— Что нужно дизайнеру, чтобы стать арт-директором?
— Это довольно специфическая профессия. Арт-директора часто вырастают из дизайнеров, но не каждый хороший дизайнер может стать руководителем. Я знаю людей, у которых превосходный практический опыт, но при этом они никудышные управленцы. Они хорошо работают сами по себе, и им не нужно никого к этому процессу привлекать.
Тут есть еще один непростой момент. Дизайн и графика сильно связаны с модой, и важно, чтобы то, что ты делаешь, выглядело стильно и современно. В России сама эта профессия достаточно молодая: сейчас старшее поколение дизайнеров — это условно поколение нынешних сорокалетних. И я совсем не уверен, что у многих хватит задора заниматься практическим дизайном достаточно продолжительное время.
Есть ощущение что эта специальность сродни профессии спортсмена — либо уходишь в тренеры, в те самые арт-директора, либо занимаешься чем-то совершенно иным.
— Тогда какие варианты развития существуют у дизайнеров?
— Я боюсь что ответ на этот вопрос не будет таким уж приятным, потому что дизайнер — это должность в агентствах и студиях, которая не предполагает карьерного роста, если ты не становишься арт-директором или не обладаешь какими-то оригинальными скиллами, связанными с motion, 3D и т.д.
У нас все агентства имеют традиционную структуру: есть junior дизайнер, middle, есть senior, а дальше арт-директор, старший арт-директор и креативный директор. Но, как я говорил раньше, совершенно необязательно человек, который был хорош как дизайнер, станет хорошим арт-директором, так же, как и необязательно, что человек, который был успешным арт-директором, станет хорошим креативным директором. В рекламе по моим наблюдениям в них вообще чаще всего вырастают из копирайтеров.
Пример другого пути — наш хороший друг Гоша Квасников, который одно время работал в Fantasy (это самая известная американская интерактивная студия). Он сейчас живет в Берлине, и у него своя дизайн-студия. Мне кажется, что его как раз нельзя назвать арт-директором: он очень сильный дизайнер со своей частной практикой. Это предполагает точно больше денег, чем в агентстве, и совсем иной набор опций.
Многие из тех, кого мы знаем, уходят в преподавательскую деятельность, ведь арт-дирекшн в каком-то роде тоже как преподавание. Это и про наставничество, и про работу начальником, строго говоря.
— Какие скиллы нужны арт-директору, а какие — тому, кто хочет углубиться в частную практику?
— Человек, работающий на себя, должен обладать хорошими коммуникативными навыками, понимать, как устроена бухгалтерия, право, финансы и т.д. Арт-директор в студии может всего этого не знать, но должен хорошо встраиваться в командную работу: по сути, он такой лидер небольшой группы людей. Но в итоге эти две профессии так или иначе предполагают общение.
— Есть мнение, что дизайнеры зачастую — это интроверты. Что делать, если не хочется взаимодействовать с людьми, становиться лидером?
— На самом деле это не совсем так. Если ты замкнут на своем внутреннем мире, скорее всего тебе не очень подходит профессия, в которой нужно выполнять заказы. Даже если ты дизайнер продукта, ты делаешь его для других людей, а не для себя. То есть это реализация тебя как человека в общении с миром. Очень важно быть открытым и слушать то, что он пытается тебе транслировать.
Язык дизайна плохо развит до сих пор. Дизайн, с одной стороны, инженерная профессия, а с другой, она все-таки связана с высокой долей абстракции и обсуждение этой абстракции затрудняет многих людей.
Это один из частых запросов, с которыми к нам приходят студенты: «Я не знаю, как мне объяснить то, что я делаю, аргументировать». Т.е. сделать вообще не проблема, сложность в том, чтобы как-то встроить все в контекст, чтобы другие люди поняли, зачем им это нужно.
— Мы сейчас много говорили про soft skills, а какие самые актуальные hard skills? Без чего дизайнер — уже не дизайнер?
— Это разделение немного сложное для меня. Работа с композицией, формой, цветом — это soft или hard skills? Это не работа в программах, но и не навыки общения, например.
Работа с формой — одна из важнейших в этой профессии. Это то, чему учат в классических вузах, либо чего человек достигает сам на практике. По сути это базовая часть дизайна. Он, конечно, отчасти связан с пользовательскими интерфейсами и взаимодействием с людьми, но изначально дизайн вырос из того, что нужно было как-то работать с формой.
Этот навык получить довольно сложно: нужно делать разные упражнения, пробовать, что больше нравится, что меньше, что более упорядочено, а что — хаотично. Все эти понятия — хаос, структура, ритм, цвет — всегда будут иметь значение, потому что на этом основана профессия. Но где их получать, не всегда понятно.
Изучить программы для человека не проблема, главное — понимать, зачем ты это делаешь. У меня есть любимый пример: когда я учился в Полиграфе, у нас был предмет «Технологии печатного производства». И никто не понимал, зачем нам это нужно. И только когда мы закончили институт, стали печатать какие-то книжки, мы внезапно вспомнили, что был такой предмет, и поняли, что нужно было тогда чаще ходить на эти лекции и лабораторные работы, внимательнее слушать. У меня даже были записи, но там все равно было ничего не понятно. Вот если бы я сейчас попал на такой курс, у меня было бы гораздо больше вопросов, и я думаю, что я бы с большей пользой его закончил.
— Получается такая история — ты немного прокачался, и появился новый запрос?
— Да. Так не бывает, что ты, как в какой-то ролевой игре, пошел, прокачал в себе магические способности, просто потому что захотелось, и стал условным магом. Нужен баланс между собственным любопытством и производственной необходимостью. Ты должен все время чему-нибудь учиться и сразу же эти знания применять в своей работе.
— Давай поговорим про упомянутый в начале разговора навык работы с motion. Действительно ли он сейчас — база для дизайнера?
— Да, это must have. Это очень важная часть в брендинге и сейчас всем необходимо. Никому не нужны просто какие-то статичные картинки, все хотят выступать на конференциях, присутствовать в YouTube с красивыми заставками для видео-контента. Именно этим сейчас и стоит заниматься.
— А какой дизайнер сейчас будет самым востребованным на рынке?
— Продуктовый дизайнер, человек, который знает Figma (графический онлайн-редактор) и в целом как устроены современные приложения.
— А как же айдентика?
— Я не думаю, что условный дизайнер айдентики когда-то был или будет супер-востребованным.
Новые бизнесы появляются, старые умирают, это непрерывный процесс, поэтому здесь не стоит ожидать взрывного роста. Но и упадка тоже не будет — ниша более-менее постоянная. Ребрендинги происходят чаще, чем в 1970-е, но я не думаю, что средний срок жизни айдентики сильно изменился: наверно, она живет лет пять, как минимум до следующего небольшого рестайлинга.
С другой стороны, то, что заявлено у нас в программе («Айдентика и бренд-дизайн» в Британской высшей школе дизайна. — РБК Тренды) — это только часть. Студент получает гораздо больше — способность сделать проект от начала и до конца.
Понимание проектной деятельности целиком очень ценно. Важно выпускать людей, которые будут достаточно дотошны и вовлечены во все этапы реализации. Это школа перфекционизма. Мне кажется, что такие люди будут востребованы всегда.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.