Массовое школьное образование часто критикуют, обвиняя в неэффективности, «натаскивании» на ЕГЭ, неизбежной зубрежке и провоцировании стресса. В качестве альтернативы предлагаются всевозможные «школы будущего» — учебные заведения нового типа, которые взамен академической составляющей опираются на самообучение детей, их рефлексию и интерес в условиях отсутствия конкуренции. Однако на практике такие концепции в чистом виде редко приводят к хорошим результатам.
В основе многих альтернативных школ лежит идея прогрессивного (или проектного) образования, которую в конце XIX века разработал американский философ и педагог Джон Дьюи. Суть метода состоит в том, что дети обучаются сами через приобретение опыта и построение собственных догадок, а вместо конкуренции между учениками предлагается коллективная работа. Учитель здесь — не опытный мастер, передающий накопленные веками знания, а скорее вопрошающее эхо, которое только направляет на открытия.
Помимо идей Дьюи, альтернативные школы опираются и на другие педагогические методики, многие из которых объединяет исключение из образовательного процесса соревновательного аспекта, то есть оценок и экзаменов, и фокус на самообучение.
Хотя метод Дьюи, как и многие другие подобные концепции, появился на рубеже XIX-XX веков, сейчас он переживает второе рождение. Стремительно меняющийся профессиональный мир требует творческих, самостоятельно мыслящих и успешно владеющих soft skills специалистов, способных эффективно взаимодействовать с людьми. На первый взгляд кажется, что альтернативные школы — отличный способ воспитать таких людей, отвечающих современным условиям. Стремление сформировать у подрастающего поколения установки, которые должны помочь им добиться успеха в новом мире, и обусловило растущую популярность «школ будущего».
Классическое и альтернативное
Однако не стоит спешить и отметать накопленный годами педагогический опыт. Как показывают исследования, принцип самообучения может стать крайне неэффективным для неопытных школьников. Так, популярный британский учитель математики Крэг Бартон в своей книге «How I Wish I‘d Taught Maths» ссылается на множество научных статей, доказывающих, что в начале обучения детям необходимо четкое и последовательное объяснение теории, регулярная практика с постепенным усложнением заданий и обязательная обратная связь — в том числе в виде проверочных тестов. Автор книги приводит интересный пример: однажды он решил преподать классу новую тему, математические дроби, по принципам прогрессивного образования. Он купил всеми любимых пирожных, вооружил детей ножами и тарелками; все перепачкались, наелись, остались довольными. Но спустя некоторое время выяснилось, что ученики не запомнили ни тему, ни суть урока: в памяти остались только веселье и крем.
Да, метод самостоятельных открытий на собственном опыте несомненно может быть полезен для взрослых, увлеченных старшеклассников и студентов или гениальных детей. Но для начальной и средней школы в своей массе практика такого подхода может оказаться плачевной ведь:
- выбирая предметы самостоятельно, школьник рискует остаться невеждой в областях, которые не привлекли его внимания;
- ребенок, который с ранних лет нашел себя и понял, чем хочет заниматься — большая редкость. А что делать, если у него так и не появится определенного интереса? Или выяснится, что область знаний, которой он пренебрег, обязательна для поступления в желаемый вуз или для будущей работы?
Все же главная задача школы — дать ребенку необходимый багаж академических знаний, навыков и научить ими пользоваться. А уже потом он будет выбирать, что из этой базы ему пригодится, а что нет.
Стресс и гибкие навыки
Важный аргумент сторонников альтернативного образования касается стресса, связанного с контрольными работами, оценками и экзаменами — взамен предлагается, чтобы ребенок сам оценивал свою работу. Но этот подход противоречит тому, с чем ученик столкнется в реальной жизни после окончания школы. Необходимость демонстрировать свои компетенции и получать оценку со стороны встретится ему и в вузе, и при трудоустройстве, и на рабочем месте.
Увы, мир так устроен, что в нем не избежать конкуренции и стресса, и их исключение из учебного процесса означает, что ребенку придется адаптироваться к реальности уже во взрослом возрасте, когда это будет намного сложнее.
Школьная система оценок — не только работающий инструмент обратной связи, но и хороший способ подготовить ученика к профессиональной жизни. Все же это не стресс такого уровня, чтобы сломать ребенку психику. Да, бывают плохие школы и плохие учителя — но здесь речь идет о конкретных случаях, а не о системе в целом.
Еще одно отличие альтернативного образования от обычного — внимание к развитию гибких навыков: умения работать в команде, общаться, творчески мыслить и ставить цели. В последние годы о роли таких навыков говорят очень много, поэтому многие школы используют акцент на их формирование как козырь. Действительно, кто из родителей не хочет, чтобы их ребенок стал коммуникабельным и приобрел лидерские качества?
Но здесь мы уходим в другую крайность: если в советские годы про развитие «гибких» компетенций не говорили вообще, то сейчас их роль гипертрофируется. Никто не спорит, что soft skills важны, но не слишком ли многого мы хотим от школы? Для их формирования есть родители, друзья, дополнительные кружки, сама жизнь — а у школьного образования все же другая задача.
Если ставить soft skills во главу угла, мы рискуем выпустить во взрослую жизнь счастливых, но не приспособленных к жизни людей, которые считают, что активность и умение общаться перебьют все.
Роль преподавателя
Наконец, мы подходим к вопросу: если альтернативные школы не панацея, что тогда можно противопоставить недостаткам нынешней образовательной системы — зубрежке, «натаскиванию» на ЕГЭ, отсутствию индивидуального подхода?
К сожалению, у нас действительно нет массового высококачественного школьного обучения. Связано это в первую очередь с тем, что профессия учителя не считается престижной и чаще всего невысоко оплачивается — особенно в регионах. Пока эта ситуация не изменится, в профессию не будут идти талантливые специалисты, и качество средних учителей останется на том же уровне.
Возвращаясь к роли учителя — от таланта преподавателя зависит очень многое. Талантливый педагог отлично знает предмет, любит свою работу, обладает эмпатией и разбирается в детях. Соответственно, он способен интересно подать самую скучную тему и вдохновить ей окружающих, понять, кому из учеников дать задачу посложнее, а кому, наоборот, подсказать. Способен дать самому слабому школьнику такую работу, где он сможет раскрыться. Конечно, для такого индивидуального подхода нужны условия: если в классе сорок человек, уделить внимание каждому преподаватель не сможет физически. Точно так же невозможно делать работу хорошо, если учитель перегружен учебными часами, которые ему приходится набирать ради прибавки к мизерной зарплате.
Поэтому я убежден, что бесполезно менять методики, облегчать их и делать необременительными для детей. Чтобы улучшить качество школьного образования, нужны абсолютно другие меры, и в первую очередь — повышение престижа профессии, отбор опытных и талантливых педагогов и их финансовое стимулирование.
Привычка трудиться
Безусловно, нельзя утверждать, что все, что предлагают альтернативные учебные заведения, неэффективно.
Хорошо, когда школе удается объединять классический и нетрадиционный подходы: развивать гибкие навыки, время от времени включать в процесс элементы самообразования и учить детей самостоятельно оценивать свою работу. Замечательно, если время от времени устраиваются дни самоуправления, ярмарки, предпринимательские проекты. Но если этим инициативам отводится главная роль, весь их смысл пропадает.
Когда ребенок, воспитанный в духе альтернативного обучения, вырастет и начнет искать работу, его ждут серьезные трудности. Он не привык к конкуренции, стрессу, внешней оценке своей работы со стороны начальства и главное — не привык к труду, к выполнению задач, которые ему не хочется делать. Труд — крайне важный компонент школьного образования. Без него невозможно найти себя — достичь той цели, которую заявляют многие альтернативные школы и не достигают. Без труда нельзя понять, «твое» это или нет: нельзя осознать, нравится ли тебе бег или рисование, пока не вспотеешь и не разрисуешь десяток листов. Осознанию должен предшествовать период, во время которого надо вкладываться в дело, пробовать и стараться.
Задача школы — дать ребенку к моменту поступления в вуз и выходу на рынок труда возможность выбора. Без обучения труду мы закрываем для него ту часть рынка, где победят те, кто хочет соревноваться. Реальность такова, что кроме творческих специальностей и спорта все основные вертикали пока четко ориентируются на академические успехи.
Если вы хотите дать своим детям возможность выбирать свой путь и зарабатывать на комфортную жизнь, одного внутреннего счастья или готовности работать в команде недостаточно.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.