Спрос на онлайн-образование продолжает расти, отмечает директор по маркетингу корпоративной библиотеки Alpina Digital Андрей Игнатов. Это приводит к тому, что конкуренция становится все ожесточеннее и приводит к небывалым расходом на продвижение, считает Марианна Снигирева, генеральный директор «Нетологии».
Полностью с рейтингом можно ознакомиться на Edtechs.ru
Основные тренды рынка онлайн-образования в России выглядят так:
Экспансия
В третьем квартале 2021 года продолжилась экспансия российских EdTech-компаний на международный рынок. «ИнтернетУрок» начал работать в Казахстане, TutorOnline — в Турции и Бразилии. Skillbox объявила о выходе на рынок Латинской Америки после покупки 90% бразильской онлайн-школы Mentorama, а Mishka AI («Умный Мишка») запустила продажи локализованной версии продукта на рынке США под брендом Smart Teddy. Всего более 25% участников рейтинга пробуют свои силы на международной арене.
«Онлайн-образование в России более развито, чем в западных странах, — считает Михаил Котлов, CEO IntellectoKids. — Рынок там, в отличие от нашей страны, еще не поделен между основными крупными игроками. Поэтому многие российские компании, преуспевшие здесь, увеличивают свое влияние за счет международной экспансии. Это «Яндекс.Практикум», «Учи.ру», Kodland и многие другие».
Особенно успешно продвигаются проекты для детей по изучению языков и программирования. К примеру, Novakid и IntellectoKids сразу создавались как международные.
«В 2017 и 2018 годы ключевыми рынками для Novakid были Россия, Польша и Турция», — рассказывает Максим Азаров, основатель и генеральный директор онлайн-платформы обучения детей английскому языку Novakid. — «В 2019 году активный рост мы начали в Западной Европе: Италия, Испания, Германия. Сейчас у нас примерно 80% выручки приходится на все европейские страны, 5–6% на Азию, а оставшуюся часть генерирует Ближний Восток. Такой подход дает нам доступ к более широкому рынку и возможность диверсифицировать страновые риски».
Иван Себедаш, экс-директор по продукту Учи.ру:
«Исторически в России очень развиты технологические платформы. Например, «Яндекс», локально победивший Google, или «ВКонтакте», локально победившая Facebook. Похожая ситуация наблюдается и в EdTech. Почти нигде в мире нет своего локального SkyEng, SkillBox или «Like Центра». В Европе и США вместо них пользуются спросом глобальные игроки: Coursera, Udemy, EdX и онлайн-курсы при университетах. А, например, в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии есть и совсем пустующие образовательные ниши. Поэтому нам есть, что предложить миру, и эта область очень перспективна с точки зрения экспорта».
Запрос на качество
Рост конкуренции привел к тому, что все больше внимания онлайн-школы уделяют вопросам оценки качества своих курсов, что может в итоге вылиться в создание системы единых стандартов.
«Продолжается «война» маркетинговых бюджетов в отсутствие законодательных барьеров в области рекламы образовательных услуг. В результате мы наблюдаем нескончаемый поток креативных фантазий о «космических зарплатах» и «гарантиях трудоустройства» после выпуска, — сетует Игорь Морозов, ректор Академии АйТи. — Но при этом за кадром остается то, что слушателям предоставляется просто доступ к записанному видеоконтенту».
Все это снижает доверие к дистанционным образовательным технологиям и онлайн-форматам, и участникам рынка приходится делать упор на качество услуг.
«Для компаний EdTech настало время качественного контента и хорошего сервиса, — соглашается директор по развитию TutorOnline Сергей Лапуть. — Учителя ищут удобные платформы для преподавания. Ученики, в свою очередь, регистрируются сразу на трех платформах и выбирают — по цене, сервису, удобству и бренду. В 2020 году компании росли за счет общего роста рынка. Теперь — больше за счет качества услуг».
Компании также всерьез озаботились вопросами трудоустройства своих учеников.
«Мы сфокусировались на развитии карьерного блока для наших выпускников, — говорит Павел Астафуров, директор по маркетингу SkillFactory. — Это одна из ключевых «болей» всех представленных на рынке проектов: кто быстрее и качественнее решит эту задачу, тот и выиграет от будущего роста рынка».
Тренд на качество коснулся и корпоративного образования — через запрос от компаний-клиентов.
«Бизнес хочет измеримый результат обучения сотрудников: снижение числа ошибок и неверных решений, ускорение бизнес-процессов, внедрение цифровых инструментов, — перечисляет Илья Курмышев, директор «Актион Университет». — Мы отвечаем на эти запросы с помощью ИТ-решений: развиваем свою платформу управления знаниями сотрудников, создаем уникальную базу профессиональных профилей специалистов».
Усиление роли государства
Вслед за развитием рынка EdTech начинает привлекать все больше внимания от госорганов. Одной из самых обсуждаемых новостей стало поручение президента до 1 января 2023 года перевести дистанционное образование российских школьников на государственные информационные ресурсы (вероятно, речь о платформе «Сферум»).
«Квартал прошел под знаком важных государственных решений, которые на рынок EdTech могут повлиять довольно сильно», — признает Александр Костин, исполнительный директор компании «Государство Детей» (Inlearno).
По словам Ольги Хасяковой, генерального директора «ИнтернетУрок», поручения президента взволновали EdTech-сообщество, и компании ждут уточнений. «Мы, конечно, надеемся, что путь российского EdTech будет отличаться от того, что мы сейчас наблюдаем в Китае, — говорит она. — Но в целом, мы все в очередной раз убедились, что онлайн-образование входит в область стратегических интересов государства».
Сближение онлайна и офлайна
EdTech-компании запускают офлайн-продукты и развивают гибридный формат. Так действуют, например, «Like Центр», который планирует открыть 150 кампусов в России, и Geekbrains, который также запускает офлайновые площадки в регионах. Параллельно многие частные вузы и школы активно развивают форматы дистанционного обучения.
«Образование начинает возвращать аудиторию в классы: за 2020 год мы устали от полного онлайна, — говорит Михаил Сумбатян, директор IThub. — Я вижу, что в тренде гибридные формы обучения, то есть совмещение онлайна и офлайна. А также — персонализация обучения, индивидуальные планы».
Блогеры как поставщики образовательного контента
Границы онлайн-образования раздвигаются, а заработки блогеров от продаж рекламы падают. В результате многие из них решают по-новому монетизировать свою аудиторию и зарабатывать на лекциях.
«Важную роль в онлайн-обучении начали играть блоги и блогерское сообщество, — рассказывает Антон Ельницкий, владелец «Антитренинги.Ру». — У них есть своя специфика продаж: студенты покупают курсы прямо в блоге, после чего их переводят на обучающую платформу. Традиционные e-mail рассылки и CRM-системы при этом не участвуют».
По прогнозу Сергея Михайлова, управляющего партнера Getcourse, в ближайшие годы число поставщиков онлайн-курсов может вырасти до десяти раз:
«На наших глазах возникает культура потребления онлайн-курсов, — говорит он. — Люди привыкают к такому контенту, считают его полезным для себя — с точки зрения информации, мотивации, вовлечения, дополнительной коммуникации. Всего за последние 10 лет в русскоязычном пространстве хотя бы раз оплачивали онлайн-курс почти 10 млн человек. И если сейчас онлайн-курсы продают около 20 тыс. экспертов, то через через 5–7 лет их может быть уже 200 тыс.»
Развитие бренда преподавателя
«На этом фоне становится популярным другой тренд — развитие бренда преподавателя, — отмечает Екатерина Пичелатова, директор по маркетингу «Контур.Школы». — Многие наши эксперты стали уделять больше времени своему продвижению и развитию, а также присутствию в социальных сетях».