
Что значит маркетплейс для современной торговли?
Маркетплейс, или площадка для интернет-торговли, уже давно стал значимым экономическим и культурным феноменом. И дело не только в показательной статистике (российский рынок онлайн-торговли по итогам 2024 года вырос на 37%, до ₽11,3 трлн, что составляет более 20% всех розничных продаж в стране), но и в очевидном массовом влиянии на образ жизни людей.
Маркетплейсы сегодня играют важную роль в экономике. Они помогают людям легко продавать и покупать товары, а также доставляют заказы даже в отдаленные города и маленькие населенные пункты. Кроме того, они способствуют развитию бизнеса — люди начинают зарабатывать через интернет, что создает новые рабочие места, в том числе в регионах. Меняются и привычки покупателей: теперь многие ищут и заказывают товары онлайн. Появились даже новые профессии, связанные с маркетплейсами: инфлюенсеры (блогеры-советчики), байеры (закупщики), дизайнеры товарных карточек и специалисты по продвижению. Также на маркетплейсах тестируются новые технологии и открываются возможности для бизнеса.
Данные из отчета «Яндекса» за первый квартал 2025 года демонстрируют тренд на развитие интернет-торговли: «Маркет» стал вторым по посещаемости сервисом «Яндекса»; ассортимент товаров на маркетплейсе за год вырос в 1,7 раза, а частота заказов на одного активного покупателя — на 23%; количество активных покупателей в первом квартале 2025 года составило 18,2 млн, активных продавцов — 96,3 тыс.
Кому больше подходит маркетплейс — малому бизнесу или крупной компании?
Здесь все зависит от сегмента рынка. Маркетплейс подойдет как для старта бизнеса, так и для масштабирования онлайн-продаж. На нем могут работать юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые. С точки зрения налогообложения применяется и общая, и упрощенная системы. На площадке есть инструменты как для начинающих бизнесменов, так и для компаний, использующих маркетплейс как один из рынков сбыта.
Какие существуют модели работы на маркетплейсе?
При регистрации маркетплейс предложит выбрать модель работы. В каждой — свой состав услуг, которые оказываются продавцу. Выбирать следует исходя из свойств товара: частота продаж, вид и тип товара, потребительская аудитория и т.д. Например, «Яндекс Маркет» предлагает четыре варианта сотрудничества, при этом разные модели можно совмещать.
По модели FBY (Fulfillment by Yandex, продажи со склада маркетплейса) «Маркет» возьмет на себя хранение, упаковку и доставку заказов до покупателя. В целом понятие «фулфилмент» подразумевает под собой широкий комплекс логистических услуг, которые выполняет площадка, закрывая максимальный объем потребностей продавца.
Если у продавца уже есть свой склад, селлер может работать по модели FBS (Fulfillment by Seller): получать заказы на маркетплейсе, самостоятельно их собирать и упаковывать, а затем передавать «Маркету» для доставки покупателю. «Когда продавец освоится с этой моделью и оценит спрос на свои товары, мы рекомендуем перевести товары, которые покупают чаще всего, на склад «Маркета», — подчеркнул руководитель группы логистического продукта для продавцов в «Яндекс Маркете» Иван Бублий.
Модель DBS часто выбирают предприниматели, в чьих регионах еще нет складов и сортировочных центров «Маркета» или чьи товары не могут доставляться силами маркетплейса.
В десятках городов России также действует модель «Экспресс» — доставка товаров покупателю в течение двух часов с момента покупки. Подключиться к экспресс-доставке можно в дополнение к моделям FBS и FBY. Товары, доступные для экспресс-доставки, заказывают чаще: они попадают в специальный фильтр «Доставим за 1–2 часа».
Зачем хранить товар на складе маркетплейса? Особенно если есть свой
Товары хранят на складе маркетплейса, чтобы оптимизировать логистику и сосредоточиться на продажах. Например, при увеличении объема продаж нет необходимости срочно искать новое складское помещение или нанимать дополнительных сотрудников. Также это снижает риски и позволяет увеличить оперативность обработки и поставок товаров.
«Маркет» рекомендует переводить на модель FBY наиболее востребованные товары или позиции, которые часто покупают в комплекте, например телефон и наушники. Такой ассортимент не будет лежать на складе долго, и не придется оплачивать услуги хранения. Фулфилмент также подойдет и для товаров, на которые есть стабильный спрос, даже если он небольшой. Главное — поставлять такой ассортимент небольшими партиями и следить за оборачиваемостью.
«После отгрузки товара на склад маркетплейса продавцу останется отслеживать остатки и вовремя их пополнять. При этом такие заказы покупатель получает, как правило, уже на следующий день, а каждый сэкономленный на доставке день дает дополнительную конверсию в 15%», — объяснил руководитель группы логистического продукта для продавцов в «Яндекс Маркете» Иван Бублий.
Все ли склады одинаковые?
Существует несколько типов складов.
Обычный позволяет хранить и проверять товар, а затем направлять покупателям в ближайшие регионы. Сюда приезжают сами продавцы, чтобы забрать или привезти свои товары.
На транзитном складе товары не хранятся долго, а остаются не дольше недели — до ближайшей отгрузки. Сюда продавец может только привезти товар, а забрать (если необходимо) его нужно будет с обычного регионального склада, куда их доставит маркетплейс.
Еще есть возвратный тип склада, куда попадают невыкупленные товары, которые покупатели вернули.
Кто и как собирает и упаковывает заказы?
Индивидуальная сборка заказа и упаковка — задача продавца. Именно качественная упаковка является одним из ключевых факторов для формирования хорошей репутации селлера на маркетплейсе. Конкуренция идет не только за лучшее качество товара, но и за его надлежащий вид. Многие продавцы используют специальную брендированную упаковку и даже радуют покупателей небольшими презентами, которые отправляют вместе с заказанным товаром.
При продаже товаров со склада маркетплейса продавец также отвечает за то, чтобы товар доехал без повреждений. Для этого следует надежно упаковать заказ в коробки или разместить его на паллетах на усмотрение продавца.
Кто занимается возвратами?
Ситуация с возвратами товаров будет зависеть от того, какую модель взаимодействия с маркетплейсом выберет продавец. Преимущественно невыкупленный товар возвращается на склад и снова поступает в продажу. Исключением становится товар с браком: его нужно забрать со склада самостоятельно. Если продавец не заинтересован в таком варианте, то маркетплейс предложит платную утилизацию.
Какие риски могут быть при работе на маркетплейсе?
Перед началом работы с маркетплейсом продавец подписывает договор. В нем прописаны условия сотрудничества и обязанности сторон в зависимости от выбранной модели взаимодействия. Также важно внимательно изучить законы, регулирующие коммерческую и торговую деятельность.
Например, согласно законодательству, продавец отвечает за качество товара и соблюдение прав покупателей. Если товар оказался бракованным или его нужно обменять на аналогичный, ответственность лежит на продавце.
Если говорить о повреждении товара, то здесь важна причина его повреждения. Маркетплейс, согласно ст. 998 Гражданского кодекса РФ, отвечает перед селлером за порчу, потерю или недостачу имущества, которое было ему передано. Маркетплейс должен возмещать убытки, если товар пострадал по вине площадки.
При этом обычно площадки не «страхуют» своих продавцов на случай, если какой-то товар не удастся продать. Но «Яндекс Маркет» в пилотном режиме запустил новый на рынке инструмент — «Гарантия дохода». На основе аналитики спроса и статистики продаж маркетплейс определяет конкретные позиции, которые гарантированно можно продать в ближайшие 45 дней, а также их оптимальные объемы и цены. Если такой товар есть у продавца в ассортименте, то в своем личном кабинете он увидит соответствующее предложение и сможет отгрузить партию на склад. Все продвижение «Маркет» берет на себя, при этом если что-то не продастся, то эти товары партнер получит назад, а заодно и выплату в размере стоимости этого остатка за вычетом расходов на размещение на площадке.
Что помогает продавцам дотянуться до покупателей из разных регионов?
Специалисты «Яндекс Маркета» для оптимизации логистики партнеров разработали инструмент мультипоставки: продавцам достаточно сделать общую заявку и за раз отгрузить товары на ближайший транзитный склад. Далее сам маркетплейс доставит их в нужные регионы. Суть услуги — расширить географию продаж за счет логистических возможностей торговой площадки.
«Маркет» прогнозирует спрос в конкретном регионе и на основе этого дает рекомендации: что и в каком количестве туда поставлять. Это позволяет продавцу лучше управлять локальными продажами. Кроме того, ему не нужно несколько раз фрахтовать машину и отправлять ее на склад несколько раз: все можно привезти в одно окно. Мультипоставку выбирают продавцы, которые хотят расти вместе с «Маркетом». Благодаря этому инструменту наша логистика теперь доступна не только большим бизнесам из городов-миллионников, но и тем, кто только пробует себя на маркетплейсе», — объясняет менеджер продукта FBY в «Яндекс Маркете» Елизавета Агафонкина.
А что делать, если в городе нет склада маркетплейса?
«Яндекс Маркет» работает над тем, чтобы партнерам из разных уголков страны было удобнее работать на площадке. Например, маркетплейс запустил 8 тыс. новых транзитных точек по всей России на базе своих пунктов выдачи заказов (ПВЗ), куда предприниматели могут отгружать товары, увеличив их количество почти в 12 раз. До этого продавцы либо сразу отгружали товары на склады маркетплейса, либо привозили их в сортировочные центры. Например, раньше продавцы из Кирова могли поставлять товары на одноименный СЦ, а теперь для этого доступно еще 56 пунктов, расположенных по всему городу.
Иван Бублий: «От качества логистики зависит положительное впечатление покупателей и их готовность совершать повторные покупки, поэтому мы регулярно работаем над тем, чтобы сделать логистику для продавцов эффективнее, а значит, и быстрее для покупателей».
Что еще важно учитывать, работая с маркетплейсом?
Один из важных критериев — оборачиваемость товара. Это промежуток времени, за который товары одного продавца, размещенные на маркетплейсе, продаются со всех складов. Определить его просто: берем среднее количество товаров конкретного типа, продаваемое за единицу времени, и считаем, сколько времени уйдет на то, чтобы распродать все остатки по данной категории. Оборачиваемость товара на маркетплейсе показывает, насколько эффективен бизнес в целом: как быстро вернутся вложения, сколько раз за год получится на них заработать, удастся ли не заморозить средства.
Чтобы получить данные по оборачиваемости на «Маркете», перейдите на страницу «Логистика» → «Хранение и оборачиваемость» в личном кабинете и нажмите на кнопку «Сформировать отчет».
Однако опытные продавцы не советуют гнаться исключительно за ростом этого показателя. Простой пример нулевой оборачиваемости — это сезонные товары, продажи которых застыли, например, до следующих новогодних каникул. Но они могут быть прекрасно реализованы в следующем сезоне. Проблемами с низкой оборачиваемостью станут складские издержки и заморозка денег, которые могли бы идти в оборот бизнеса при высоких продажах. Как правило, низкая оборачиваемость становится поводом для вывода определенных товаров из ассортимента.
Реклама. Рекламодатель ООО «ЯНДЕКС МАРКЕТ», erid: F7NfYUJCUneTRTsc7v9E