Человек и компетенции нового времени: эксперты ВШБ ВШЭ на форуме ДПО

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ
Фото: Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ
Фото: Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ
Национальный форум ДПО, объединивший представителей вузов, бизнеса, государственных структур и профессионального сообщества, прошел на площадке НИУ ВШЭ
Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту

Форум стал одним из крупнейших отраслевых мероприятий года: офлайн-программу посетили более 800 человек, а общее число участников превысило 3 тысячи. Тема 2025 года: «Человек и компетенции нового времени».

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ, являясь крупнейшим провайдером программ дополнительного профессионального образования в университете, приняла активное участие в программе форума. Совместно с Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) ВШБ ВШЭ организовала дискуссию «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Бизнес-школы».

Модератором обсуждения выступил первый заместитель директора Высшей школы бизнеса ВШЭ Дмитрий Волков. В дискуссии приняли участие Владимир Копцев, директор Центра программ MBA Высшей школы бизнеса ВШЭ; Ольга Ильина, директор Центра управления проектами Высшей школы бизнеса ВШЭ; Федор Федоров, исполнительный директор Школы бизнеса Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»; Дмитрий Толмачев, директор Института экономики и управления УрФУ; Мария Балашова, декан Школы бизнеса «Синергия».

С приветственным словом к участникам сессии обратился президент РАБО Сергей Мясоедов. Он подчеркнул, что рынок бизнес-образования развивается в разных, порой трудно прогнозируемых направлениях и требует от бизнес-школ активного поиска новых решений. Эксперт обозначил важность возвращения к международному профессиональному диалогу, в том числе с ведущими азиатскими бизнес-школами, а также необходимость учета образовательных запросов нового поколения слушателей.

Открывая обсуждение, Дмитрий Волков отметил, что бизнес-образование сегодня переживает период глубокой трансформации. Рынок демонстрирует разрыв между компетенциями специалистов и требованиями, предъявляемыми работодателями, — глобальная тенденция «великой переквалификации» требует не только обновления образовательных программ, но и переосмысления самой логики подготовки управленцев. Данные международных исследований показывают, что в 2025 году в топе востребованных компетенций появилось семь новых — от аналитического мышления и технологической гибкости до умения работать с большими данными и цифровыми сетями, тогда как фокус на эмоциональном интеллекте, доминировавшем в начале десятилетия, полностью сместился.

Меняется и образовательный спрос: наиболее популярными становятся курсы по лидерству, искусственному интеллекту, бизнес-аналитике, кибербезопасности и визуализации данных.

«Модель I-shaped больше не отвечает запросам рынка: ключевой задачей становится подготовка M-shaped-руководителей, которые обладают глубокой экспертизой, широким стратегическим взглядом и способны быстро осваивать новые профессиональные области в условиях технологической турбулентности», — уверен Дмитрий Волков.

Продолжая тему стратегического развития бизнес-школ, Дмитрий Волков предложил рассматривать существующие образовательные институты через призму четырех классических моделей: ремесленной, университетской, модели «обучающей машины» и технологической платформы. По его словам, сегодня все более заметно преобладание гибридных решений, позволяющих сочетать академическую глубину с практическими инструментами и гибкостью рыночных подходов.

Итоги дискуссии показали, что развитие бизнес-образования требует переосмысления и новых подходов. Участники сошлись во мнении, что сочетание академической экспертизы, технологических решений и ориентации на запросы рынка станет ключевым фактором для формирования новой архитектуры бизнес-образования.

В рамках секции «Бизнес-образование и подготовка кадров для экономики будущего. Корпоративные университеты» были представлены результаты уже четвертой волны исследовательского проекта Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Корпоративные университеты России — 2025».

«В этой волне приняли участие корпоративные университеты и крупнейшие академии российского рынка 62 компаний из рейтингов РБК-500 и Эксперт-400. Мы благодарны всем участникам — их вклад бесценен для развития профессионального сообщества», — подчеркнула Наталья Шумкова, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ по корпоративному обучению.

Корпоративное обучение в российском бизнесе из вспомогательной функции превращается в ключевой инструмент реализации стратегических проектов и подготовки специалистов под задачи технологической трансформации. Об этом говорили спикеры панельной дискуссии — представители корпоративных университетов крупнейших компаний России. Эксперты и приглашенные участники секции обсудили, как меняются запросы бизнеса на корпоративное обучение и какие задачи развития становятся определяющими для КУ промышленного сектора экономики, банков, энергетики, транспорта.

Еще одним треком бизнес-школы в рамках форума стала тема: «Управление качеством ДПО. Цифровизация и персонализация». Галина Можаева, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, директор Центра программ развития руководителей, отметила, что отрасль «подошла к моменту, когда пора отказаться от гонки технологий, не связанных с содержанием образования, и сосредоточиться на качестве образовательных программ». Тема управления качеством неразрывно связана с двумя ключевыми трендами. Во-первых, с растущей требовательностью слушателей, которые целенаправленно приходят в образование для карьерного скачка и получения конкретных бизнес-результатов. Во-вторых, с цифровизацией, которую можно охарактеризовать не просто как инструмент, а как драйвер для фундаментального переосмысления образовательной деятельности и повышения ее эффективности.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ
Другие новости школы
Обновлено 01.12.2025
Теги
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть