Об авторе: Павел Перегудов — эксперт по генеративному кино. Автор курса по созданию видео с помощью ИИ на платформе MOSHKA, учредитель международного конкурса генеративных фильмов MyFilm48.
Когда мы будем смотреть фильмы, созданные ИИ
Кажется, что фильмы, полностью созданные искусственным интеллектом, для нас пока в будущем. Но на деле это будущее уже наступает. Буквально каждую неделю появляются прорывные модели и продукты. Они показывают все более впечатляющие результаты, опровергая совсем недавний, и, казалось бы, еще свежий прогноз.
В целом генеративное кино повторяет путь традиционного кинематографа — от немого черно-белого фильма к звуку, цвету, спецэффектам. Но если в его истории на каждый шаг уходили годы и десятилетия, то с ИИ-технологиями эволюция ускорилась на порядки. В итоге первые генеративные фильмы мы увидим даже раньше, чем через пять лет — возможно, уже даже до конца 2024 года. Первые ласточки уже прилетели. И речь не о трейлерах на три–пять минут, как сейчас, а о полноценных реалистичных картинах с выстроенной драматургией и сюжетом. Они будут созданы под руководством людей, но уже без реальных актеров.
Вот так, например, выглядят работы участников конкурса нейросетевой анимации среди детей и подростков на фестивале «Каракуз».
Дальше больше. На горизонте пяти лет у любого из нас появится возможность заказать ИИ-фильм, созданный нейросетью по персональному запросу, и это будет так же легко, как сейчас заказать голосовому помощнику поставить любимый плейлист. Хотите космическую комедию с собой в главной роли, а также с Леонардо ди Каприо, Илоном Маском и Никитой Кологривым в ролях второго плана? Без проблем. Вернулись домой с работы и не отказались бы от хоррора в стилистике Дэвида Линча, где в качестве героев — ваши коллеги? Легко. Технологии позволят генерировать фильмы не только с участием конкретных актеров, но и по референсам («создай мне историю, похожую на…»), по стилистике конкретных режиссеров или операторов, по собственным сюжетам и событиям. Вы просто скажете «Сними блокбастер в стиле Тарантино о том, как я ездил в отпуск» и получите желаемое. Если, конечно, вовремя оплатите подписку на образы любимых актеров и режиссерские стили.
А через 5–10 лет ИИ даже может научиться создавать контент на основе неосознаваемого нами запроса. Вопрос «Что посмотреть сегодня вечером?» может стать неактуальным, ведь к этому времени у каждого из нас будет личный ИИ-ассистент, подключенный к гаджетам и аккаунтам (об этом говорит Билл Гейтс). Анализируя всю доступную информацию — от истории покупок и музыкальных предпочтений до постов в соцсетях и биометрических показателей — технология сможет тонко диагностировать наше настроение, и на его основе создавать «терапевтическое кино», синхронизированное с нашими потребностями и текущей жизненной ситуацией. В перспективе это позволит использовать ИИ-кинематограф как инструмент самопознания и саморазвития, подталкивая нас выходить из зоны комфорта, видеть альтернативные сценарии своей жизни, примерять новые роли и искать лучшее в себе.
Какие технологии нужны для генеративного кино
Все эти и другие амбициозные прогнозы основаны на недавних прорывах в области машинного обучения. Один из важнейших, который произошел в начале 2024 года и в одночасье перевернул будущее генеративного кино, — появление моделей генерации видео, работающих как «симуляторы мира».
Речь о принципиально новом подходе к архитектуре нейросетей. Стандартные модели, которые сейчас лежат в основе всех генеративных сервисов, обучены на двухмерных кадрах из фильмов и видео. Они генерируют картинку, но не понимают взаимосвязи объектов в материальном мире. Представьте кадр, в котором человек ест лапшу. Обычная диффузионная модель может нарисовать, как палочка протыкает щеку, ведь она «не понимает», как устроено человеческое лицо и как взаимодействуют предметы. «Симулятор мира» справляется с этим в разы лучше, потому что способен самообучаться, опираясь на знания больших языковых моделей LLM и GPT. Он «осознает», что объекты в кадре — это не просто пиксели, а элементы единого целого, которые влияют друг на друга. В результате достигается совершенно новый уровень реализма.
Этот технологический прорыв ведет за собой новые возможности. В том числе создание кастомизированных моделей под запросы конкретного бизнеса. Киностудии смогут заказывать индивидуальное обучение этих моделей на внешнем виде своих персонажей, вселенных, актеров, костюмов, режиссерских и сценарных стилей, — всего, по чему уже есть достаточный набор данных для обучения модели, и что можно систематизировать и классифицировать. Такие дата-сеты позволят им создавать персонализированные лицензионные фильмы в немыслимые прежде сроки. И, главное, продавать лицензии другим создателям ИИ-фильмов и платформам, которые будут генерировать контент по индивидуальным запросам зрителей.
Кстати, аудитории в этом будущем найдется и более деятельная роль, чем просто смотрящего. Зрители смогут сдавать в аренду фильмы, созданные по своим наиболее удачным запросам, и делить полученную прибыль с правообладателем использованных в своем кино образов.
Наконец, в конце 2023 года технологии сделали еще один революционный шаг: ИИ-модели научились самостоятельно находить решения задач, которые им никто не показывал. Это значит, что в ближайшее время мы станем свидетелями рождения ИИ-исследователей и ученых. Они подарят нам новые открытия в науке и технологиях, а в искусстве — новые жанры, подходы и методы. Многие из этих киноэкспериментов станут для нас культурным шоком, потому что будут радикально отличаться от всего, к чему мы привыкли за тысячелетия развития человеческой цивилизации.
Минусы генеративного кино
Очевидно, взрывной рост генеративных технологий сопряжен с серьезными вызовами и рисками. О многих из них мы пока даже не догадываемся, но некоторые все же уже можно обрисовать. Вот что за угрозы это могут быть:
- Манипуляция человеком. Фантаст Айзек Азимов в одном «трех законов робототехники» постановил, что роботы не могут своими действиями вредить человеку. Но в реальности технологии развиваются быстрее, чем мы успеваем их регулировать. Пока мы будем принимать законы, самообучающийся ИИ будет исследовать мир, генерировать открытия и находить лазейки, о которых мы можем даже не подозревать.
- Утечки данных. Чтобы генерировать персонализированные фильмы, ИИ нужен доступ к огромному массиву личной информации о нас. Это могут быть как творческие предпочтения, так и психоэмоциональный профиль, данные о здоровье и привычках. Любая утечка чревата серьезными последствиями, и мошенничество или хакерские взломы могут оказаться не самыми страшными из них.
- Дипфейки и дезинформация. Генеративные модели уже применяются для создания убедительных фейков, которые невозможно отличить от реальности. Некоторую часть недостоверной информации ИИ генерирует сам, на голубом глазу выдавая ее за правду. Этот эффект уже даже получил название «ИИ-галлюцинаций». С дальнейшим развитием технологий количество подобных багов и их серьезность будут только возрастать.
- Зарегулированность индустрии. Структурные и социальные риски, возникающие с развитием технологий, неизбежно станут предметом контроля со стороны государств и других институций. Человеческие права и свободы вряд ли останутся нетронутыми в этом процессе, и нам придется столкнуться с новыми ограничениями и законами, которые раньше казались немыслимыми. Не исключены и экономические рычаги регулирования, такие как налоги на использование ИИ в том или ином виде.
- Вытеснение человека из профессии. Страх потерять работу из-за автоматизации ощущается в киноиндустрии особенно остро. В воздухе витает вопрос: заменят ли настоящих людей цифровые актеры, сценаристы и композиторы? Гильдия сценаристов США в 2023 году уже бастовала, чтобы искусственный интеллект, такой как ChatGPT, использовался только как инструмент, который может помочь в исследованиях или облегчить работу над идеями сценария, а не как инструмент, заменяющий их. А Гильдия киноактеров США начала забастовку против компаний-разработчиков видеоигр, использующих ИИ, в июле 2024 года.
- Творческий кризис и интеллектуальный застой. Если большая часть контента будет генерироваться нейросетями по шаблонам, не приведет ли это к деградации искусства как такового? Технокритики склонны ответить положительно. Они опасаются, что кино будущего превратится в конвейер однотипных поделок, лишенных глубины и новаторства.
Сценарии развития киноиндустрии под влиянием ИИ
Как проиграются все эти вероятности — зависит от наших действий сегодня, а влияние технологий на саму суть искусства и его роль в жизни людей пока под вопросом. Оптимисты верят, что ИИ станет мощным инструментом демократизации творчества и позволит любому желающему реализовать свой креативный потенциал. Пессимисты опасаются, что генеративные технологии убьют авторское начало и низведут кино до конвейера дешевого поделья. Пока однозначно можно сказать лишь то, что генеративные технологии действительно перекроят ландшафт киноиндустрии. Поделюсь лишь некоторыми прогнозами, которые можно делать из текущего момента.
Во-первых, с большой вероятностью структуру кинорынка трансформирует уже упомянутая оцифровка творческого капитала киностудий — тех самых дата-сетов с цифровыми копиями актеров, декораций и реквизита, шаблонами режиссерских и операторских приемов. Лицензионные ИИ-модели станут новым классом активов, доступ к которым кинокомпании будут продавать, находя самые разные модели монетизации в зависимости от уровня контента и известности самих источников, с которых сняли копию. Это наверняка повлечет множество интересных и неоднозначных вопросов на стыке авторских прав и этики. В духе тех, которые мы наблюдаем сейчас, когда музыкальные лейблы судятся с платформами, обучавшими модели на существующих песнях без разрешения правообладателей.
Одновременно я бы ожидал расцвета ИИ-селебрити как явления: уже сегодня проводятся конкурсы красоты ИИ-аватаров. Цифровые актеры и виртуальные инфлюенсеры станут новой реальностью. Вокруг них сформируется целая индустрия со своими законами продюсирования и продвижения, а также с борьбой за этот актив со стороны киноиндустрий. Ведь в отличие от живых звезд, ИИ-аватары смогут работать 24/7, участвуя в сотнях проектов — без миллионных гонораров и вычурных райдеров. Управление этим активом станет особой творческой профессией на грани артист-менеджмента и инженерии данных, а в экономике появится новая сфера услуг, связанная с участием ИИ-звезд в жизни обывателей.
Сами генеративные фильмы займут большую часть всего рынка видеоконтента (к 2026 году, по данным Gartner, 80% всех компаний будут использовать генеративный ИИ). Это будет контент разного типа — от массовых фильмов уровня ширпотреба до видеоряда под самые разные задачи. Традиционное кино с живыми актерами и тщательной режиссерской работой превратится в нишевый премиальный продукт — тем, что уже представляют собой театр, скачки, рестораны высокой кухни или другое искусство, за которым ходят специально, в рамках элитарного развлечения.
В связи с этим видоизменится и пиратство. Возможно, его объектом останутся наиболее удачно сгенерированные произведения, если только правообладатели не проделают работу над ошибками прошлого исторического периода. А они наверняка придумают механизм, при котором оплата встроится в системы киносмотрения, и будет автоматически списываться в момент демонстрации каждого из объектов, принадлежащих правообладателям. При этом прибыль может разделяться между правообладателем, разработчиком моделей, платформой и даже зрителем, сочинившим оригинальный удачный запрос на создание фильма.
Чем будет заниматься человек
Если технологии придут к столь многому, то что же останется человеку? В чем будет ценность его участия как создателя и зрителя?
Я убежден, что как бы ни развивались технологии, наша потребность в получении нового опыта и впечатлений останется неизменной. Это то, что делает нас людьми. Прогресс лишь находит новые способы для удовлетворения этих потребностей. Да, люди в кадре могут быть и «ненастоящими», но разве сейчас это нам мешает? Живые актеры — тоже «не настоящие» персонажи, они их просто изображают. Съемочная площадка — не реальный сеттинг, а весь художественный замысел и вовсе чистая условность. Но если все сделано так, что мы сопереживаем, кино свою основную задачу выполняет. Ведь его корневая ценность — дать зрителю возможность проживать эмоции.
Что касается производства, то нейросети возьмут на себя решение рутинных технических задач, сокращая производственный цикл даже самых зрелищных фильмов до считанных дней вместо недель и лет. Человек в этом процессе займет роль творца, который будет принимать ключевые решения, используя ИИ как подмастерье, помощника и соавтора в воплощении самых смелых идей. Отдав нейросети рутину, он получит свободу полностью сосредоточиться на работе с художественными образами и смыслами. И сила влияния на сердца и умы людей по-прежнему будет зависеть не от технологичности фильма, а от того, сможет ли его создатель найти убедительные образы для своих идей, выстроить драматургию и композицию кадра, сформулировать нужные запросы для нейросети.
Люди продолжат создавать кино, меняющее сознание и культуру. И я даже верю, что ИИ-технологии помогут кинематографистам выйти за рамки привычных форм, позволят найти принципиально новые визуальные миры и сюжеты, спровоцируют настоящий ренессанс — как когда-то новые технологии вроде звука или спецэффектов стимулировали творческий поиск и породили шедевры. Цифровизация трансформирует художественный язык кино и его статус в культуре. Но киноискусство не умрет. Оно переродится.