Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Иван Величко — РБК: «Дизайн — профессия не для интровертов»

Фото:из личного архива
Фото: из личного архива
Со-основатель и креативный директор дизайн-бюро «Щука» Иван Величко — о том, чем дизайнеры похожи на спортсменов, каковы их карьерные развилки и какими навыками нужно обладать арт-директору

— Что нужно дизайнеру, чтобы стать арт-директором?

— Это довольно специфическая профессия. Арт-директора часто вырастают из дизайнеров, но не каждый хороший дизайнер может стать руководителем. Я знаю людей, у которых превосходный практический опыт, но при этом они никудышные управленцы. Они хорошо работают сами по себе, и им не нужно никого к этому процессу привлекать.

Тут есть еще один непростой момент. Дизайн и графика сильно связаны с модой, и важно, чтобы то, что ты делаешь, выглядело стильно и современно. В России сама эта профессия достаточно молодая: сейчас старшее поколение дизайнеров — это условно поколение нынешних сорокалетних. И я совсем не уверен, что у многих хватит задора заниматься практическим дизайном достаточно продолжительное время.

Есть ощущение что эта специальность сродни профессии спортсмена — либо уходишь в тренеры, в те самые арт-директора, либо занимаешься чем-то совершенно иным.

— Тогда какие варианты развития существуют у дизайнеров?

— Я боюсь что ответ на этот вопрос не будет таким уж приятным, потому что дизайнер — это должность в агентствах и студиях, которая не предполагает карьерного роста, если ты не становишься арт-директором или не обладаешь какими-то оригинальными скиллами, связанными с motion, 3D и т.д.

Подкаст-реалити РБК Тренды «Меня сократили»: дизайн своей карьеры Фото:РБК Тренды

У нас все агентства имеют традиционную структуру: есть junior дизайнер, middle, есть senior, а дальше арт-директор, старший арт-директор и креативный директор. Но, как я говорил раньше, совершенно необязательно человек, который был хорош как дизайнер, станет хорошим арт-директором, так же, как и необязательно, что человек, который был успешным арт-директором, станет хорошим креативным директором. В рекламе по моим наблюдениям в них вообще чаще всего вырастают из копирайтеров.

Пример другого пути — наш хороший друг Гоша Квасников, который одно время работал в Fantasy (это самая известная американская интерактивная студия). Он сейчас живет в Берлине, и у него своя дизайн-студия. Мне кажется, что его как раз нельзя назвать арт-директором: он очень сильный дизайнер со своей частной практикой. Это предполагает точно больше денег, чем в агентстве, и совсем иной набор опций.

Многие из тех, кого мы знаем, уходят в преподавательскую деятельность, ведь арт-дирекшн в каком-то роде тоже как преподавание. Это и про наставничество, и про работу начальником, строго говоря.

— Какие скиллы нужны арт-директору, а какие — тому, кто хочет углубиться в частную практику?

— Человек, работающий на себя, должен обладать хорошими коммуникативными навыками, понимать, как устроена бухгалтерия, право, финансы и т.д. Арт-директор в студии может всего этого не знать, но должен хорошо встраиваться в командную работу: по сути, он такой лидер небольшой группы людей. Но в итоге эти две профессии так или иначе предполагают общение.

Гид по soft skills: как развивать ключевые навыки будущего

— Есть мнение, что дизайнеры зачастую — это интроверты. Что делать, если не хочется взаимодействовать с людьми, становиться лидером?

— На самом деле это не совсем так. Если ты замкнут на своем внутреннем мире, скорее всего тебе не очень подходит профессия, в которой нужно выполнять заказы. Даже если ты дизайнер продукта, ты делаешь его для других людей, а не для себя. То есть это реализация тебя как человека в общении с миром. Очень важно быть открытым и слушать то, что он пытается тебе транслировать.

Язык дизайна плохо развит до сих пор. Дизайн, с одной стороны, инженерная профессия, а с другой, она все-таки связана с высокой долей абстракции и обсуждение этой абстракции затрудняет многих людей.

Это один из частых запросов, с которыми к нам приходят студенты: «Я не знаю, как мне объяснить то, что я делаю, аргументировать». Т.е. сделать вообще не проблема, сложность в том, чтобы как-то встроить все в контекст, чтобы другие люди поняли, зачем им это нужно.

— Мы сейчас много говорили про soft skills, а какие самые актуальные hard skills? Без чего дизайнер — уже не дизайнер?

— Это разделение немного сложное для меня. Работа с композицией, формой, цветом — это soft или hard skills? Это не работа в программах, но и не навыки общения, например.

Работа с формой — одна из важнейших в этой профессии. Это то, чему учат в классических вузах, либо чего человек достигает сам на практике. По сути это базовая часть дизайна. Он, конечно, отчасти связан с пользовательскими интерфейсами и взаимодействием с людьми, но изначально дизайн вырос из того, что нужно было как-то работать с формой.

Этот навык получить довольно сложно: нужно делать разные упражнения, пробовать, что больше нравится, что меньше, что более упорядочено, а что — хаотично. Все эти понятия — хаос, структура, ритм, цвет — всегда будут иметь значение, потому что на этом основана профессия. Но где их получать, не всегда понятно.

Изучить программы для человека не проблема, главное — понимать, зачем ты это делаешь. У меня есть любимый пример: когда я учился в Полиграфе, у нас был предмет «Технологии печатного производства». И никто не понимал, зачем нам это нужно. И только когда мы закончили институт, стали печатать какие-то книжки, мы внезапно вспомнили, что был такой предмет, и поняли, что нужно было тогда чаще ходить на эти лекции и лабораторные работы, внимательнее слушать. У меня даже были записи, но там все равно было ничего не понятно. Вот если бы я сейчас попал на такой курс, у меня было бы гораздо больше вопросов, и я думаю, что я бы с большей пользой его закончил.

— Получается такая история — ты немного прокачался, и появился новый запрос?

— Да. Так не бывает, что ты, как в какой-то ролевой игре, пошел, прокачал в себе магические способности, просто потому что захотелось, и стал условным магом. Нужен баланс между собственным любопытством и производственной необходимостью. Ты должен все время чему-нибудь учиться и сразу же эти знания применять в своей работе.

— Давай поговорим про упомянутый в начале разговора навык работы с motion. Действительно ли он сейчас — база для дизайнера?

— Да, это must have. Это очень важная часть в брендинге и сейчас всем необходимо. Никому не нужны просто какие-то статичные картинки, все хотят выступать на конференциях, присутствовать в YouTube с красивыми заставками для видео-контента. Именно этим сейчас и стоит заниматься.

— А какой дизайнер сейчас будет самым востребованным на рынке?

— Продуктовый дизайнер, человек, который знает Figma (графический онлайн-редактор) и в целом как устроены современные приложения.

— А как же айдентика?

— Я не думаю, что условный дизайнер айдентики когда-то был или будет супер-востребованным.

Новые бизнесы появляются, старые умирают, это непрерывный процесс, поэтому здесь не стоит ожидать взрывного роста. Но и упадка тоже не будет — ниша более-менее постоянная. Ребрендинги происходят чаще, чем в 1970-е, но я не думаю, что средний срок жизни айдентики сильно изменился: наверно, она живет лет пять, как минимум до следующего небольшого рестайлинга.

С другой стороны, то, что заявлено у нас в программе («Айдентика и бренд-дизайн» в Британской высшей школе дизайна. — РБК Тренды) — это только часть. Студент получает гораздо больше — способность сделать проект от начала и до конца.

Понимание проектной деятельности целиком очень ценно. Важно выпускать людей, которые будут достаточно дотошны и вовлечены во все этапы реализации. Это школа перфекционизма. Мне кажется, что такие люди будут востребованы всегда.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: