Контекст
- $200 млрд составил объем глобального рынка онлайн-обучения в 2019 году. Ожидается, что рынок будет расти в среднем на 8% ежегодно и в 2026-м достигнет отметки $375 млрд.
- 38,5 млрд руб. составил объем российского b2c-рынка онлайн-образования в 2019 году; к концу 2023 года прогнозируется рост рынка до 60 млрд руб.
- 263 млн детей и подростков во всем мире не посещают школу, а 38% выпускников начальной школы не умеют читать, писать и выполнять простейшие арифметические вычисления.
- 1,6 млрд учащихся в разных странах планеты не могли посещать школы и университеты, закрытые из-за COVID-19.
- 15% жителей планеты потеряли работу из-за пандемии; в России крупнейший в современной эпохе кризис на глобальном рынке труда лишил занятости 12% работников.
- 222 тыс. человек составляет в России ежегодная потребность в специалистах с высокой квалификацией и опытом в сфере информационно-коммуникационных технологий, к 2024 году эта потребность достигнет 290–300 тыс. человек.
Практика
- 56,6 тыс. россиян, или 1% от всех студентов страны, учатся за рубежом, при этом в РФ получают образование 250 тыс. иностранцев.
- 75% работодателей положительно или нейтрально оценили переход в 2020 году на дистанционную работу и готовы рассматривать удаленку в будущем.
- 44% российских компаний считают приоритетом на ближайший год переход на новую модель управления персоналом, сочетающую гибкий график, удаленную работу и онлайн-рекрутмент.
- 71% сотрудников российских компаний назвали привлечение и удержание ценных кадров главным вызовом для бизнеса.
- 41% компаний не исключают введение на регулярной основе онлайн-обучения своего персонала после окончания пандемии COVID-19.
- В десять раз меньше по сравнению с Европой составляют затраты российских работодателей на обучение своих сотрудников; в образовательных программах в нашей стране участвуют 15% работоспособного населения и 1% пенсионеров, тогда как в развитых странах это 40 и 5% соответственно.
- 74% участников опроса PwC считают, что должны самостоятельно адаптироваться к изменяющемуся спросу на квалификационные навыки, а не надеяться на работодателя.
- 85% составляющих нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться и лишь 15% зависят от технических знаний.
- Около 70% людей на планете ощущали те или иные проявления синдрома самозванца — чувства, что успех был достигнут благодаря удаче, а не таланту или квалификации.
- 1-е место заняла Россия в рейтинге 60 стран по компетенциям в области технологий и Data Science и 9-е место — по компетенциям в области бизнеса.
- До $6,1 млрд (с $0,8 млрд в 2015 году) выросли вложения в применение ИИ в образовании — никакие другие технологии в этой сфере не могут сравниться с подобными темпами роста.
Перспектива
- 85% видов деятельности, которые будут выполняться сегодняшними учащимися в 2030 году, еще не существуют.
- 79% миллениалов США ради успешной карьеры готовы менять работу шесть и более раз за всю свою жизнь; к 2025 году поколение миллениалов составит 75% рабочей силы страны.
- $455 млрд составит в 2023 году глобальный рынок гиг-экономики, или экономики фриланса, в рамках которой нормой становятся временные позиции, а исключением — постоянные рабочие места.
- 37% вакансий в новых профессиях в течение ближайших трех лет будут связаны с экономикой здравоохранения, 17% — с продажами, маркетингом и контентом; 16% — с данными и искусственным интеллектом; 12% — с инженерией и облачными вычислениями, 8% — с людскими ресурсами и культурой.
- 72% занятого населения планеты планируют продолжить работу после выхода на пенсию, при этом 58% готовы к получению новой профессии и смене трудовой деятельности.
- 36% респондентов PwC уверены, что в будущем добьются успеха в своей работе, 60% считают, что лишь немногие будут иметь стабильную и долгосрочную занятость.
- Через десять лет в России будет не хватать ИТ-специалистов, инженеров, врачей, биоинженеров и генетиков, аналитиков данных и экспертов по информационной безопасности, а также профессионалов в социальной сфере — психологов и учителей.
Источники: BCG, Coursera, Digital Leader, EdMarket.Digital, Global Market Insights, International Journal of Behavioral Science, KPMG, Mastercard, PwC, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, ВЭФ, МОТ, «Работа.ру», «Ромир»/Gallup International, Технологический институт Карнеги, ЮНЕСКО.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.