Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Почему переход на онлайн не равен успешной цифровизации образования

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Образование во всем мире массово переходит в онлайн. И, казалось бы, барьер для входа в цифру должен был исчезнуть. Почему в итоге мы получили очень ограниченный опыт, рассказывает Евгений Каганер

Об авторе: Евгений Каганер, профессор, проректор по академическим и образовательным вопросам Московской школы управления СКОЛКОВО.

Вынужденный переход

Миллионы студентов по всему миру в одночасье переместились из аудиторий за экраны компьютеров и планшетов, а тысячи преподавателей были вынуждены перевести лекции и семинары в удаленный формат. Все ждали этой точки перехода, о которой говорили последние десять лет и которая, наконец, случилась благодаря мировой пандемии.

Что произошло на самом деле: переход технологический, но не методологический. Все просто перекинули то, что делали всегда, в Zoom или другой сервис. С точки зрения педагогики ни у кого не было времени подумать о том, что нужно сделать с программами, что изменить, чтобы сохранить сам образовательный опыт.

Приведу пример: не так давно я общался с коллегами из известной европейской бизнес-школы. Студенты сейчас в режиме прямой трансляции смотрят на профессоров, которые стоят в студии, что-то пишут на планшете, показывают презентацию и изредка задают аудитории вопросы.

Готова ли система школьного образования к дистанционному формату обучения Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Для пользователей последствия такого обучения могут быть крайне разочаровывающими — они, скорее всего, получат стереотип о том, что все сводится к необходимости скучать перед экраном.

Правильный онлайн

Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, удержать внимание в онлайне гораздо сложнее, чем при личном контакте. Поэтому телевидение и кино приучили нас к красивой картинке и частой сменяемости планов. Во-вторых, время в сети работает по-другому — нет строго определенного времени урока и задачи успеть все за условные 90 минут в классе.

Приемы работы с аудиторией уже достаточно хорошо изучены и известны:

  • Онлайн предполагает частую смену активностей каждые 5—20 минут. Слушатели не могут сидеть перед компьютером столько же, сколько в классной комнате, поэтому профессора должны предлагать разные форматы: послушать, обсудить, поучаствовать в опросе, пройти тест, разбиться на группы, аргументировать свою точку зрения и предложить свое решение задачи внутри малой группы.
  • Не нужно ограничиваться форматом лекции. Сегодня в онлайне возможно качественное интерактивное обсуждение с большой группой, но оно требует подготовки. Необходимо дать участникам время и помочь им вовлечься в дискуссию, ведь отсиживаться молча, отгородившись экраном, гораздо проще. В этом плане заход на обсуждение через опрос и последующий «вызов к доске» отдельных участников для обоснования своей позиции работает очень хорошо. Кроме того, не нужно бояться и живого обсуждения с поднятием рук: со временем студенты привыкают и втягиваются.
  • Онлайн — это сочетание синхронного (все участники присутствуют в моменте) и асинхронного (участники выполняют задания в удобное для них время) режимов работы. Обсуждение кейса в виртуальном классе — пример синхронного режима. Микро-обучение, короткие тексты, видео и аудио, выстроенные в целостный курс и нацеленные на аудиторию, у которой есть свободные 15—20 минут — пример асинхронного режима. Необходимо сочетать их, используя синхрон только там, где это имеет смысл с педагогической точки зрения. Такой подход, однако, может удлинять продолжительность курса по сравнению с офлайном в 2—4 раза.

Производство полноценного онлайн-курса с учетом этих механик занимает около двух месяцев, что сейчас кажется непозволительной роскошью.

Роберт Нейверт: «Университеты без онлайн-курсов станут никому не нужны» Фото: Из личного архива

Несмотря на заявления о массовом переходе очного образования в цифру, он неравномерен. Так, переход очных дипломных программ, ориентированных на студентов и школьников, действительно массовый, и эта категория слушателей соглашается на субоптимальное онлайн-образование ради того, чтобы получить свой диплом в обозначенный срок. Но подавляющее число программ дополнительного образования для взрослых сегодня переносятся на неопределенных срок — взрослые готовы отложить свое образование до лучших времен и не хотят терять в качестве.

Прогноз

Уже сейчас можно сказать, что результатом кризиса будет выделение особой ниши качественного премиального онлайн-образования, доступного узкому кругу обучающихся. Вопрос качества — это вопрос инвестиций и экспериментов.

Университет должен быть готов сказать своим слушателям и студентам: «Ребята, это будет эксперимент — для вас и для нас. Мы через него пройдем, потому что мы действительно хотим понять, как создавать качественный онлайн-опыт. Но если вы не будете удовлетворены, мы вам вернем этот опыт в каком-то другом виде».

Сегодня время и деньги на эксперименты готовы выделять лишь немногие — самые сильные и обладающие финансовой подушкой безопасности.

Как будет меняться онлайн-образование в условиях пандемии

При этом сценарий еще большей дифференциации сферы образования не был запущен. Последние десять лет мы наблюдали, как ведущие университеты и бизнес-школы укрепляли свои позиции в онлайне, остальные же шли с заметным отставанием. Онлайн только усилит войну за потребителя — сила бренда, университета и профессора может оказаться решающим фактором при выборе образовательного курса.

Новый опыт

С уверенностью можно сказать, что сегодняшний кризис приведет к существенному увеличению смешанных дизайнов образовательных программ (сочетающих онлайн и традиционный форматы). Это значит, что, когда карантин спадет, не может не измениться и сам офлайн-опыт. Уже сегодня университетам необходимо начинать задумываться о том, какие образовательные активности, обычно проходившие в аудитории, на самом деле не требуют очного взаимодействия. Переводя их в цифру, мы освобождаем время студентов для личного общения и преподавателей для тех режимов работы (например, креативной работы в группах, обсуждения кейсов, нетворкинга), где оно наиболее ценно.

Наконец, переход в онлайн дает нам возможность пересмотреть подходы к оценке эффективности образовательного процесса и его результатов. Все задания, выполняемые студентами через цифровые интерфейсы, могут быть измерены и проанализированы практически в режиме реального времени: просмотрел студент все видео или только первые тридцать секунд, какое количество откликов вызвала предложенная тема обсуждения, сколько студентов успешно сдали мини-тест по завершении темы. Работа с образовательной аналитикой позволяет как улучшать дизайн курса в целом, так и сконструировать индивидуальные траектории развития для отдельных студентов. Пока большинство университетов и бизнес-школ, конечно, не обладают подобными компетенциями, и в ближайшее время, скорее всего, будут искать партнерств с проектами, которые уже успешно этим занимаются.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: