Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как определяются рейтинги вузов и на что они влияют?

Фото:Brian Snyder / Reuters
Фото: Brian Snyder / Reuters
После окончания школы перед абитуриентами стоит сложный выбор: куда поступать? Стоит ли ориентироваться на мировые рейтинги в своем выборе? Ответ: стоит, но есть нюансы
1
Для чего вообще нужны рейтинги вузов?

Для каждого вуза — государственного или частного — большую роль играет репутация. Она влияет на привлекательность заведения в глазах абитуриентов, работодателей и инвесторов. Считается, что высокая позиция национальных университетов в рейтинге повышает имидж страны в целом и привлекает иностранных студентов. Для этого вузы должны становиться более прозрачными, а также вводить принятые в мире стандарты научных исследований и подготовки специалистов.

Многие государства запускают специальные программы для продвижения своих вузов в международных рейтингах. В России в 2012 году был создан «Проект 5-100», призванный повысить конкурентоспособность наших ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров. Итогом должно было стать появление в России к 2020 году группы современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией. Директор по данным и аналитике Times Higher Education Дункан Росс в разговоре с РИА Новости оценил результаты работы программы как позитивные:

«Я думаю, это работает. [...] Если бы в России не было такой программы, то вы бы увидели, что правительства, которые вкладывают деньги в эту область, развивали бы ее быстрее», — отметил он.

Согласно последним результатам, в рейтинг THE Emerging Economies University Rankings (университетов стран с активно развивающейся экономикой) вошли 19 вузов — участников «Проекта 5-100». При этом в отраслевых рейтингах QS российскую высшую школу представляют 13 участников программы, а в топ-100 предметных рейтингов входят пять университетов Проекта 5-100.

2
Какие существуют рейтинги вузов?

Можно выделить глобальные, региональные и национальные рейтинги. Первые анализируют и сравнивают вузы из всех государств, вторые — только те, которые относятся к конкретному региону мира, а последние обращают внимание на университеты определенной страны.

Основные международные рейтинги вузов:

Основные российские рейтинги вузов:

3
Какие вузы фигурируют в рейтингах чаще всего?

В лидерах международных рейтингов из года в год находятся американские и британские университеты. В числе первых почти всегда стоят Массачусетский технологический институт (MIT), Стэнфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический институт (Caltech), Кембридж и Оксфорд. В последнее годы выросло число вошедших в международные рейтинги университетов из России: там можно встретить МГУ имени Ломоносова, СПбГУ, МГИМО, ТГУ, Новосибирский государственный университет, МГТУ имени Баумана, НИУ ВШЭ, МФТИ, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Университет ИТМО, Казанский федеральный университет.

4
Что влияет на место университета в рейтинге?

Все рейтинги используют разные методологии. Некоторые сравнивают университеты разных стран, независимо от их профиля, другие, как THE, публикуют только рейтинги по предметным направлениям, третьи выпускают как отраслевые, так и предметные рейтинги (ARWU, QS). Отдельно можно выделить специальные рейтинги, сделанные под конкретный запрос. К таким относятся, например, рейтинги по трудоустройству выпускников, репутационный рейтинг THE.

Конкретное место каждого вуза в рейтинге определяется индексом, который рассчитывается на основе значений нескольких характеристик университета.

В критериях чаще всего фигурируют академическая и научная репутация, цитируемость научных публикаций, соотношение студентов и преподавателей, число преподавателей-иностранцев и зарубежных студентов, уровень распространения знаний и инноваций.

В Шанхайском рейтинге также учитывается количество лауреатов Нобелевской премии и премии Филдса среди выпускников и профессоров.

5
Стоит ли обращать внимание на рейтинги вузов при поступлении?

Известный хантер Алена Владимирская считает, что место вуза в рейтинге — важный показатель с нескольких точек зрения:

  • диплом рейтингового вуза имеет больше шансов заинтересовать работодателя.

В компаниях при найме хоть и не смотрят на цвет диплома, но обращают внимание на выпускников топовых вузов.

Важно: смотрят не только на «рейтинговость», но и на «личный бренд» вуза, ведь многие из них не входят в списки «топов», но имеют сформированный имидж хорошего, сильного университета;

  • работодатели также обращают внимание на рейтинги, когда решаются на сотрудничество с вузами с целью поиска талантливых потенциальных кадров.

Таким образом нарушается порочный круг «нужен опыт работы, который негде приобрести, так как на работу не берут без опыта». Если в институтах сформированы кафедры, курсы, проекты, программы прохождения практики в компаниях-лидерах рынка, у студентов больше шансов получить ценный опыт и в будущем попасть в эти места.

  • учеба в топовых вузах способствует нетворкингу.

Причем как на уровне однокурсников, многие из которых могут вскоре стать вашими коллегами, клиентами, инвесторами, так и на уровне студент-преподаватель: в рейтинговом вузе выше вероятность того, что учить вас будут лучшие практикующие специалисты области.

При этом руководитель Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович, напротив, уверен: место того или иного вуза в глобальном рейтинге говорит, прежде всего, о его престиже, и прямой связи между ним и уровнем образования, а также объективными шансами на последующее трудоустройство, нет.

Главный критерий, который говорит о результативности образования, — «удельный вес» выпускников, трудоустроившихся по специальности в первый год после выпуска. Однако нельзя целиком полагаться и на него, не учитывая уровень безработицы в конкретном регионе.

В любом случае, всегда нужно задействовать здравый смысл и грамотно определять цели своего обучения.

Следующий материал: