Об эксперте: Оксана Селендеева — ИТ-предприниматель и идейный вдохновитель Школы программирования для детей CODDY. Соорганизатор благотворительного проекта помощи детям Donate-Codding. Основательница групп Sell Your Head в соцсетях. Бывшая директор по маркетингу московского банка Сбербанка.
Не угадывайте профессии будущего, влюбляйте в перспективные направления
Обучаться профессиям будущего невозможно. О них можно только фантазировать. Во-первых, никто точно не знает, что будет востребовано даже через пять лет. Во-вторых, чтобы обучать профессии будущего, преподавателю нужен подходящий опыт. А где его взять, если «профессия — будущего»?
Лучше зацепить ребенка тем, что выльется в интерес к перспективным отраслям. Например, сейчас в топе:
- биотех — по данным Grand View Research, ожидаемый объем рынка достигнет $727 млрд к 2025 году;
- кибербезопасность и защита данных — по данным Grand View Research, мировой рынок $326 млрд к 2027 году;
- машинное обучение — по данным Fortune Business Insights, объем рынка составит $117 млрд к 2027 году.
Чтобы заинтересовать ребенка, станьте супервайзером — наблюдайте за ним и цепляйтесь за то, на что ребенок обращает внимание. Предлагайте перспективные направления под интересы, а не продавливайте то, что кажется прибыльным. Для этого обязательно собирайте обратную связь педагогов.
В основном дети увлекаются через примеры конкретных персонажей. Они хотят быть такими же, как любимый герой мультфильма или видеоигры. Здорово, если вы сами станете для ребенка таким примером.
Личный опыт. Я постоянно присматриваюсь к тому, что интересно моей дочери Нике. Например, она постоянно рисовала, поэтому мы пришли к цифровому рисунку.
Я спросила: «Хочешь, чтобы твои рисунки были в компьютере? Сколько у тебя фломастеров и карандашей, штук 30? А знаешь, сколько там будет?». Она заинтересовалась. Тогда я обратилась к коллегам и согласовала расписание на цифровой рисунок.
Мы начинали с простого — рисовали мишку. Через месяц уже рисовали трехмерный домик с правильной геометрией, продвинутого мишку с разными цветами и отражением в реке. Обучение детскому языку программирования Scratch тоже началось с интереса к мультикам. Ника стала учиться в CODDY в 4,5 года — сначала на планшете, а сейчас на компьютере.
Папа приучает Нику к английскому через собственный пример. Он постоянно разговаривает на иностранном языке, плюс у нас подключены телеканалы и стриминговые сервисы на английском: Netflix, CNN, Fox News, Euronews. В фоновом режиме работает британское радио. Мы часто подчеркиваем, что тоже учились английскому, поэтому теперь на нем разговариваем, и она так сможет.
При этом попытки заставить делать что-то без объяснений не работают. Очень важно принимать ребенка, если ему не нравится то, что кажется вам перспективным. Не надо делать всех детей айтишниками. В любой профессии будут востребованы лучшие из лучших.
Чему учить ребенка
Не стоит уходить в футурологию — можно оттолкнуться от того, каких навыков сейчас не хватает многим взрослым. Развивайте в ребенке то, без чего невозможен успех в любой сфере в ускоряющемся ритме жизни.
Расслабляться и отдыхать
Отдых — не трата времени, а то, что помогает его сохранить. Неумение отдыхать приводит к эмоциональному выгоранию и депрессиям. Отсутствие этого навыка — частая причина прокрастинации. Уставший человек будет три часа биться над задачей, которую мог решить в два раза быстрее с получасовым перерывом. Его два часа скроллинга ленты соцсетей — неосознанная попытка отдохнуть.
Чему конкретно учить
- Различать рекреацию и развлечения. Избавиться от убеждения, что отдых — это смена деятельности. Игры, общение, тусовки называют отдыхом, хотя многих эти активности утомляют. Отдых — то, что восполняет силы, это индивидуально. Важно заметить и найти свой источник энергии. Для одного это спорт, для другого — прослушивание музыки.
- Разгружать мышление. Мозг — самый ресурсозатратный орган, он потребляет до 20% энергии тела. Чем сложнее задача, тем выше потребление. Здесь поможет спорт, в котором важно быть «здесь и сейчас», техники медитации на концентрацию внимания.
- Помнить о дыхании и расслаблении тела. Банальное глубокое дыхание может снизить уровень гормона стресса до 50%. Йога и комплексы упражнений наподобие «Соматики Ханны» — вернуть контроль над телом и расслабиться. Стресс отражается мышечным напряжением, которое может стать хроническим.
- Заканчивать работу на интересном месте, а не на предельной усталости. Такой подход мотивирует вернуться и истощает. Да, сложно оторваться от любимого дела, но именно так можно сохранить его любимым.
Личный опыт. Моей дочери Нике шесть лет. Я обращаю внимание на состояние ребенка: устала ли она, комфортно ли ей. Приучаю чувствовать потребности тела, заботиться о себе и поддерживать гармоничное состояние. Меня заряжает спорт — я занимаюсь каждый день, подаю пример дочери. Правда, обычно Ника сидит рядом и рисует.
Учиться онлайн
Уметь эффективно учиться онлайн удобно и выгодно. Индустрия развивается очень быстро — по данным eLearning Industry, индустрия онлайн-образования увеличится почти на треть к 2025 году. При этом офлайн станет еще эксклюзивнее и дороже.
Чему конкретно учить
- Удерживать внимание. Онлайн очень просто отвлечься, ведь под рукой — тысяча и один способ получить «легкий дофамин»: музыка, игры, соцсети. Поэтому важно постепенно развивать способность к осознанной концентрации. Поможет любая практика удержания внимания, например, чтение.
- Находить людей для помощи, поддержки и мотивации в сети. Даже в онлайне важно находить тех, кто поможет не оставаться наедине с вопросами, проблемами или апатией. Мотивация растет, когда нас подбадривают и ждут результата.
Личный опыт. Когда ввели карантин, мы плавно увеличивали нагрузку, чтобы учеба была в удовольствие и без лишнего стресса. Сейчас у Ники шесть онлайн-занятий в неделю. Понедельник — цифровой рисунок; вторник, среда, четверг — занятия по Scratch; пятница — снова цифровой рисунок; суббота — компьютерная грамотность, воскресенье –– занятия в офлайн-группе.
Конечно, сообщества поддержки в сети она еще не ищет — пока общение только внутри самих мини-групп. Сейчас она учится формулировать вопросы и просить поддержку у преподавателя.
Самодисциплина
Немногие из моих друзей могут каждый день делать даже зарядку. А если представить, что каждый день реально учишь по десять новых английских слов? Уровень языка бы был шекспировский. Чем раньше развить самодисциплину, тем проще ее поддерживать.
Чему конкретно учить
- Вырабатывать полезные привычки. Доводить до автоматизма то, что помогает в жизни.
- Искусству маленьких шагов. На пути к большой цели начинать с простых задач, которые не пугают тяжестью. Например, чтобы свободно говорить по английски, каждый день учить всего одно новое слово. Такую задачу трудно не выполнить, при этом вырабатывается привычка.
- Мотивировать, а не заставлять себя. Мотивация — концентрация на большой и очень приятной цели. Самопринуждение — попытка оторваться от сиюминутного удовольствия без четкого понимания цели.
Личный опыт. Бессмысленно говорить маленьким детям про будущую пользу и цели — слишком далеко и абстрактно. Я напоминаю Нике о договоренностях, пока это не войдет в привычку.
Говорю в спокойном дружеском тоне, чтобы не было отторжения. Например, «Помнишь о чем договаривались? Застелила постель?». Здесь важно не давать слабину, ребенок постоянно тебя проверяет.
Приводите в пример персонажей, которые нравятся ребенку, это здорово работает. Если герой любимого мультфильма наводит порядок в комнате, велик шанс, что Ника сама возьмется за это.
Уверенность в себе
Уверенность — это твердое «у меня получится!», которое бьет любой страх и сомнения. Чем больше всего получается, тем выше уверенность, желание пробовать, не сдаваться. Билл Гейтс считает, что ему повезло быть окруженным взрослыми, которые его всегда поддерживали. Он не боялся пробовать разное, терпеть неудачи, а к 13 годам нашел свою страсть.
«Уверенность первостепенна, с ней поиск любимого дела превращается в путешествие», — говорит миллиардер. Это необходимое качество, чтобы каждый камешек на пути не превращался в преграду.
Чему конкретно учить
- Хвалить себя. Отмечать успех за любой положительный результат усилий и стараний.
- Адекватно относиться к ошибкам и упорству до победного конца. Жизнь — непрерывное обучение. Если ты учишься, то ошибок нет. Только опыт. Единственная ошибка — не делать выводы.
Личный опыт. Мы помогаем Нике самостоятельно получать больше позитивных импульсов извне.Чем больше позитивного опыта самостоятельности — тем увереннее становится ребенок.
Недавно Ника хотела раскраски. Говорю: «Подойди и у тети спроси». Она уточняет: «А как спросить?» Я предложила так и сказать, она сама подошла, купила. Это большой прогресс. Раньше она не могла себе такого позволить — боялась, как и многие дети.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.