Учебная тревога: что ждет образование в будущем
Светлана Миронюк, проректор по развитию и координации Московской школы управления «Сколково». Куратор тренда «Экономика образования». Руководила маркетингом и коммуникациями в Сбербанке. Более десяти лет возглавляла «РИА Новости». Получила MBA в Школе бизнеса Чикагского университета.
Наши собеседники:
- Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng;
- Вадим Кулик, заместитель президента-председателя правления ВТБ;
- Андрей Галиев, член Комитета гражданских инициатив;
- Екатерина Шульман (включена Минюстом в реестр иноагентов), на момет публикации — доцент кафедры госуправления и публичной политики Института общественных наук в РАНХиГС;
- Владимир Мау, ректор РАНХиГС при Президенте РФ.
Александр Ларьяновский: «Образование стало не престижно как форма повседневной деятельности»
- Сейчас все говорит о том, что основные формальные институции не успевают за скоростью изменений: это видно по тому, сколько появилось компаний, предоставляющих услуги по дополнительному образованию. Оно как буфер ошибок: если бы школа, вузы, традиционное бизнес-обучение успевали, частному бизнесу просто не было бы места. И можно смело говорить, что в перспективе пяти лет этот кластер будет отставать и дальше: он не способен за это время измениться.
- Традиционное образование было монополистом на рынке экономики внимания и всего, что касалось возможностей для саморазвития. Но мир изменился, а оно нет. Теперь образование не престижно, как форма повседневной деятельности.
- Рынок труда и рынок образования — это один и тот же рынок. У нас слишком многое зависит от карьеры: где твои дети учатся, чем лечатся твои родители, что ты ешь, где ты спишь. Это все карьера.
- В будущем может появиться персональный ассистент, образовательный и профессиональный навигатор, который будет предупреждать об изменениях в отрасли, давать прогнозы относительно возможного выбранного пути развития и советовать приобретение определенных необходимых навыков.Так мы сразу решаем проблему с мотивацией: ты понимаешь, зачем ты учишься, сразу появляется некоторая «дорожная карта». И тогда мы получим куда большую осознанность в подходе к образованию, чем имеем сейчас.
Вадим Кулик: «В будущем будут нужны Т-shaped-люди»
- Все цифровое развитие общества движется в сторону доведенной до предела персонализации, и в образовании будет происходить все то же, что и в других отраслях. Мы начинаем понимать интересы и взаимодействовать не с большими группами людей, не с сегментами, а с каждым отдельным человеком.
- Мы не знаем точно, какие профессии и роли появятся завтра, но уже точно можем сказать, что будущее принадлежит «гибридным» айтишникам. Никакой ИТ-специалист сам по себе не сможет спроектировать многоплановые системы: все сейчас находится на стыке ИТ и какой-то базовой специальности. Таких людей называют Т-shaped — это те, у кого две специальности или больше. Нужен сплав нескольких компетенций, чтобы справляться со сложными задачами будущего.
- Появление лучшего или нового решения знаменует появление дефицитной компетенции. Задача — сделать ее массовой. Поэтому приходится вкладываться в привлечение в команду людей, которые продуцируют это знание, являются внутренними коучами, а также приобретать разные курсы, проводить внутренние семинары, выстраивать партнерства с разными компаниями. Этот подход по превращению уникальной «штучной» компетенции в массовую и дает возможность создавать продукт будущего, а не сегодняшнего дня.
- Доступ к лучшему преподавателю вместе с переходом образования в онлайн станет проще: сейчас можно записаться на модули MIT, например, или других передовых вузов. В этом смысле найти равновесие с государством будет просто, потому что ему со временем придется признавать определенный объем пройденных курсов, если они подтверждаются соответствующими сертификатами.
Андрей Галиев: «Нам нужна гибкая, позволяющая свободу, система финансирования школьного образования»
- Самая большая проблема в том, что мы как общество, как страна, как государство, не понимаем, что нам нужно от системы образования. Скажу страшную вещь, но в России нет стратегии развития образования. Нет ни документа стратегического планирования, который обязан быть по закону о стратпланировании. Ни целостной, обсуждаемой с профессиональным сообществом, а затем и обществом, концепции школьного образования.
- У нас до сих пор действуют школы индустриального типа, прошлой эпохи. Когда предполагается наличие некоего критического или минимального объема знания, которое нужно переложить из головы в голову — от учителя ученику, в групповом варианте.
- В современном мире образование — неотъемлемая часть воспитания. Но это то, что не передается фронтальным образом в процессе тренировки памяти. Мы говорим, что парадигма смещается от этой фронтальной передачи в сторону компетентностей разного рода. Для меня же все это — разные стороны одной компетентности: умения учиться и стремления узнавать что-то новое, развиваться.
- Школа остается для большого числа родителей (и их детей) социальным сейфом, а не социальным лифтом. Люди голосуют рублем за систему образования, альтернативного общему государственному. Соответственно, там появились деньги, туда пошли предприниматели, там делаются в конкурентной борьбе лучшие продукты.
Екатерина Шульман: «Переход в онлайн вреден региональным педагогам»
- Элементы онлайн-образования будут универсально включаться во все обучающие практики, и это почва для нового неравенства. Представьте, что в региональных вузах живые преподаватели начинают заменяться трансляциями и записями из столиц. Вы сможете учиться у звезд современной науки — это хорошо. Но что будет с местными преподавательскими кадрами?
- Когда любой факт можно посмотреть в «Википедии», человеку для того, чтобы быть образованным, нужно знать не меньше, а больше. Ты должен понимать, что искать и где. Образование должно давать рамку, которую человек будет заполнять этой легко доступной информацией так, чтобы она не превратилась в хаос.
- Поколение Z прекрасно. Особенно впечатляет скорость его обучения: если дать им направление, они начинают прогрессировать с удивительной скоростью. Благодаря интернету нам достались студенты с гораздо более сформированной учебной деятельностью, чем предыдущие поколения.
- В преподавании есть и всегда был значительный элемент актерства. Страдают от перехода в онлайн те, у кого этот актерский элемент был выше: они больше зависят от живого контакта с аудиторией. И это, как правило, хорошие преподаватели.
Владимир Мау: «Успешные люди сегодня не работают по специальности»
- В современном мире приоритеты меняются раз в несколько лет. И в данном случае запись в дипломе не очень важна. Но адаптация к современным вызовам основана на фундаментальном знании, которое не стареет. Именно поэтому обычные университеты, как его источники, всегда будут играть важную роль.
- Демократизация образования будет сопровождаться его поляризацией. Люди смогут выбирать из более дорогого, более индивидуального образования и массового. Но и оно будет частично индивидуализированным, т.к. можно будет набрать ряд онлайн-курсов и слепить собственную траекторию обучения.
- Химия человеческих отношений все равно будет важнейшим элементом университета. Хороший вуз — это про общение с себе подобными, а не про маркетинг, упаковку знаний, навыков и компетенций.
- Возрастающая роль онлайна может вести к повышению производительности труда, а может — к повышению контроля всех за всеми. Что из этого будет постоянным, а что временным — не предопределено. От того, что атомные технологии позволяют уничтожить мир, не следует, что мир должен быть уничтожен, хотя такое оружие есть.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.