, обмен документами, — все это уже задолго до 2020-го было переведено в цифровую форму.
В целом, процесс приема в вузы в минувшем году не останавливался, просто менялся по форме. Мы также прогнозируем, что в 2021 году количество молодых людей из России, поступающих в зарубежные университеты, увеличится.
— Захотят ли студенты платить за онлайн-обучение в известных вузах мира?
Дарья: Да, так как качество образования не уступает офлайн-формату, лекции ведут все те же педагоги. Конечно, есть специальности и программы, которые невозможно изучить онлайн, ведь требуются и практические навыки, работа в лабораториях, поэтому многие практикуют так называемую гибридную форму обучения. Но вне зависимости от нее, студенты получат дипломы престижных университетов.
— Действительно ли онлайн обходится вузам дороже?
Дарья: Да, ведь нужно обеспечить всех преподавателей необходимой техникой для дистанционного ведения занятий, сделать программное обеспечение, обучить проведению лекций в новом формате. Студентам пока сложно привыкнуть и адаптироваться к новой онлайн-реальности, но я уверена, что со временем этот формат станет удобным и привычным.
— COVID-19 мешает или помогает глобальному образованию? И как меняется нетворк?
Дарья: Мое мнение — пандемия помогает глобальному образованию, так как у студентов появилось большое количество новых возможностей. Теперь неважно, в какой точке мира находится преподаватель и студент, ведь очень многие дисциплины можно изучить с помощью Zoom, Skype, Teams и других программ.
Ольга: Для крупных университетов с развитой научной базой и большим потоком студентов по различным дисциплинам изменения, связанные с удаленным обучением, имеют лишь небольшие организационные сложности.
Во-первых, западное образование в большей степени направлено на развитие навыков самообразования и проведения собственных научных работ.
Во-вторых, даже без введения специальных мер и ограничений университетами давно практикуется смешанное обучение, в рамках которого студенты посещают только несколько лекционных занятий в неделю, а все остальное время учатся в своем темпе, в удобное время посещают консультации тьютора и в дальнейшем отслеживают дедлайны отчетных работ, которые имеют форму эссе, проекта или исследования.
В-третьих, ведущие университеты запустили дистанционную форму обучения наравне с очной и заочной задолго до пандемии, поэтому они не столкнулись с техническими сложностями, чего нельзя сказать о небольших и частных университетах, где дистанционное образование в прошлом учебном году организовывалось в тестовом режиме.
На данный момент рейтинговые университеты уже занимаются дальнейшим продвижением дистанционных курсов на таких платформах как Coursera, Futurelearn, LinkedIn Learning, где можно не только пройти отдельные модули от профессоров с мировым именем, но и полноценно получить степень магистра или бакалавра.