Подкаст «Что изменилось?», 19 янв 2022, 19:00

Мой коллега — робот: как искусственный интеллект упрощает работу компаний

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
В новом выпуске подкаста РБК Трендов «Что изменилось?» обсуждаем, как искусственный интеллект справляется с рутинной работой и почему не стоит бояться остаться без рабочего места

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты». А еще следите за нами в Instagram «Что изменилось?» — там мы делимся интересными материалами по теме.

Гости выпуска:

Александр Ханин, руководитель МТС AI. Александр рассказал, как правильно нанимать роботов на работу и почему искусственный интеллект не заменит человека.

Рамиль Кулеев, руководитель Института искусственного интеллекта Университета Иннополис. Рамиль объяснил, как сохранять конфиденциальность персональных данных, которые собирают нейросети.

Ведущий подкаста — искусственный интеллект из будущего специально для РБК Трендов.

Таймлайн беседы

01:39 — Как ИИ решает задачи технологических компаний

06:05 — Риски внедрения искусственного интеллекта

12:52 — Кто должен отвечать за промахи нейросетей?

18:39 — Как обеспечить конфиденциальность данных, если их собирает робот?

22:03 — Что делать с сотрудниками, которых заменил ИИ?

24:40 — Как компаниям обучить сотрудников безопасно работать рядом с роботами?

26:28 — Примеры компаний, где вообще нет живых людей

28:57 — Будущее искусственного интеллекта в бизнесе

Как брать искусственный интеллект на работу

Технология искусственного интеллекта развивается быстрее всех существующих технологий, рассказывает Рамиль Кулеев. Университет Иннополис, как компания-разработчик технологии, больше всего ощущает на себе эти скорости, поскольку и сама активно использует ИИ. Например, существует технология автоматизированного машинного обучения, которая позволяет ускорить разработку алгоритмов, или платформа low-code, которая заменяет специалиста-датасайентиста и оптимизирует его работу. В ближайшее время мы придем к тому, что часть простых задач по созданию решений в области ИИ будет выполнять сам ИИ.

Искусственный интеллект помогает компании экономить и зарабатывать. Например, автоматизация call-центров при использовании роботов вместо сотрудников может сэкономить от десятков до сотен млн рублей в месяц. Это дешевле с точки зрения эксплуатации: робот никогда не устанет, не станет грубить, не уйдет в отпуск и четко отработает скрипт.

Любое внедрение нейросетей начинается с оцифровки самого предприятия. При этом важно соблюдать несколько принципов:

  1. Не заниматься всеми видами искусственного интеллекта сразу, а применять и разрабатывать те технологии, которые могут помочь бизнесу стать лидером.
  2. Делать продукты, которые понятны широкому кругу потребителей.
  3. Сохранять объективность, оценивая свои результаты в цифрах.

Кроме этого, эксперты подчеркивают, что инфраструктура компании должна быть готова к внедрению ИИ. Данных должно быть достаточно, они должны быть качественными и полными, также требуется наладить процессы работы с данными. У искусственного интеллекта есть потенциал в тех сферах, где работа связана с большими объемами данных и повторяющимися рутинными операциями. Например, технологии могут обрабатывать пространственные данные в онлайн-режиме. На их основе создаются продукты для отраслей лесного хозяйства, сельского хозяйства, экологии. Еще один пример — обработка данных для выявления дефектов трубопроводов.

В медицине и фармацевтике нейросети помогают проводить эксперименты с новыми материалами. Традиционным способом создания препаратов является проведение большого количества исследований, чтобы отобрать те вещества, которые обладают заданными свойствами и могут быть использованы в производстве лекарств. ИИ позволяет существенно упростить эти процессы.

Ошибки нейросетей и проблемы безопасности

Кулеев считает, что за ошибки, совершенные роботами, должна отвечать компания-разработчик. Но этот вопрос пока не регламентирован, и в последние 2–3 года активно ведутся разговоры об этических аспектах использования ИИ. В работе с искусственным интеллектом важно придерживаться ряда принципов: справедливость, отсутствие дискриминации, непредвзятость, прозрачность использования данных. Это позволит максимально избежать инцидентов, когда нужно выяснять, кто виноват в промахе нейросети.

Любая система подвержена ошибкам. Они бывают ложноположительными и ложноотрицательными — на профессиональном сленге их называют ошибками первого и второго рода. Например, когда телефон с Face ID или разблокировкой по отпечатку пальца не снимает блокировку с первого раза — это ложноотрицательная ошибка. Бывает и наоборот — система принимает чужого человека за владельца телефона. Это ложноположительная ошибка. В них нет ничего страшного — к тому же, вероятность, что ошибку совершит человек, гораздо выше, чем у робота на аналогичной должности.

Еще один вопрос, касающийся искусственного интеллекта в компаниях — как сохранить конфиденциальность данных, которые собирают нейросети. Для этого нужно соблюдать ряд правил: защита данных определяется с помощью правильного построения архитектуры самого решения — как правило, это изолированный контур, плюс ряд сервисов кибербезопасности. Можно построить работу так, чтобы персональные данные оставались на стороне заказчика. В медицинской отрасли, например, это можно обеспечить с помощью анонимизации или усреднения данных.

Займут ли нейросети рабочие места

Александр Ханин утверждает, что страх того, что ИИ заберет все рабочие места, не имеет оснований. Отчеты показывают, что к 2025 году число рабочих мест, которые будут созданы ИИ составит около 100 млн, при этом работу потеряет гораздо меньше человек. В мире существует тренд — горизонтальный карьерный рост в компании. Например, те люди, которые работали в call-центрах и физических продажах уже имеют ряд навыков, которые пригодятся в других сферах. С помощью переквалификации они получат новые рабочие места.

Уже сейчас существуют компании, где почти не работают люди. Это возможно там, где процессы и технологии максимально регламентированы. В китайском городе Дунгуань есть завод по сборке мобильных телефонов, который роботизирован на 90%. Но любой компании требуются люди, которые будут заниматься обслуживанием оборудования, внедрением технологий, технической поддержкой.

Прогнозы на будущее

Гости выпуска считают, что в ближайшие годы искусственный интеллект заменит людей на тех должностях, где много рутины. Уже сегодня водители такси, метро и другого транспорта заменяются на ИИ. Перспективными отраслями являются строительство и сельское хозяйство. Так, в Иннополисе есть компания, которая занимается созданием роботов-строителей, которые могут выполнять типовые операции на высоте, поднимать грузы. Еще одна область — обработка больших данных с последующим принятием решений. В этих сферах человек плохо конкурирует с компьютерами: среди них финансовая сфера, трейдинг, бухгалтерия, банковские операции. Лидеры по внедрению искусственного интеллекта сейчас — банки, ретейл и e-commerce.

Читать по теме:

  1. Работа для робота: сможет ли искусственный интеллект заменить человека
  2. Ждать или внедрять: как и когда запускать новые технологии в компании
  3. На что способен искусственный интеллект сегодня и каков его потенциал
  4. Мы в ответе за тех, кого обучили: нужны ли нейросетям права
  5. Услышать будущее: семь полезных подкастов об искусственном интеллекте
Подкаст «Что изменилось?» HR в инновациях Человек против ИИ Искусственный интеллект Офисы будущего Подкасты
Главное