Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Уйти в EdTech: как выглядит рынок онлайн бизнес-образования в России

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Исследовательская компания Smart Ranking по запросу бизнес-школы Like Центр составила рейтинг выручки частных игроков онлайн бизнес-образования за 2019 и 2020 годы

При составлении рейтинга использовались данные самих компаний, системы «Контур.Фокус» и открытых источников.

В рейтинге не учитывались части комплексных программ. Рассматривались программы, ориентированные на топ-менеджеров, управленцев и предпринимателей.

На рынке онлайн-образования непрерывно растет количество основных игроков. В сегмент приходят новые стартапы, инвесторы и компании. Одним из главных триггеров, повлиявших на развитие онлайн-индустрии, стала пандемия коронавируса. Студенты и школьники перешли на домашнее обучение, вместе с ними в онлайн ушли факультативы и курсы по подготовке к ЕГЭ. В то же время вырос спрос на онлайн-образование для взрослых: в любой кризисный период люди боятся потерять работу. Снизить риски такой перспективы помогают курсы дополнительного образования и повышения квалификации. Пандемия породила спрос на учебные онлайн-программы в момент, когда не было возможности выйти в офлайн. А там, где есть спрос, появляются новые предложения, что способствует развитию рынка.

Результаты исследования

Исследование Smart Ranking рассматривает сегмент частного бизнес-образования в России. В рамках него составлены два рейтинга: за 2019 и 2020 годы. Это первая попытка обобщенно посмотреть на развивающуюся отрасль и определить лидеров рынка через финансовые показатели.

До недавних пор отечественные бизнес-школы существовали предпочтительно в офлайн формате и, по словам авторов исследования, начали полноценно формироваться как онлайн-рынок только в 2020 году. Направление начинает развиваться, и одна из идей создателей рейтинга — обозначить границы этого сегмента и упорядочить сложившиеся тенденции.

Какие игроки вошли в рейтинг

В исследовании выделяются все школы и платформы, которые обучают запуску, управлению и развитию бизнеса. Предоставление этих услуг должно быть главной или одной из главных сфер деятельности компании. В рейтинге учитывались четыре направления подготовки:

  • Курсы повышения квалификации;
  • Курсы для предпринимателей;
  • Высшее бизнес-образование (MBA, EMBA и пр.);
  • Корпоративное обучение.

«Особенность этого сегмента в том, что он очень мало изучен и его границы весьма размыты, — отмечает Алексей Соловьев, член совета директоров Like Центра, венчурный инвестор, основатель А.Partners. — С одной стороны, есть очевидные и лицензируемые форматы бизнес-образования, например программы MBA. А с другой, существуют образовательные программы и курсы, которые относятся скорее к прокачке отдельных hard или soft skills. Например курсы для разработчиков и программистов, вещи, связанные с личностным ростом и вопросами саморазвития бизнесменов и предпринимателей».

Общая оценка рынка

Рынок онлайн-образования за 2020 год сделал большой скачок в развитии. Оценить долю бизнес-сегмента не так просто, поскольку есть разные способы определения бизнес-образования. Общая выручка игроков, вошедших в рейтинг 2020 года, составила 3,7 млрд руб. Авторы исследования предполагают, что выручка всего сегмента онлайн-бизнес-образования составляет примерно 4 млрд руб.

«Рынок бизнес-образования в последнее время претерпевает драматические изменения. Он становится более зрелым. Раньше преобладали и были востребованы бизнес-школы, которые давали набор менеджерских компетенций (MBA): умение вести переговоры, лидерство и организационное поведение, управление операциями, рисками, маркетинг и финансы, ценовая аналитика и т.д. Сегодня наравне с ними стали востребованы следующие компетенции: как не «умереть» в любых обстоятельствах; как знать пределы своего ума, души и тела, чтобы не рисковать глупо; как найти и присвоить экстраординарные возможности; как расширить свою функциональную зону до уровня, когда другие не могут двигаться, а ты можешь и выигрываешь!», — добавляет Игорь Рыбаков, предприниматель, основатель X10 Academy.

Два года подряд в рейтинге лидирует образовательная компания Like Центр с общей выручкой 1,9 млрд рублей за 2020 год. В будущем компания планирует выходить на IPO — публичную продажу акций, — экспонироваться на международные рынки и развивать технологии в сфере онлайн-образования.

«Обучение бизнес-навыкам остается одним из самых недооцененных секторов в сфере образования, но при этом имеет колоссальный потенциал роста, — говорит Аяз Шабутдинов, основатель образовательной компании Like Центр. — Особенно в условиях экономической неопределенности, когда старые бизнес-модели вдруг стали неэффективными, а новым обучаться негде».

Сегменты рынка

Рынок онлайн бизнес-образования можно поделить на три категории:

  • Крупные школы для топ-руководителей MBA и EMBA;
  • Курсы для предпринимателей;
  • Тренинги и курсы для менеджмента среднего уровня.

Школы для топ-руководителей занимают самый большой сегмент рынка — 47%. К ним относятся «Школа Бизнеса «Синергия» с проектом Synergy.Online и бизнес-школа СКОЛКОВО. Общая выручка СКОЛКОВО от онлайн бизнес-программ за 2020 год составила более 500 млн руб., что в 248 раз превысило уровень дохода за 2019 год.

«Когда еще до пандемии мы начали движение в онлайн, рассчитывали на совершенно новый для себя рынок и исходили из того, что пересечение аудитории онлайн- и офлайн-продуктов не превысит 5%, — говорит Ирина Шашкина, директор по онлайн-программам Московской школы управления СКОЛКОВО. — Пандемия в разы его увеличила, и сейчас оно составляет уже 15-20%. То есть в онлайне мы видим до 80% новых людей, а оставшиеся 20% — это те наши клиенты, которые предпочитали офлайн, но все-таки перешли на онлайн под воздействием пандемии».

На втором месте по распространенности внутри сегмента стоят курсы для middle-менеджмента — 33% рынка. Сюда входят такие компании как Skillbox, GeekBrains и «Яндекс.Практикум».

Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox, считает, что общая доля бизнес-школ составляет не более 10% от всего рынка онлайн-образования. Он связывает общую динамику роста с вынужденными обстоятельствами, вызванными пандемией коронавируса. Дмитрий называет переход бизнес-образования в онлайн главным трендом на ближайший год, но считает его сложной задачей, поскольку к этому пока не готовы ни аудитория, ни образовательные индустрии:

«Пандемия негативно влияет на рынок бизнес-образования, поскольку настроение потребителя этого продукта — не пробовать новые форматы, а поставить на паузу этот вид обучения до момента, когда ситуация будет более стабильной. Правила игры сейчас непрозрачны, и это многих останавливает. При этом для самих образовательных институций онлайн дает доступ к новым аудиториям».

Дмитрий Крутов: «Никакие инструменты не заставят вас хотеть развиваться» Фото:Владислав Шатило / РБК

Последнюю долю рынка занимают курсы для предпринимателей с сегментом в 20%. Сюда входят образовательная компания Like Центр и акселератор онлайн-школ Accel.

«Этот рынок и дальше будет эволюционировать, все больше уходя от «говорящих голов» к форматам сообществ, смешанного обучения и выстраивания долгосрочных траекторий профессионального развития каждого обучающегося, — добавляет Алексей Соловьев. — В дополнительных сервисах образовательных услуг и персонализации образовательного пути на всей продолжительности жизненного цикла профессионала или бизнесмена скрыт потенциал этого сегмента рынка онлайн-образования».

Основные итоги исследования

Рост рынка онлайн бизнес-образования в 2020-м составил не менее 70% от 2019 года. В сегмент пришли новые игроки, а старые улучшили позиции. Учитывая, что молодые проекты с большим потенциалом способны увеличивать выручку за год в два-три раза, можно ожидать дальнейшего роста сегмента.

Крупные корпорации будут учить, как делать бизнес. Государственное обучение сдвинется на второй план в сфере онлайн бизнес-образования, и новые навыки будут поставлять крупные частные компании. К примеру, «Сбербанк» уже имеет два специализированных проекта в этом сегменте.

Слияний и поглощений компаний, вероятно, не будет. Топ-50 рейтинга EdTech показывает, что стартапам слишком поздно заходить в нишу. Основной рынок занят крупными платформами, которые способны развиваться сами.

«Яндекс» инвестирует ₽5 млрд в образование: что делать EdTech-стартапам? Фото:Александр Земляниченко Мл / Bloomberg

А вот коллаборации будут. Компании с разными сильными сторонами начнут развивать совместные проекты, чтобы увеличить свое влияние. Яркий пример — сотрудничество Coursera и Высшей школы экономики.

С полной версией исследования можно ознакомиться по ссылке.


В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Следующий материал: