Английский для детей: три тренда в онлайн-образовании

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Главный методист по английскому языку в начальной школе «Фоксфорда» Виктория Белавина рассказала, как объединить смешанный подход, микрообучение и офлайн-задания, чтобы разработать уроки, которые понравятся детям
1

«Перевернутый класс»

«Перевернутый класс» — одна из методик смешанного обучения. Идея в том, что школьники осваивают теорию самостоятельно, а на урок приходят уже подготовленными. Дети проходят новый материал дома, пользуясь собственными смартфонами, планшетами и компьютерами. Затем они закрепляют его с преподавателем на занятии онлайн. Например, разбиваются на группы и создают проекты, участвуют в семинаре или общаются в разговорном клубе.

Методика «перевернутого класса» помогает детям выбрать удобное время и скорость обучения. Например, на курсе онлайн-школы «Фоксфорд» для начальной школы каждое занятие по английскому состоит из четырех этапов: интерактивный видеоурок, задания в приложении, упражнения в распечатках и разговорный класс. Первые три этапа — самостоятельные.

Преимущества подхода:

  • Ученики чувствуют повышенную личную ответственность. Когда теорию объясняют в классе, дети часто болтают и отвлекаются, пытаясь потратить классные часы на более интересные дела. При смешанном обучении в онлайн-класс приходят, чтобы практиковаться, а для этого нужно заранее изучить тему. Если поленился и не подготовился, то и пообщаться с учителем и одноклассниками не получится.
  • Ученики сами выбирают время, место и скорость освоения теории. Традиционная школьная программа нацелена на большинство и не учитывает индивидуальные особенности детей: если кто-то недостаточно хорошо понял тему, ему придется разбираться самостоятельно или просить помощи родителей. В смешанном обучении можно повторять теорию сколько потребуется. Например, пересматривать записанный видеоурок или заново проходить интерактивное задание. Ученики могут выбирать время для самостоятельной учебы: одни чувствуют себя бодро в утренние часы, другие предпочитают заниматься днем или вечером.
  • Преподаватель выделяет больше часов на практические занятия. Ученики осваивают теорию дома, а затем закрепляют знания с помощью интерактивных или офлайн-заданий, поэтому классные часы можно полностью посвятить практике и общению. Преподаватель тратит минимум времени на объяснение новой темы, проверку домашних заданий или опрос теории.

Как применять. Предложите ребенку заранее пройти новую тему перед тем, как ее будут объяснять в классе. Например, включите урок из бесплатного видеокурса, а потом дайте задание на лексику и грамматику в приложении по английскому языку. Такой подход поможет лучше усвоить новый материал, свободнее себя чувствовать на уроке с преподавателем и больше запомнить.

2

Микрообучение

Обучение небольшими порциями появилось примерно пять лет назад, когда в моду вошли специальные языковые приложения. Их изначально создавали по принципу микрообучения: ребенок или взрослый мог тратить на английский столько времени в день, сколько получится, при этом узнавать новые правила, пополнять словарный запас или проверять себя.

Тогда же в Дрезденском техническом университете провели исследование эффективности микрообучения. Трем группам студентов предложили пройти тест после изучения текста из 16 глав. После прочтения каждой главы участники первой группы отвечали только на один вопрос, второй — отвечали на четыре вопроса, студенты из третьей группы отвечали на восемь вопросов в середине и в конце текста. После этого участники прошли одинаковый тест по всему материалу. В результате ученые выяснили, что первая группа справилась с финальным тестом лучше, чем вторая и третья.

Интерактивное задание по английскому в видеоуроке
Интерактивное задание по английскому в видеоуроке

В курсе по английскому используют похожий подход: смотреть короткие видео по грамматике и фонетике и делать домашние задания можно в удобное время даже со смартфона. Ребенок может тратить на них 10–15 минут, а затем переключаться на другие дела.

Преимущества подхода:

  • Ученики сами выбирают длительность занятий. Школьный урок идет 40–45 минут — его нельзя укоротить или сделать длиннее. При этом работоспособность одного и того же ученика отличается в разные дни: ребенок может уставать или плохо себя чувствовать, либо хотеть учиться больше, если попалась интересная тема или новые упражнения. При микрообучении ребенок сам устанавливает лимиты: он может пройти несколько уроков подряд или позаниматься 15 минут, но все равно узнать новое.
  • Преподаватели объясняют новые темы простым языком. Один видеоурок рассчитан на 10–15 минут, поэтому учителя рассказывают основные тезисы максимально доступно. Иначе ребенок не успеет понять тему. Преподаватели четко структурируют вспомогательные материалы и дополняют урок понятными примерами.
  • Ученики отрабатывают усвоенный материал в конце каждого урока и блока. Для этого учителя используют тесты или интерактивные задания на уроке. Например, в предзаписанных видео преподаватель просит ученика повторять за ним, отвечать на вопросы, соотносить слова с картинками, выбирать правильные ответы. Короткие регулярные проверки помогают определить непонятные моменты и пройти их заново.
  • Микрообучение — подходящий формат для современных детей. Ребенок может посмотреть небольшое обучающее видео или прочитать короткую заметку по пути в школу или на тренировку. У детей остается больше свободного времени на отдых и собственные увлечения.

Как применять. Установите ребенку приложение по изучению английского языка или предложите пройти интерактивный онлайн-курс, а потом последите за результатами. Если ребенок станет быстрее пополнять словарный запас и лучше понимать грамматику, значит ему проще усваивать материал небольшими порциями.

3

Офлайн-задания

Преподаватели и ученики уже привыкли к онлайн-занятиям, но традиционные офлайн-форматы по-прежнему востребованы. Задания в рабочих тетрадях помогают отдохнуть от дисплеев и переключить внимание.

Упражнения в распечатках — письмо, рисование и раскрашивание — развивают мелкую моторику и творческий потенциал ребенка. Такие задания нацелены на лексику и грамматику из видеоурока, только эту часть домашней работы нужно выполнять без компьютера. Например, вписывать буквы, раскрашивать картинки, сопоставлять и соединять слова и писать небольшие истории.

Преимущества подхода:

  • Ученики временно покидают онлайн-пространство. Дети переключают внимание на другую активность, продолжая заниматься английским.
  • Дети развивают мелкую моторику. Развитие мелкой моторики в дошкольном и младшем школьном возрасте помогает детям лучше учиться в средних и старших классах.
  • Ученики развивают творческое мышление. В рабочих тетрадях креативные задания: детям нужно подбирать цвета, дополнять картинки, рисовать с нуля и проявлять свою индивидуальность.

Упражнения в распечатках
Упражнения в распечатках

Как применять. Предложите ребенку вместе раскрашивать картинки, рисовать иллюстрации и разгадывать кроссворды. Это поможет отвлечь его от смартфона и компьютера, воспринимать офлайн-задания как дополнительную возможность проявить креативность и пообщаться.

Чтобы увлечь ребенка английским, не выбирайте между методами, а объедините решения онлайн-образования и традиционный подход к учебе. Лексику и грамматику можно самостоятельно изучать небольшими порциями, а затем закреплять знания с помощью интерактивных заданий, упражнений в рабочих тетрадях и разговорной практики с преподавателем.

Обновлено 09.02.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть