Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Алисия Никитина: «Хотите экспортировать — мы дадим инструменты и знания»

Фото:Школа экспорта РЭЦ
Фото: Школа экспорта РЭЦ
Образовательные модули Школы экспорта Российского экспортного центра (РЭЦ) доступны как в Москве, так и в регионах. О новых и действующих программах рассказала Алисия Никитина, генеральный директор Школы экспорта РЭЦ

Выход на международный рынок сегодня представляется многим предпринимателям долгой и сложной дорогой. Зачастую представителям малого и среднего бизнеса не хватает инструментов и знаний для начала экспорта. Причиной отказа от сотрудничества с иностранными партнерами может стать нехватка опыта, актуальной информации или сложности в объективной оценке собственного потенциала. Между тем многие российские товары и услуги способны составить достойную конкуренцию известным мировым брендам, но часто субъективные причины тормозят развитие российского несырьевого экспорта. Школа экспорта РЭЦ оказывает информационно-образовательную поддержку экспортно-ориентированным компаниям для выхода на международный уровень торговли. Школа не только обучает действующих и потенциальных экспортеров в рамках своих стандартных курсов, но и запустила акселерационные программы, которые могут помочь предпринимателям повысить эффективность экспортных поставок.

Форматы обучения

Задача Школы — дать участникам образовательной программы знания, информацию и инструменты для самостоятельного масштабирования бизнеса, выхода на внешние рынки. Мы учим определять экспортную нишу, рынок сбыта, корректно готовить документацию, искать партнеров, а также даем массу других компетенций и знаний, которые критически важны для успешной реализации экспортного проекта. Важно также подчеркнуть, что в наши программы интегрированы все доступные сегодня инструменты господдержки.

Надо отметить, что с момента создания основной идеей Школы экспорта РЭЦ стал охват максимального количества действующих и потенциальных экспортеров на территории РФ. Под эту идею заточена и система обучения по базовой образовательной программе экспортных семинаров.

Человек сам выбирает, пройти все образовательные модули или только некоторые, в зависимости от своих потребностей. Кроме того, школа пошла по нестандартному пути в части обучения в регионах: мы не стали проводить выездные семинары, но собираем и обучаем тренеров в Москве, после чего тренеры обучают представителей бизнеса на местах по методикам и программам Школы. Это эффективная мера для усиления охвата экспортеров, позволяющая передавать актуальные знания большему числу желающих. К тому же такой подход обеспечивает единый уровень качества преподавания в регионах.

Основная программа

Каждый из 11 курсов Школы посвящен отдельному этапу экспортного проекта: вы самостоятельно определяете, какие курсы и в каком порядке проходить.

Базовый курс «Введение в экспорт» последовательно рассматривает каждый из этапов жизненного цикла экспортного проекта: как выбрать рынок, найти первых иностранных покупателей, оценить соответствие своего продукта требованиям внешнего рынка, заключить внешнеторговый контракт, разобраться в таможенном оформлении и логистике, а кроме того — получить господдержку, релевантную для проекта.

Курс «Поддержка экспортеров» рассказывает об инструментах поддержки, продуктах Группы РЭЦ, которыми может воспользоваться экспортер для анализа внешних рынков, проработки вопросов поиска и оценки потенциальных покупателей, подготовки предприятия и товара к экспорту, привлечения финансирования под экспортные сделки и компенсации определенных затрат, гарантийных обязательств и страхования.

Работая на внутреннем рынке, слушатели наших курсов интегрированы в локальные маркетинговые процессы. На международных рынках есть своя специфика. В курсе «Эффективный маркетинг для экспортеров» последовательно описаны элементы комплекса 4P (Product — товар, Price — цена, Place — место, Promotion — продвижение) в контексте внешнеторговой деятельности: в частности, как провести SWOT-анализ страны для экспорта, в каких источниках можно найти фактическую цену заключения мировых сделок или как адаптировать рекламные сообщения к местным социальным, культурным и религиозным особенностям.

Отдельные курсы посвящены деловой коммуникации и правовому обеспечению экспортной деятельности, управлению финансовыми ресурсами, документационному обеспечению, таможенному оформлению и логистике экспортных операций. Есть специальный курс по онлайн-торговле для экспортеров.

Сегодня в реализации программы экспортных семинаров Школы экспорта РЭЦ принимают участие 66 регионов. За три года — а в этом году Школа экспорта РЭЦ отметила трехлетие — нам удалось обучить более 9 тыс. компаний по всей России, и еще сотни человек проходят обучение по онлайн-программе школы, полностью дублирующей по своему содержанию экспортные семинары.

Очное обучение проходит в регионах и проводится аттестованными тренерами Школы экспорта РЭЦ в формате тренингов. Участники не только получают полезную информацию по всем аспектам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), но также решают тематические кейсы и выполняют практические задания. Онлайн-форма обучения — это просмотр видео-лекций, самостоятельное изучение материалов и прохождение тестов, размещенных на сайте Школы экспорта. Важно, что наше обучение доступно каждому желающему.

Акселерационные программы

Российский экспортный центр создает и запускает как самостоятельно, так и с партнерами программы экспортной акселерации для массового вовлечения как малого, так и среднего и крупного бизнеса в экспорт. Наши программы экспортной акселерации разработаны на базе лучшего международного опыта с учетом особенностей российских условий.

Школа экспорта РЭЦ разработала и запустила две акселерационные программы — одна заточена, прежде всего, под средний и крупный бизнес, другая рассчитана на предпринимателей МСП. Каждая из программ — это система образовательных, финансовых и нефинансовых мер, направленных на поддержку и ускоренное развитие экспортной деятельности компаний, в том числе не осуществлявших экспортные поставки ранее.

Ключевые характеристики акселерационной программы — интерактивный формат бизнес тренингов, межмодульное сопровождение и нетворкинг, 50% теории и 50% практики в рамках образовательных модулей. Поддержка со стороны наставников и тренеров на всех этапах программы.

Программа «Акселератор экспортного роста» -– часть нацпроекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и реализуется Школой экспорта совместно с Министерством экономического развития. Основная особенность программы — практическая направленность. Программа состоит из трех модулей (интенсивы по два дня), которые проходят в Москве на базе Школы экспорта, и межмодульных периодов, когда компании под руководством тренеров Школы экспорта на практике реализуют полученные знания и прорабатывают экспортный проект. Пять из 12 компаний-участниц пилотного запуска 2018 года «Акселератора экспортного роста» Школы экспорта РЭЦ заключили в течение года экспортные контракты, в 2019 году обучение прошли представители 82 компаний, еще 59 проходят обучение в настоящий момент, заключены 5 экспортных контрактов. Наш акселератор обеспечивает конверсию для 25% компаний-участниц акселератора и задействует все доступные меры государственной поддержки.

Специально для предприятий МСП Школа экспорта разработала программу «Экспортный форсаж», участие в которой субсидируется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а обучение проходит непосредственно в регионе: в 2019 году — в шести пилотных регионах России. На 2020 запланирован полномасштабный запуск программы.

По итогам прохождения акселератора участники готовят до трех планов выхода на зарубежные рынки — три экспортных проекта, в рамках которых осуществляется выбор рынка на основании востребованности продукции, проанализированы входные барьеры, отработана воронка потенциальных клиентов, проведены первичные переговоры с потенциальными покупателями и подготовлено коммерческое предложение, включающее расходные составляющие и учитывающее потребность в заемном финансировании, гарантировании, кредитном страховании. В рамках акселератора участники анализируют релевантные аспекты экспортного контроля и валютного законодательства, «экспортная команда» компании готовится к проведению переговоров с учетом особенностей кросс-культурной коммуникации, по каждому из экспортных проектов формируются планы участия в актуальных выставочно-ярмарочных мероприятиях и бизнес-миссиях.