Об авторах:
Анастасия Макарьева, аналитик ПУЛ Развитие Университетов (Институт образования, НИУ ВШЭ);
Екатерина Минаева, аналитик ПУЛ Развитие Университетов (Институт образования, НИУ ВШЭ);
Дарья Егорова, ведущий специалист по зарубежному образованию MAXIMUM Education.
С одной стороны, во многих странах принятые меры сказались на качестве преподавания, графике поступления и в целом на доступности образования. С другой, пандемия оказалась сильным стимулом для оптимизации учебного процесса, пересмотра ценностей университетов и порядка организации обучения в целом.
Проблема 1: необходимость социального дистанцирования
Первым шагом почти повсеместно стало закрытие кампусов, расселение общежитий и переход на дистанционное обучение. Но дальше встал вопрос: как быть дальше, когда пик пандемии пройден, и государства постепенно смягчают меры? Стоит ли возвращаться к привычному ритму университетской жизни или же, напротив, тщательнее готовиться к продолжению онлайн-образования?
Решение
Кембриджский университет оставил онлайн-лекции на период первого семестра 2020-2021 гг., сохранив очные семинары и консультации с небольшим количеством участников (менее 25 человек).
Похожие меры применяют вузы в Израиле, где разрешено проводить занятия в группах меньше 20 человек, сохраняя правила социального дистанцирования. Мероприятия, в которых предполагается большее число участников, включая лекции и экзамены, остаются в режиме онлайн,.
Некоторые подразделения Гарвардского университета объявили, что учеба в течение всего ближайшего года будет проходить дистанционно. А в министерстве образования Индонезии заявили, что если вузы и вернутся в офлайн, то только в конце 2020-го.
Вузы Китая, Индии и Малайзии намерены вернуться к традиционному формату занятий начиная с сентября этого года. Некоторые вузы Швейцарии также переходят к привычному режиму организации уроков.
Юлия Подшивалова, региональный менеджер, Swiss Education Group (SEG):
«Наши программы стартуют по своему обычном расписанию. Кроме Школы бизнеса и гостиничного менеджмента в Лезене и Школы гостиничного менеджмента в Невшателе, сентябрьский интейк передвинут на 5 октября. Мы начали очное обучение еще в июле, так что в октябре все по плану, в обычном режиме.
SEG максимально строго соблюдает все установленные меры предосторожности: обязательны ношение масок в учебных классах, ежедневное измерение температуры, социальное дистанцирование 1,5 метра в аудиториях, столовых и общественных местах».
Проблема 2: мотивация, подача учебного материала, общение на уровне преподаватель-студент
Пандемия показала, что далеко не все вузы были готовы к переходу в онлайн: по данным агентства U-Multirank, лишь одна треть справилась с этой задачей. Самый низкий уровень готовности показали естественно-научные области — лишь 3% программ данного направления были успешно реализованы удаленно.
Решение
Усвоение материала теперь во многом зависит от креативного подхода к подаче материала преподавателем, вовлечения и мотивации студентов, организации существующей учебной нагрузки, включая перераспределение часов.
Во многих вузах те материалы, которые можно заменить записанной альтернативой или MOOC, будут отдавать на самостоятельное изучение, а оставшееся время посвящать обсуждению на семинарах или другим формам активного взаимодействия преподавателя и студентов. Также в вузах вводится практика групповых онлайн-лекций и отдельных занятий один на один.
Смешанная модель обучения, комбинирующая офлайн- и онлайн-уроки, по мнению экспертов, станет доминирующей как во время, так и после пандемии. Она же становится наиболее оптимальной и удобной для многих университетов.
Александра Сена, представитель приемной комиссии по набору международных студентов регионов Центральной Азии, Университет Оксфорд Брукс:
«У нас обучение начнется, как всегда, в конце сентября. В течение первого семестра студенты будут учиться по «смешанной» системе: в маленьких группах с преподавателем очно и всем потоком онлайн на общих лекциях. Такое решение было принято для соблюдения социального дистанцирования. Студенты могут начать свой курс полностью онлайн из дома и приехать на кампус, как только будут готовы. Надеюсь, что к январю Оксфорд Брукс сможет возобновить всю внеклассную деятельность, и студенты вольются в традиционную жизнь университета, что сейчас не представляется возможным».
Проблема 3: мобильность студентов и международный рынок образования
Экспорт образования — это огромный рынок, приносящий экономикам стран большие деньги. Это отрасль, которая позволяет привлечь талантливых студентов со всего мира на рынок труда, создает рабочие места в экономике страны в целом и в секторе высшего образования в частности, а также дает вузам весомые финансовые ресурсы для развития. Чрезмерное полагание на иностранных студентов, например, в Великобритании и Австралии вызывало опасения у образовательных экспертов еще до пандемии.
Прием 2020 года — возможно, одно из самых тяжелых испытаний для индустрии. Подавать документы и сдавать международные экзамены было трудно, финансовые возможности абитуриентов изменились. Многие были уже не были так уверены в том, что за образованием нужно ехать другую страну.
Общая карта студенческих потоков может значительно измениться. До пандемии основными факторами, определяющими лидеров на рынке глобального образования, были:
- развитая экономика и рынок труда в стране обучения;
- качество образования и число сильных университетов;
- стоимость обучения.
Сейчас к ним также добавилась эпидемиологическая стабильность, которая во многом определяет успех страны как образовательного направления в 2021 году. Кроме этого, политическая и экономическая стабильность некоторых государств, например, США и отдельных стран Европы, также начинает меняться, что меняет их привлекательность для иностранных студентов.
Решение
Многие вузы активно запускают онлайн-программы для иностранных студентов, а также программы в гибридном формате.
Эдмундо Эрнандес Мартинес, менеджер по международным связям: Мексика, Япония и СНГ, Эссекский Университет:
«В условиях пандемии большинство международных абитуриентов отзывали свои заявления на зачисление, и вузу пришлось быстро отреагировать и составить гибкий учебный план, чтобы студенты из любой точки мира смогли успешно проходить программу обучения. Тем не менее, Эссекский университет ждет иностранных студентов на кампусе и предлагает на 2021 год систему разнообразных стипендий».
Для абитуриентов для удобства отодвигают даты приема и время начала учебы, а для мотивации разрабатываются новые схемы стипендий, а также скидки на проживание.
Так, в НИУ ВШЭ внедрили единое время начала пар с учетом разных часовых поясов всех кампусов, чтобы у студентов была возможность присутствовать на трансляции занятий вне зависимости от местонахождения.
Доминик Лютрингер, региональный менеджер, Тринити-колледж (Дублин):
«В связи с сохранением карантина в университетах Ирландии учебный год начнется позже обычного. Программа Foundation (подготовительный годичный курс для выпускников российских школ) стартует со 2 ноября 2020 года. Такое решение было принято, чтобы у международных студентов было больше времени на подачу заявления в вуз (срок был продлен до 31 июля), оформление визы и отъезд».
Университеты активно используют онлайн-каналы привлечения учащихся: устраивают вебинары, онлайн-выставки и консультации, активно позиционируются на медийном пространстве и в соцсетях, — словом, делают все, чтобы компенсировать как уже существующие, так и предсказуемые в ближайшем будущем убытки от снижения студенческой мобильности и миграции.
Российские вузы также пересматривают стратегию экспорта образования: часть учебных заведений планируют создавать онлайн-курсы для иностранных студентов, часть намерены организовать дипломные программы онлайн, в том числе в партнерстве с зарубежными вузами.
Не в последнюю очередь институты надеются на государственную поддержку, выраженную, например, в дополнительном финансировании инициатив, помощи в рекрутинге (например, через государственные организации), упрощении системы приема иностранных студентов.
Проблема 4: актуальность программ
Повестка в мире сейчас такова, что студенты, во-первых, чувствуют, что находятся в состоянии неопределенности, нестабильности, и, во-вторых, хотят получать актуальные навыки. Так, по данным Coursera самыми востребованными темами за последние месяцы стали общественное здравоохранение, психическое здоровье и обучение в целом.
Решение
11 мая Школа общественного здравоохранения Блумберга при Университете Джона Хопкинса запустила на Coursera бесплатный курс COVID-19 Contact Tracing («Отслеживание контактов в условиях COVID-19»), который обучает тысячи людей отслеживанию контактов больных коронавирусом и тем самым помогает властям США и других стран в борьбе с пандемией. В настоящее время на курс записались более 530 тыс. студентов, и более 214 тыс. человек уже завершили обучение.
Различные инициативы и направления, которые будут полезны в условиях распространения COVID-19, запускают и другие вузы.
Доминик Лютрингер, региональный менеджер, Тринити-колледж (Дублин):
«Тринити-колледж не только делает все возможное, чтобы предотвратить ухудшение ситуации в вузе и на кампусе, но и активно участвует в разработке средств, которые помогут справиться с пандемией: направление иммунологии вуза отвечает за выведение новых лекарственных препаратов против COVID-19, а факультет робототехники запускает в работу роботов, которые смогут сами продезинфицировать помещения разной площади».
Выводы
В нынешней ситуации чрезвычайно важно удерживать уровень исследований на высоком уровне. В период пандемии даже ведущие вузы несут убытки, что отражается на их способности финансировать научные проекты. В то же время исследовательская работа крайне важна именно сейчас, когда необходима разработка медицинских, политических и экономических инструментов преодоления кризиса.
При этом важно поддерживать уровень международной кооперации университетов, так как кризис весны 2020 года показал, что локальные решения на уровне отдельных государств недостаточно эффективны в борьбе с пандемией и ее последствиями, и важен обмен практиками, результатами исследований и научно обоснованными решениями для преодоления последствий пандемии.