Методика составления рейтинга
Целью рейтинга было охватить крупнейшие российские частные компании EdTech. Позиция в рейтинге определяется по размеру выручки за 2018 год.
При подготовке рейтинга использовались данные самих компаний, системы «Контур-фокус», открытых источников. У тех компаний, которые привязывают финансовый год к учебному — InternetUrok, SkillFactory, SkillBox — указаны поступления с июля по июнь.
В рейтинг не включены:
международные проекты, а также проекты государственных организаций и вузов. Например, платформы «Открытое образование» и «Специалист.ру».
- компании, для которых EdTech является прикладной деятельностью. Например, курсы трейдеров при финансовых организациях.
- платформы, оказывающие услуги по написанию дипломов, курсовых и т.д.
В составлении рейтинга участвовали:
- Алексей Басов, заместитель генерального директора — инвестиционного директора РВК
- Дина Каракаш, инвестиционный менеджер ФРИИ
- Алексей Соловьев, инвестор, венчурный партнер Skolkovo Digital
- Дмитрий Стариков, проектный менеджер кластера информационных технологий фонда «Сколково»
- Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2
Крупнейшие EdTech-компании
- Skyeng. Профиль: онлайн-школа английского языка. Владельцы: основатели Георгий Соловьев, Харитон Матвеев, Денис Сметнев и Андрей Яунзем.
- «Нетология-групп» (образовательный центр «Нетология» и онлайн-школа «Фоксфорд»). Профиль: «Нетология» — обучение digital-профессиям; «Фоксфорд» — обучение школьников с 5-го по 11-й класс. Владельцы: «Севергрупп ТТ», основатели компании Максим Спиридонов и Алексей Половинкин.
- iSpring. Профиль: разработка программного обеспечения для корпоративного обучения. Владельцы: Юрий Усков (100%).
- MAXIMUM Education. Профиль: онлайн-образование в сфере дополнительного образования школьников. Владельцы: Russia Partners, CapMan, Skolkovo Ventures, Фонд Proobraz, основатель Михаил Мягков.
- «Умней». Профиль: портал дистанционного обучения в России и за рубежом. Владельцы: Ольга Карпенко (46,50%), Михаил Карпенко (28%), Петр Карпенко (25,5%).
- SkillBox. Профиль: обучение digital-профессиям. Владельцы: сооснователи (Игорь Коропов, Сергей Попков, Дмитрий Крутов, Андрей Анищенко), UltimateVC (Евгений Зальцман и Андрей Кондратюк), Mail.Ru Group.
- «Учи.ру» (UCHi.RU). Профиль: онлайн-платформа для школьного образования (сегмент K12). Владельцы: Иван Коломоец (19,3%), Евгений Милютин (19,3%), Кира Сонк (19%), Владимир Зубрилин (17%), Андрей Суздальцев (14,3%), Юрий Вировец (4,9%), Екатерина Каширская (4,9%), Екатерина Зотова (1,3%).
- «Дневник.ру». Профиль: разработчик цифровых платформ для школ. Владельцы: Prostor Capital, Runa Capital и Digital Spring Venture, основатель Гавриил Леви.
- GeekBrains. Профиль: образовательный портал по обучению digital-профессиям. Владельцы: Александр Никитин (24,5%), Гайк Айрапетян (24,5%), Mail.Ru Group (51%).
- «Геткурс» (GetCourse). Профиль: цифровые платформы для онлайн-школ и продюсирование онлайн-школ по рисованию, фитнесу, обучению бьюти-профессиям. Владельцы: Матвей Калачев, Тимур Каримбаев, Марат Нигаметзянов, Дмитрий Останин — в равных долях по 25%.
- «Мираполис». Профиль: разработка программного обеспечения для корпоративного обучения. Владельцы: Николай Цаллагов (60%), «Азид Груп Инк.» (40%).
- «Ваш репетитор». Профиль: онлайн-поиск частных преподавателей. Владельцы: Eruditor group.
- «Инфоурок». Профиль: повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Владельцы: Юрий Гайдыш (100%).
- City Business School. Профиль: школа управления, онлайн-MBA. Владельцы: учредители Юлия Будишевская, Денис Исаков, Татьяна Луппол.
- Lingualeo. Профиль: изучение английского языка через приложение. Владельцы: фонды Runa Capital Fund I, L.P., AltaIR Capital, Rych Dynasty Ltd, группа частных лиц.
- InternetUrok.ru. Профиль: частная общеобразовательная онлайн-школа и библиотека уроков по школьной программе. Владельцы: Михаил Лазарев (74%), Павел Арсеньев (20%), Юрий Гребенюк (6%).
- Группа компаний Puzzle English. Профиль: платформа для самообучения иностранным языкам. Владельцы: Interise Ltd (100%).
- Easy Ten. Профиль: обучение английскому по 10 слов в день. Владельцы: Дмитрий Зарюта (48%), ФРИИ (22,5%), Кирилл Потехин (8,7%), Василий Сочинский (5,7%) и др.
- Sikorsky Academy. Профиль: обучение прикладным профессиям по смешанной модели (косметология, массаж, парикмахерское дело). Владельцы: Всеволод Бельченко, Евгений Бельченко, Светлана Сикорская, Игорь Клюкин, Филипп Гладков.
- «Алгоритмика». Профиль: обучение программированию и навыкам XXI века детей от 5 до 17 лет. Владельцы: основной владелец — основатель школы Андрей Лобанов, также доли принадлежат партнерам, среди которых в основном топ-менеджмент компании: руководитель операционно-коммерческого департамента Ольга Бруковская, руководитель финансового департамента Ренат Асадов, head of product Михаил Лебедев.
- «Викиум». Профиль: развитие когнитивных функций и soft skills. Владельцы: ООО «Рукард» (58%), Сергей Белан (35%), ФРИИ (5%), Артем Овечкин (2%).
- eQueo. Профиль: мобильная облачная платформа, объединяющая обучение, бизнес-коммуникацию и обратную связь руководителя. Владельцы: Алексей Вагин (75%), ООО «Окс Груп» (13,4%), Дмитрий Костомаров (10%), Михаил Вощинский (1,6%).
- «Универсариум». Профиль: межвузовская площадка электронного образования. Владельцы: Мария Шабельницкая (33,9%), Сергей Холкин (33,05%), Ольга Терентьева (33,05%).
- EnglishDom. Профиль: онлайн-обучение английскому языку. Владельцы: Максим Сундалов (100%).
- HTML Academy. Профиль: онлайн-школа фронтенд-разработки. Владельцы: Александр Першин (90%), Алексей Симоненко (10%).
- YaClass. Профиль: онлайн-платформа для школьного образования (сегмент K12). Владельцы: Vesna Investment, Almaz Capital, ФРИИ, топ-менеджеры.
- Inlearno. Профиль: электронный каталог детских развивающих мероприятий. Владельцы: Александр Костин (75%), ООО «Государство детей» (25%).
- Teachbase. Профиль: платформа для организации дистанционного обучения, создания курсов, тестов, а также проведения вебинаров. Владельцы: Антон Сафонов (30%), Владимир Щербаков (27%), ООО «УК Эйсипи»(25%), Василий Петреченко (15%), Владимир Дементьев (3%).
- Skill Cup. Профиль: корпоративное мобильное обучение. Владельцы: Алексей Коровин (69,3%), Роман Мандрик (29,7%), Андрей Завьялов (1%).
- «Нетрика». Профиль: Цифровые платформы и ИТ-решения для государственных структур. Владельцы: Артем Мошков (70%), Алексей Ильин (30%).
- Otus. Профиль: онлайн-курсы для разработчиков. Владельцы: Дмитрий Волошин (35,3%), Виталий Чибриков (31%), Объединенный капитал «Прообраз» (20,4%), Сергей Солонин (13,3%).
- ФРОО (Фонд развития онлайн-образования). Профиль: создание и продвижение онлайн-курсов и специализаций в сфере сквозных технологий. Владельцы: Тарас Пустовой (58,3%), Партнерство с ограниченной ответственностью «Прайтек Эс.Си.Эй» (20%), Сергей Цепенда (18,7%), Александр Купцов (3%).
- Uniweb (JetSkills, JetSpeak, LiveCV, JetTrack). Профиль: разработка онлайн-курсов совместно с вузами и компаниями. Владельцы: Александр Оганов (52%), Виталий Кривенко (35%), доля ООО в уставном капитале (13%).
- SkillFactory. Профиль: школа Data Science. Владельцы: Александр Турилин, Александр Ерошкин, Павел Астафуров (размер долей не раскрывается).
- Eduson. Профиль: онлайн-курсы для корпоративного обучения. Владельцы: Елена Масолова (71,4%), Олег Козырев (3,9%), Саркис Гогорян (2,8%), Григорий Шифрин (2,8%) и др.
Дина Каракаш, инвестиционный менеджер ФРИИ
EdTech — это широкая область, сегодня она охватывает направления от онлайн-курсов творческих специальностей до приложений геймификации и нейродевайсов. Более того, если смотреть на общемировые тренды, то станет очевидно, что обучающий контент становится все более развлекательным. Это связано с привлечением, вовлечением аудитории и ее удержанием при росте конкуренции — проектов и контента становится слишком много, люди начинают цепляться за яркое или за бренд, которому можно доверять. Уже высказывалось мнение, что EdTech превращается в некий entertainment, это также относится и к офлайн-обучению в топ-университетах мира.
Также стоит понимать, что каждая область EdTech очень индивидуальна, со своими особенностями и сложностями. Глядя на рейтинг, прежде всего хотелось бы выделить системные проекты — это «Учи.ру», «Дневник.ру», «Инфоурок», YaClass. Их направление привязано к взаимодействию с институтами, государством и инфраструктурой в целом, что, с одной стороны, сильно усложняет запуск и делает их зависимыми от крупных игроков, но, с другой стороны, клиенты здесь крупные и есть возможность масштабирования. Например, модель «Учи.ру» позволила им выйти на зарубежные рынки относительно быстро, опыт в РФ по ведению сделок и тестированию гипотез оказался релевантным для рынка Бразилии.
Второй большой сегмент — это обучение P2P, онлайн-уроки: Skyeng, Amlab, различные курсы программирования и т.д. Тут большая конкуренция, много компаний выходит на этот рынок из-за относительно низкого порога входа. Здесь возникает вопрос относительно клиентского сегмента, наличия проблемы, уникального предложения и потенциала масштабирования.
Алексей Басов, заместитель генерального директора, инвестиционный директор РВК
Сегодня образование — это динамично растущий рынок, одно из ключевых направлений венчурных инвестиций, область быстрой цифровизации и появления новых технологий. Ключевым направлением для инвестирования является развитие перспективных технологий для повышения эффективности и доступности образования, в числе которых создание образовательного контента, сервисы подбора образовательных программ, образовательные платформы-агрегаторы, решения для управления персональной образовательной траекторией и технологии верификации знаний.
Сегодня на российском рынке мы наблюдаем появление целого ряда успешных российских компаний в сфере EdTech с выручкой в сотни миллионов рублей и более. В качестве примеров можно привести платформы Skyeng, Lingualeo, MAXIMUM Education. На образовательном рынке можно насчитать не менее сотни успешных стартапов, которые входят в портфели многих частных фондов, а также фондов с участием госкапитала, в том числе РВК.
Последние годы рынок EdTech энергично развивается, а темпы роста выручки компаний в этом сегменте свидетельствуют о высокой заинтересованности пользователей в высокотехнологичных образовательных продуктах.
Дмитрий Стариков, проектный менеджер кластера информационных технологий фонда «Сколково»
Резидентами фонда «Сколково» являются около 20 EdTech проектов. Ежегодно они увеличивают выручку в среднем в 2–3 раза, а целевую аудиторию — на 50%. По нашим подсчетам, решения участников «Сколково» способны закрыть 80% рынка онлайн-образования в России к 2021 году.
Объем рынка EdTech в России можно оценить примерно в 30 млрд руб. Доля частных компаний будет расти, на арену выходят такие крупные игроки, как Сбербанк и «Яндекс», которые захватят значительную долю рынка.
EdTech-рынок перспективен, ежегодно появляется несколько новых стартапов в сфере образования. Наиболее быстро растущими можно назвать сегменты дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования.
На мой взгляд, необходимо обратить внимание на сегмент решений для детей с особенностями развития. Потребность в таких решениях есть, а предложения немного.
Также интересным будет сегмент решений, которые используют контент из различных источников и выдают персонифицированную подборку наиболее релевантного материала (с учетом текущего уровня знаний, целей обучения, наилучших методов восприятия информации и др.). Такие решения будут также полезны преподавателям для подготовки качественного контента занятий.
Алексей Соловьев, инвестор, венчурный партнер Skolkovo Digital
EdTech — это та ниша, которая за последние пару лет показала рост и количества стартапов в этом сегменте, и бум интереса со стороны инвесторов. В 2017 году EdTech не входил даже в десятку инвестиционно-привлекательных ниш для российских венчурных инвесторов, а в 2018-м инвесторы вывели образовательные технологии в топ-5 потенциальных сегментов для инвестирования.
Предприниматели, в свою очередь, обеспечивают предложение на спрос инвесторов — среди респондентов исследования «Стартап барометр» почти 20% стартапов — образовательные проекты. Соответственно, EdTech входит в топ-5 интересов инвесторов и в топ-5 интересных рынков для стартаперов — эта корреляция обещает нам успешное развитие сегмента.
Образовательные проекты перспективны, потому что являются более жизнеспособными — большинство из них уже финансируется на собственную выручку от продаж. Это значит, что в этом сегменте существуют бизнес-модели, которые быстрее приносят первые продажи и имеют короткий цикл от создания продукта до выхода на рынок и получения первой выручки. Такой бизнес-моделью является онлайн-школа.
В ближайшем будущем мы можем ожидать роста рынка на 30–40% в год по ключевым метрикам: будет увеличиваться количество новых проектов, число студентов в онлайн-школах, увеличиваться выручка компаний.
Исходя из особенностей запуска и продвижения онлайн-школ я бы выделил онлайн-образование в отдельный сегмент рынка. Они быстрее запускаются, быстрее получают первую выручку, в отличие от высокотехнологичных EdTech-проектов, которые создают новые девайсы, пособия для обучения, внедряют технологии AI, Big Data, AR/VR в образовательный процесс.
В связи с ежегодным появлением сотен онлайн-школ я думаю, что самыми востребованными станут проекты в сфере продюсирования и продакшена, сервисные платформы для онлайн-обучения и технологии смешанного адаптивного обучения на базе больших данных о прогрессе и результатах студентов.
Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech акселератора Ed2
Главные тренды — общие и глобальные — сохраняются последние десять лет. Это цифровизация, то есть переход любых форм образования из офлайна в онлайн, и усиление роли частного бизнеса, когда любой шустрый стартап может в короткие сроки создать востребованный продукт. Если говорить о методологических подходах, то большой интерес вызывает индивидуализация и сопровождаемые формы образования. Отсюда появление на рынке тьюторов и наставников. Концепция «обучение в течение всей жизни» популярности не теряет. ЕdTech пробует себя в сегментах обучения специалистов ручного труда и людей предпенсионного возраста.
Позиции лидеров связаны с двумя основными показателями. Первое: все лидеры — компании с более чем пятилетней историей, наработавшие клиентскую базу и бренд на тогда еще практически пустом рынке. Второе: это компании, получившие инвестиции, то есть дополнительные средства для развития и продукта, и маркетинга. Дело в том, что образовательный продукт — долгий. Его надо разработать, создать, продать. Потом ждать обратной связи от клиента, а этот период равен по длительности самому образовательному процессу. Без инвестиций пройти этот путь практически невозможно.
Парадигма «Кто владеет информацией, тот владеет миром» устарела. Пришла новая: «Кто владеет трафиком, тот владеет всем», в том числе образованием. На рынок EdTech выходят коммерческие компании, владеющие огромным трафиком или клиентской базой: телеком, интернет-компании, банки. Проще начать продавать образовательный продукт своим клиентам как дополнительную услугу, увеличивая ARPU, чем залить трафик в интересный образовательный продукт.
Выходят они, правда, медленно, поэтому пока изменения малозаметны.
Одной из самых перспективных ниш считаю образование специалистов ручного труда, то есть «синих воротничков». У нас в стране около 30 млн квалифицированных рабочих. Уже появились проекты, которые профессионально и успешно переводят в онлайн 2/3 образовательного процесса для таких специалистов.
Это большой рынок. Кто первый выйдет на него — быстро выбьется в лидеры индустрии.
EdTech сейчас развивается в основном в частном сегменте, причем и со стороны разработчика, и со стороны клиента. То есть основными создателями новых проектов являются небольшие команды с качественными идеями, а основным потребителем — сам учащийся либо его работодатель. Сегмент школьного дополнительного образования полностью финансируется из кармана родителей.
Как следствие, основными рынками EdTech является детское и взрослое дополнительное образование. А это около 10 млрд руб. в детском и 15 млрд во взрослом, то есть в среднем 7–12% от рынка всего образования в этих двух сегментах.
Комментарии руководителей топ-3 крупнейших EdTech компаний:
Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng
«Сектор дополнительного онлайн-образования будет расти по деньгам в 2–3 раза каждый год. Лидеры, скорее всего, сохранят свои позиции. Продолжится процесс конвергенции между классическим «государственным» образованием и частным сектором — поставщики услуг и контента будут больше представлены в аудиторных и внеаудиторных занятиях школьников и студентов.
С точки зрения бизнеса наша цель — расти быстрее рынка. С точки зрения продуктов — сделать в образовании главным вопросом результат, а не процесс. Мы видим, что контроль качества результата в частных компаниях выше, чем в почти всех государственных, и хотим, чтобы появился массовый запрос в обществе на результативное применимое образование».
Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетологии-групп»
«Мы планируем расширять свою деятельность, количество образовательных направлений и брендов, входящих в холдинг. Мы будем расти, отвечая на вызовы трансформирующегося рынка труда, и дальше помогать людям обретать новые навыки и целые профессии, находить «новых себя» в меняющемся обществе и экономике.
Что касается наших существующих проектов, то «Нетология» и дальше будет укреплять позицию лидера в области обучения digital-профессиям и активно расширять линейку своих образовательных продуктов. «Фоксфорд» также планирует сохранять свою лидерскую позицию в сегменте дополнительного среднего образования и увеличивать отрыв от конкурентов. Команда «Фоксфорда» продолжит развивать качество своего образовательного продукта, более активно внедрять в него технологии геймификации, Big Data и искусственный интеллект. Мы рассматриваем возможности для эффективного сотрудничества с государством, в частности в федеральных проектах, нацеленных на построение современной инфраструктуры онлайн-школы».
Юрий Усков, директор и основатель iSpring
«Корпоративное обучение и повышение квалификации — важнейший бизнес-процесс в компании, возможно, основной. С каждым годом все больше и больше организаций будут это осознавать и внедрять инструменты для автоматизации корпоративного обучения. Скорее всего, в ближайшие 10–20 лет рынок будет устойчиво расти. Сейчас он демонстрирует темпы роста порядка 25–30% в России, и это выше, чем в среднем по миру, по развитым странам. Будут происходить стандартные рыночные процессы, такие как консолидация и т.п. Мы растем кратно рынку. Уже сейчас можем говорить, что мы игрок номер один на рынке корпоративного обучения, а в ближайшие год-два это станет очевидно всем, подобно тому, как 1С — очевидный лидер в бухгалтерии. Мы уже очень хорошая платформа для онлайн-обучения, полностью закрывающая потребности малого и среднего бизнеса. Сейчас мы активно развиваем продукт, чтобы отвечать запросам крупных корпораций».