Никита Пономаренко — экс-торгпред России в Малайзии в 2019-2024 гг., который совсем недавно вернулся в Россию и поделился впечатлениями о развитии бизнеса в Юго-Восточной Азии из первых уст.
Выступление Никиты объединило несколько актуальных тем: перспективные ниши для экспорта продукции в ЮВА и страны АСЕАН, государственные стратегии и хай-тек приоритеты стран ЮВА, инфраструктура и мега-проекты регионы, промышленное развитие и, конечно, успешные и не успешные кейсы по выходу на местные рынки.
Спикер отметил, что страны ЮВА, среди которых Малайзия, Вьетнам, Индонезия, Филиппины и др., заинтересованы в укреплении дружественных отношений с Россией, чьи технологии и сервисы становятся все более востребованными. Бизнес-сообществу также имеет смысл обратить особенное внимание на диалог Россия-АСЕАН, предполагающий комплексный план действий в таких секторах, как безопасность, экономика, социально-культурная сфера и т.д. Среди перспективных ниш: оптово-розничная торговля, нефтегаз, машины и оборудование, электронная коммерция, химпром и другие направления.
В качестве рекомендации для тех, кто только планирует реализовывать бизнес-проекты на рынках ЮВА, Никита Пономаренко посоветовал внимательно изучать национальные стратегии стран и акцентировать внимание на таких хай-тек приоритетах, на которые обращают внимание азиатские инвесторы, как искусственный интеллект, робототехника, водородные технологии, квантовые технологии, интернет вещей и др.
Характерной особенностью и одновременно точкой входа на азиатские рынки могут стать инфраструктурные проекты, часто реализуемые на принципах государственно-частного партнерства. Такими проектами, например, являются проекты в области транспорта и логистики, дата-центры, девелопмент и строительство объектов. Экономические коридоры, особые экономические зоны и технопарки помогают бизнесу получить налоговые льготы и снизить издержки, чем также активно пользуются отечественные компании.
Вопросы и комментарии аудитории вызвала информация о российском присутствии в регионе, а именно об успешных кейсах российских компаний по выходу на рынок Малайзии. Среди таких примеров: ГК «Ростех», Оргхим, Такси «Максим» и др. Никита поделился личными историями, связанными с этими брендами, так как многие из них реализовали свои проекты в Малайзии при активном участии Торгового представительства России в Малайзии.
В завершение Никита поделился особенностями ведения переговоров с национальной спецификой, в частности, деталями корректного приветствия, презентации возможностей компании, культурными и гастрономическими нюансами, от которых напрямую могут зависеть итоги переговоров.
Центр международных программ MBA ФЭСН РАНХиГС не первый год сотрудничает с торговыми представительствами разных стран для организации двусторонних контактов и бизнес-стажировок. Так, при содействии Торгового представительства России в Малайзии в 2021 году была организована бизнес-стажировка слушателей программ Центра, в ходе которой они посетили крупнейшие промышленные предприятия и институты развития страны, порт Джохор — один из крупнейших портов мира.
Pan-Asian MBA (Паназиатский МВА) — уникальный образовательный продукт Центра международных программ MBA РАНХиГС, объединивший лучшие образовательные практики из международного опыта брэнда Кингстон/ РАНХиГС, адаптированные к текущей бизнес-среде и мультикультурализму. Англоязычный формат, индивидуальные карьерные траектории, две зарубежные стажировки (Китай, Индия или Малайзия) позволяют максимально быстро и эффективно погрузиться в деловой мир Пан-Азиатского региона.