Совместный семинар ВШБ и РАБО «Тренды в корпоративном обучении и современном бизнес-образовании» прошел с участием ведущих российских бизнес-школ и корпоративных университетов.
Модератором встречи выступил Дмитрий Волков, первый заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Семинар стартовал с презентации аналитического доклада: «Корпоративные университеты России-2024: результаты третьей волны исследования и опыт типологизации».
Наталья Шумкова, заместитель директора ВШБ и один из соавторов исследования популяции корпоративных университетов (КУ), представила несколько ключевых цифр и выводов из аналитического доклада. В 2024 году состоялась уже третья волна исследования КУ. В этом году выросло не только число участников проекта — 58 КУ (из них 5 созданы правительствами субъектов Федерации и ФОИВ) предоставили свои данные, но и глубина анализа: анкета для респондентов содержала 79 вопросов, распределенных по 11 разделам. Новыми аналитическими срезами стало изучение использования корпоративными университетами инструментов на базе искусственного интеллекта и раздел об организационном развитии и управлении изменениями КУ. Расширилась география проекта, ответы поступили из пяти новых локаций, включая Иркутск и Екатеринбург.
«85% представителей КУ сообщили, что в 2023 году уже начали использовать искусственный интеллект в дизайне и реализации образовательных программ. Меняются и приоритеты в оценке эффективности корпоративного образования. Так, в третьей волне ключевым показателем эффективной работы КУ респонденты назвали «Качество программ и удовлетворенность заказчиков и участников», тогда как в 2022 и 2023 годы на первом месте был валовый показатель: «Объем обучения», — поделилась Наталья Шумкова, заместитель директора ВШБ по корпоративному обучению.
Участники семинара откликнулись на презентацию доклада вопросами об открытых инновациях, о выходе КУ на рынок образовательных услуг, обсуждали роль КУ в развитии инноваций тех корпораций, в периметре которых они созданы и кадровое обеспечение деятельности корпоративных университетов.
Полностью результаты исследования «Корпоративные университеты России-2024», реализованного Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ при поддержке СберУниверститета, будут изданы позднее в этом году.
В панельной дискуссии о трендах бизнес-образования выступили: Владимир Копцев — директор Центра программ МВА ВШБ, Александр Шаталов — заместитель генерального директора СберУниверситета, Айгуль Кадырбаева — заместитель директора по ДПО Высшей школы менеджмента СПбГУ, Ирина Воронина — генеральный директор Бизнес-школы АМИ и Юлия Каталова — руководитель Центра по оценке и развитию кадрового резерва Корпоративного университета ТМХ.
Модератор дискуссии попросил экспертов рассказать о новых трендах, проявившихся в текущем году и о том, что может определить развитие бизнес-образования в ближайшем будущем, о наиболее востребованных форматах обучения в уходящем году, об изменении в запросах бизнеса и новых продуктах, которые представители КУ и бизнес-школ планируют вводить в следующем году.
«Фундаментальная часть качественных программ MBA, отвечающих самым высоким международным стандартам, сохраняется ядром и насыщается новыми направлениями обучения — это, например, внедрение предпринимательского мышления в условиях, когда все больше компаний занимаются внутрифирменным предпринимательством. Новые стратегии инвестиций — в высокие технологии и инновационные разработки и их внедрением в бизнес. Принятие решений на основе сбора и анализа данных. Новые рынки стран «глобального юга». Эти образовательные направления важны как для крупных корпораций, так и для стартапов. В условиях тотальной цифровизации всех сфер социально-экономической деятельности, сбор и анализ данных, умение их структурировать и принимать стратегические управленческие решения — это существенный новый акцент в программах MBA», — подчеркнул Владимир Копцев, директор Центра программ MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
Айгуль Кадырбаева рассказала о высоком спросе корпоративных клиентов на короткие программы обучения, которые помогут корпорациям создавать и выводить на рынок новые продукты, гибко управлять командами, выстраивать коммуникации в командах и повышать операционную эффективность бизнеса в жестких реалиях сегодняшнего дня. Отдельный тренд 2024 года — стремление лидеров бизнеса нарастить экзокортекс своего интеллекта: экосистему цифровых решений, баз знаний и помощников, в том числе, на базе искусственного интеллекта, для повышения собственной эффективности.
Ирина Воронина отметила, что сегодня бизнес идет с запросами на развитие внутреннего предпринимательства и смену парадигмы мышления: когда каждый руководитель должен смотреть на свой продукт глазами рынка и глазами потребителя. 2024 год проявил особый запрос на скорость и время — предприниматели нуждаются в быстром, интенсивном обучении. Ответом на такие запросы становится итерационный подход к бизнес-образованию: постоянная смена ритмов, форматов обучения и преподавателей с их экспертизой.
Александр Шаталов согласился с мнениями коллег и добавил, что персонализация обучения лидеров бизнеса становится более эффективной с появлением нейросетей: тьюторы на базе искусственного интеллекта и другие новейшие технологии позволяют выстроить связку аудиторного обучения с персонификаций и реальной практикой бизнеса. И также отметил, что 2024 год показал интерес к длительной работе бизнес-лидеров с менторами и преподавателями для эффективной личностной трансформации и усиления лидерских навыков.
Юлия Каталова, на примере работы корпоративного университета ТМХ, подтвердила запрос бизнеса на короткие форматы обучения практическим навыкам, а также возврат интереса к офлайн обучению после долгого периода пандемии и сразу после пандемии, когда господствовал удаленный и гибридный формат. Сегодня командная работа проектных групп, стратегические сессии, деловые игры, различные тематики обучения все больше реализуются через офлайн форматы.
Генеральный директор РАБО Наталья Евтихиева поблагодарила Высшую школу бизнеса НИУ ВШЭ за организацию совместного семинара и возможность проведения Совета РАБО на площадке ВШБ.
Дмитрий Волков, первый заместитель директора ВШБ, подвел итог состоявшемуся обсуждению: «Бизнес-школы в текущем году столкнулись с рядом новых вызовов, связанных как с кардинальными изменениями на рынке труда, так и с изменениями приоритетов в обучении как со стороны корпоративных клиентов, так и физических лиц. Результаты и успех бизнес-школ в наступающем 2025 году будут во многом определяться тем, насколько бизнес-школы смогут реально ответить на эти вызовы через трансформацию портфеля своих образовательных решений, тематик программ, технологий обучения».