История канбана
Своим появлением термин «канбан» обязан компании Toyota Motor Corporation, разработавшей и внедрившей на своих автомобилестроительных заводах принцип производства и снабжения, обеспечивающий реализацию системы «точно в срок». При этом немногие знают, что именно послужило источником появления этой методологии, которая сейчас широко используется в финансах, бизнесе и ИТ-секторе.
В 1958 году тогда еще никому не известная за рубежом и сравнительно небольшая компания Toyota неожиданно для всех выиграла тендер на поставку крупной партии внедорожников в далекую Австралию, где стартовал один из самых амбициозных проектов той эпохи по созданию системы водохранилищ и гидроэлектростанций. Запуск этого проекта не только помог Австралии справиться с послевоенным упадком экономики, но и запустил очередную волну иммиграции из сотен тысяч талантливых инженеров и их семей.
«Благодаря этому проекту Toyota впервые запустила производство своих автомобилей за рубежом в австралийском городе Мельбурн, а принцип канбана помог ей справиться с многократно возросшей нагрузкой в плане объема реализуемых в единицу времени задач и вырасти в одну из крупнейших мировых корпораций. Сегодня канбан широко используется в проектном и производственном управлении, начиная от ставшего модным в последнее время «гроуз-хакинга», заканчивая комплексными проектами по запуску космических аппаратов», — говорит Сергей Кофанов, руководитель направления по продвижению цифровых продуктов «СберСервис».
Growth Hacking — механизмы или действия, помогающие продукту и бизнесу быстро расти. Важные элементы процесса — непрерывное экспериментирование, проверка гипотез и извлечение выводов из ошибок.
Принципы канбана
Канбан берет начало в сервисной парадигме, где все существует в виде экосистемы сервисов. В ее основе лежат четыре принципа:
- Начинайте с того, что есть сейчас. Не нужно ждать какой-то значительной вехи или прихода к чему-то новому. Начните сегодня и меняйте постепенно, совершенствуя ваш продукт и инструменты разработки.
- Изменения должны быть процессом эволюции. Вносите изменения согласованно и маленькими партиями, глобальные потрясения — это всегда риск для команды и продукта.
- Уважайте существующий порядок. Те роли и обязанности, которые сложились исторически, надо принять и вносить изменения точечно.
- Поощряйте инициативу. Каждый в команде должен иметь возможность предложить улучшения для повышения эффективности. Коллективным разумом можно достичь лучшего.
Кроме принципов, канбан предлагает ряд полезных практик, которые помогут достичь желаемого результата при его использовании. Современный канбан — это набор специального инструментария, который образует систему и не терпит пренебрежения в недоиспользовании хотя бы части из него. К основным элементам этого инструментария следует отнести:
- канбан-доска;
- каденции времени;
- буферы задач;
- лимиты по WIP (work in progress) — ограничение числа выполняемой в моменте работы;
- классификация входной очереди и специальная приоритизация;
- «плавательные дорожки» задач;
- SLA (соглашения об уровне обслуживания);
- карточки задач и их специальная анатомия;
- стендап-совещания;
- совещания по пополнению очереди;
- правила и механизмы незамедлительной эскалации проблем. В данном случае, эскалация означает процедуру привлечения внимания к отдельному запросу.
Весь этот инструментарий необходим для кратного повышения пропускной способности потока задач в организации при том же ее ресурсе, а основная идея канбана — поэтапное движение проекта.
Любая задача/проект/активность разбивается на последовательные этапы. Канбан-доску можно сравнить с движением автобуса, где конечная — это финальная цель, остановки — промежуточные этапы, а сам автобус — карточки на канбан-доске. Все участники доски знают, какова конечная цель команды, видят, какие существуют промежуточные этапы, когда и кому нужно подключиться. Таким образом, главное преимущество канбана — хорошая визуализация процессов.
Применение канбана
На сегодня принципы канбана используются во многих сферах и отраслях. Система популярна в ИТ-среде, цифровой сфере и маркетинге, строительстве, HR и СМИ. В целом методика подходит для любого бизнеса, где процесс создания продукта можно разбить на этапы с ясной последовательностью задач (задача внутри одного проекта проходит одни и те же стадии). При этом существует два основных канбана: канбан-метод и производственный канбан.
Канбан-метод придумал американский эксперт в области менеджмента Дэвид Андерсон с целью оптимизации процессов в интеллектуальных профессиях (разработчики, маркетологи, дизайнеры и так далее). Его применяют многие крупные мировые компании: Microsoft, Intel, Hewlett-Packard, Meizu. В России интересные кейсы у Тинькофф Банка, HeadHunter, REG.RU.
Производственный «канбан» подходит для оптимизации процессов на различных предприятиях, а также в рамках lean manufacturing (бережливого производства). Например, применительно к компании «Газпром нефть» метод зарекомендовал себя как инструмент, который повышает эффективность снабжения месторождений, где компания ведет или планирует вести добычу.
Существует также распространенное суждение, что метод часто применяют в ИТ, но это не совсем так. Например, в разработке он используется редко, поскольку разработчикам нужно более строгое планирование задач, разделение на спринты в одну или две недели, возможность оценить промежуточные результаты и скорректировать последующие планы.
«В Mail.ru Cloud Solutions используется Scrum. Обе эти методологии относятся к Agile-подходам, но сильно различаются между собой. Канбан позволяет выполнять потоковые работы и оценивать пропускную способность, Scrum — решать новые задачи разной сложности, дробить их на подзадачи, контролировать и корректировать ход работ и скорость выполнения. Поэтому канбан подойдет, например, для call-центра или отдела техподдержки, но не для разработчиков», — рассказывает Мурад Бяшимов, руководитель команды Mail.ru Cloud Solutions.
Канбан-доска
Канбан-доска позволяет вывести процесс выполнения задач в визуальное восприятие. Такой подход помогает видеть весь рабочий процесс, четко распределять задачи и вовремя направлять усилия в «слабые» зоны.
Это работает так: столбики представляют собой разные этапы, на которые разбивают рабочий процесс. Карточки в столбцах — это конкретные задачи-шаги. За каждый этап несет ответственность отдел/сотрудник. Карточки перемещаются по столбцам в соответствии со своим статусом.
При этом принцип формирования каждого столбца должен быть один. Например, это могут быть этапы производственного процесса («прототипирование», «дизайн», «разработка», «тестирование») или статусы выполнения задач («предстоит сделать», «в работе», «на проверке», «завершено»). По каждой колонке должно быть определено ограничение объема незавершенной работы — это позволяет предупредить перегрузы и простои. Этот принцип берет свое начало в законе американского ученого Джона Литтла, согласно которому при увеличении количества одновременно выполняемых задач, снижается скорость выполнения каждой из них. Поэтому команды постоянно балансируют между ограничением на невыполненную работу и скоростью пропускной системы. Лучшие практики ведения канбан-доски основаны на простых компонентах — обсуждение, баланс и взаимодействие.
«Не существует какого-то идеального представления о том, как должна выглядеть доска. Это живой механизм, и в определенный момент времени она показывает какую-то проблему, которую необходимо решать. Это механизм отзеркаливания процессов. Если доска показывает ту или иную проблему в процессах и подсвечивает ее команде, которая обслуживает этот сервис или продукт, то это хорошая канбан-доска», — говорит Артур Нек, директор по процессному управлению REG.RU (аккредитованный kanban-тренер и кандидат в kanban-консультанты).
Ключевые правила работы с канбан-доской:
- Не забывайте перемещать карточки на доске в соответствии с движением задачи.
- Все задачи должны быть на доске и иметь приоритет по выполнению.
- Используйте оптимальное количество статусов на доске.
- У каждой команды должны быть своя доска.
- Определите оптимальное количество задач в каждом статусе (если будет 100 карточек на доске, она потеряет свою наглядность и простоту).
Ошибки в применении канбана
Существует миф о том, что канбан является неким фреймворком, который можно установить с понедельника, и все начнет работать. Канбан-метод — это набор из около 140 инструментов, которые нужно постепенно применять к процессам компании, улучшая их, а также сокращать время производства, увеличивать выпуск продукта каким-либо подразделением. Здесь не получится подсмотреть у кого-то, как они используют канбан. Можно лишь взять текущие процессы и, применяя инструменты, нарастить ценность того, что уже происходит в компании, а это процесс последовательный.
Ошибка 1. Не объяснять сотрудникам принципы и практики метода, в связи с чем команды на ранних этапах внедрения терпят неудачу. Прежде всего руководителям необходимо обучить команду.
Ошибка 2. Игнорировать ограничения: часто компании ставят на доску количество задач, которое превышает ранее оговоренный лимит. В связи с этим сотрудники перерабатывают, теряют понимание цели их работы и тем самым мотивацию к повышению пропускной способности системы.
Ошибка 3. Не фиксировать срочные задачи на канбан-доске. В результате происходят перекосы рабочего процесса.
Ошибка 4. Не считаться с ограничениями WIP (количеством незавершенной работы), а это базовая практика для погружения сотрудников в текущую работу. Игнорируя WIP, вы упускаете возможность выявить узкие места рабочего процесса.
Ошибка 5. Не использовать все возможности канбана: часто в первые недели игнорируются инструменты для отслеживания метрик, такие как кумулятивная диаграмма потока, гистограмма времени производственного цикла и другие. По истечении первого периода нужно использовать эти данные как фундамент для будущих улучшений.
Ошибка 6. Не актуализировать статус задачи (например, задача выполнена, а на доске она еще в процессе работы). Это может создать неправильное представление о загрузке команды и статусе проекта.
Ошибка 7. Не подключать к канбан-доске всех лиц, которые принимают решения и планируют загрузку отделов. Если другие сотрудники не видят визуализацию процессов, они могут не в полной мере понять решения менеджера, который ведет доску.
Ошибка 8. Перегружать команды: если в одной колонке больше 15 карточек, то ее уже сложно воспринимать комплексно в контексте других задач, создается локальный «захлеб». Решение — добавлять более крупные задачи и дробить их внутри на подзадачи (например, используя чек-листы).
Ошибка 9. Не давать обратную связь в команде: улучшения невозможны без анализа текущего состояния.
Ошибка 10. Отсутствие вовлеченности команды. Канбан визуализирует процессы и задачи, объединяет людей, чтобы они вместе искали возможности для оптимизации. Непонимание командой сути использования метода может приводить в лучшем случае к ситуациям, когда все начинается и так и заканчивается доской, в худшем — к сбоям в работе.
Ошибка 11. Отсутствие приоритетов и ответственных за исполнение задач.
Сервисы для ведения канбан-досок
Для ведения канбан-доски можно взять любой из популярных сервисов, но выбор лучше делать, исходя из задач.
Trello — самый популярный и интуитивно понятный сервис, подходящий для проектов из разных сфер. Здесь можно создавать любое количество досок с разным составом команды (в бесплатной версии есть ограничение на количество досок). К карточкам можно добавлять разноцветные метки, прикреплять вложения и оставлять комментарии. Число колонок не ограничено. Однако по мере эволюции процесса, когда компания будет применять разные практики, инструментов этого сервиса может стать недостаточно, возникнет потребность расширить функционал. Именно поэтому Trello купила компания Atlassian, чтобы аудитория органически перетекала в схожий, но платный и более сложный инструмент — JIRA, откуда пользователь уже сможет перейти на еще более широкий пакет софта в облаке, если ему нужно, например, хранить документацию по проекту, или обсуждать задачи более удобный образом.
JIRA — больше подходит для ИТ, а также для технических команд и процессов, находящихся вне системы Agile. Этот сервис используют крупные компании, у которых численность штата специалистов больше, чем в малом бизнесе. Помимо возможности создавать проекты и отслеживать прогресс, в Jira есть функции отслеживания багов и интеграции со сторонними сервисами.
Kanbanize — англоязычная программа, которая поддерживает большую часть необходимых инструментов канбана, но пока не распространена в России.
Kaiten — российский сервис, максимально адаптированный к применению всех инструментов канбана и позволяющий собирать большой объем аналитики.
В целом сервисов для применения канбана довольно много: Сonceptboard, Taskify, Targetprocess, Favro, Higger, Smartsheet, TargetProcess, SwiftKanban, LeanKit, Miro, Blossom, ZenHub, MeisterTask, Kanbanchi, Breeze, ProofHub, Битрикс24, YouTrack, Asana, Kanbanery.
Как не «похоронить» проект в канбане
Самое важное — наладить работу команды с сервисом. Для этого необходимо составить инструкцию и отслеживать, как команда работает с ним. Для быстрого старта хорошо подойдут готовые шаблоны канбан-досок, но обязательно с оглядкой на реальные процессы в компании.
При этом желание внедрить канбан повсеместно во всей организации и на всю глубину сразу чревато тем, что вы завалите дело в силу его неподъемности. Во всех успешных организациях метод внедрялся не разом, а постепенно, от вдохновляющего успеха на одном участке к успеху на другом, что фактически и тождественно вдохновляющей концепции lean-стартап.
Нужно четко осознавать, что Trello (или любой другой сервис) — это всего лишь инструмент, который позволяет визуализировать активности, рассчитывать метрики. Не нужно полагаться только на инструменты при применении любого подхода, нужно сначала изучить основы и принципы, понять, зачем все это нужно, а потом уже подстраивать инструменты под свои нужды, и тогда успех обеспечен.
В создании материала также участвовали:
- Даниил Ростовцев, программист, технический директор компании ТМТ;
- Андрей Тихонов, менеджер по масштабированию гибких методологий Yota;
- Валентин Попов, ведущий разработчик компании «РашенСофт»;
- Илхом Назаров, исполнительный директор студии разработки мобильных экосистем Heads and Hands;
- Максим Мул, основатель компании Work Solutions;
- Александр Сазанович, профессор, руководитель программы «МВА — Стратегический менеджмент. Управление организацией» школы бизнеса МИРБИС;
- Лилия Горбачик, IT-эксперт;
- Виктория Храмцова, Agile Coach Accenture в России;
- Дмитрий Голубовский, CEO и основат Tagesjump.