Рынок доставки растет
Онлайн-заказ товаров первой необходимости вошел в привычку городского жителя. В 2023 году мировой рынок доставки еды и продуктов достиг $1,03 трлн, что на 18% больше, чем годом ранее. Аналитики полагают, что к 2027 году оборот индустрии превысит $1,65 трлн и доставкой будут пользоваться 2,5 млрд человек.
Изначально стимулом к активному росту рынка стала пандемия COVID-19. Тогда потребители заказывали еду и продукты в интернете по необходимости, но постепенно их предпочтения сместились в сторону онлайн-покупки. Основной фактор, который привлекает покупателей, — это удобство. В интернете можно моментально сравнить предложения разных сервисов и сэкономить время на походы в магазин.
Рынок доставки зависит от технологий — именно их развитие и становится главным трендом всей отрасли.
«Умные» алгоритмы управляют процессами
Использование ИИ и технологий машинного обучения в сервисах доставки — основной тренд 2024 года. Сфера онлайн-заказа продуктов и готовой еды — одна из самых высокотехнологичных. Алгоритмы на базе ИИ используются везде: они помогают управлять запасами на складе, обрабатывать заказы, строить кратчайший маршрут до покупателя и тем самым увеличивать скорость доставки.
Благодаря передовым IT-инструментам покупатели получают персональные рекомендации. Так, американская служба доставки продуктов Instacart в сотрудничестве с OpenAI, создателем ChatGPT, встроила в свое приложение интеллектуального помощника. Он отвечает на вопросы пользователей, связанные с продуктами и приготовлением пищи. Помощник подсказывает, какие ингредиенты хорошо сочетаются друг с другом, какая калорийность у блюда или что купить, чтобы приготовить, например, лазанью. Похожую функцию собираются внедрить платформа, созданная компанией Uber, — Uber Eats, крупнейшая компания по доставке еды в США DoorDash и американский гигант оптовой и розничной торговли Walmart.
Кроме цифровых помощников, компании активно используют рекомендательные ленты. В них пользователь видит сопутствующие товары и индивидуальные предложения. Это тоже результат работы алгоритмов.
Антонина Горячева, директор по анализу больших данных «СберМаркета»:
«Выбор делается на основе анализа регулярных покупок каждого клиента, его географического расположения, предпочтений, истории просмотров. Система персонального ранжирования показывает аналогичные товары других производителей, новинки и скидки».
Таким образом, технологии ИИ помогают сервисам строить коммуникацию с пользователем. Кроме того, они позволяют оптимизировать и внутренние процессы. С помощью машинного обучения — отрасли ИИ — службы доставки обрабатывают большие объемы данных и строят достаточно точные прогнозы.
Антонина Горячева:
«Мы используем алгоритмы, чтобы прогнозировать число заказов в сервисе. Анализируя спрос и предложение, ИИ помогает определить, какое количество курьеров и сборщиков нужно вывести в одну торговую точку, в один город в разрезе одного часа, чтобы обеспечить весь потенциальный спрос на заказы».
Роботы собирают и доставляют заказы
Выполняя работу вместо людей, роботы помогают ускорить процессы сборки, учета и доставки товаров, а также снизить число ошибок при комплектации заказов. Эти задачи особенно актуальны для крупных и быстро растущих сервисов. Так, Amazon тестирует гуманоидных роботов на складах: они умеют перемещать и хватать предметы как люди и помогают в сборке заказов. Компания рассчитывает, что в перспективе они смогут заменить 450 тыс. сотрудников компании.
В России робототехнический центр открыл «Яндекс». В нем будут собирать складских роботов: в частности, это две модели — Spectro и Motus, которые проводят инвентаризацию и перемещают по складу грузы. В будущем компания планирует конструировать роботов и для других задач.
Кроме помощи на складе, в мировой практике роботы используются и для доставки. Они бывают двух видов: наземные беспилотные доставщики (роверы) и воздушные (дроны). Роботы помогают сократить время доставки благодаря оптимизации маршрута и более экологичны по сравнению с традиционными автомобилями. Роверы работают от заряжаемой батареи, а дроны экономично расходуют топливо либо используют альтернативные его виды — например, водород.
Крупные сервисы все больше задействуют роботов в процессе доставки. Пока дроны Walmart приносят заказы покупателям в Техасе, Аризоне и Флориде, Amazon готовится к запуску воздушной беспилотной доставки и за пределами США — в Великобритании и Италии.
В России доставку посылок дронами планировали запустить в 2024 году. Оператором зоны для тестирования беспилотников станет «Центр управления городской аэромобильностью», который заключил 8 соглашений с разными компаниями, в том числе «ВкусВиллом», «Почтой России», X5 Group, «Додо Пиццей».
А пока продукты и готовую еду покупателям Москвы, Иннополиса, Мурино и Сочи развозят роверы «Яндекс Еды» и «Яндекс Лавки». В 2024 году компания планирует нарастить парк роверов в два раза, до 260 единиц, и сдавать их в аренду сетям супермаркетов и кафе.
Несмотря на экспансию роботов, эксперты полагают, что в ближайшем будущем те вряд ли полностью вытеснят людей-курьеров из отрасли.
«Когда на месте необходимо принять решение исходя из обратной связи клиента или скорректировать маршрут — в этой ситуации человеческий ресурс крайне важен», — считает руководитель по развитию E-commerce METRO Павел Домнин. Также эксперт добавляет, что в России массовому распространению роботов может помешать труднодоступность некоторых районов.
Директор онлайн-сервисов «Лента» Софья Леина отмечает, что дело еще и в высокой стоимости технологии: «Окупаемость такой дорогой и сложной техники возможна, когда труд курьера стоит дорого».
Доставка становится более экологичной
Углеродная нейтральность — одна из идей устойчивого развития, которая активно распространяется в мире. Все больше компаний начинают следовать ESG-принципам и работают над снижением вредных выбросов в окружающую среду.
Покупатели также отдают предпочтение экологичным брендам. В исследовании ведущего европейского поставщика технологий для управления логистикой Metapack за 2023 год говорится, что во всем мире почти 4 из 5 (79%) покупателей ценят наличие экологичных вариантов доставки при онлайн-заказе. По сравнению с 2022 годом, число таких потребителей выросло на 5%. При этом три четверти продавцов признают важность устойчивого развития и снижения воздействия доставок на окружающую среду.
Важный элемент в работе сервисов доставки — внедрение экологически чистого транспорта. К примеру, крупнейшая в мире сеть пиццерий Domino's Pizza и Uber Eats активно используют электромобили, а британская компания по доставке еды Deliveroo и уже упомянутый DoorDash — электровелосипеды. Они по сравнению с дизельными фургонами сокращают выбросы углекислого газа на 90%.
Кроме «зеленого» транспорта сохраняется тренд на использование экоупаковки и вторичной переработки. Например, американская сеть супермаркетов Kroger & Co. предлагает покупателям принять участие в специальной программе: отправить пластиковую упаковку на переработку и получить за это баллы, которые можно обменять на пожертвования благотворительным организациям.
Российские бренды практикуют экологичный подход к упаковке товаров. Например, «ДодоПицца» предлагает сдавать коробки из-под пиццы на переработку. «Самокат», по словам руководителя департамента бренда и маркетинговых коммуникаций онлайн-ретейлера Катерины Нечаевой, использует биоразлагаемую упаковку и оборотную тару. Пакеты сервиса также можно сдать в переработку. Софья Леина также отмечает, что «Лента» стремится минимизировать упаковку и использовать больше возвратной тары.
Кроме того, бренды помогают покупателям повышать экологическую грамотность. Например, «Самокат» в 2023 году разместил на некоторых товарах советы по переработке каждой части упаковки.
Сервисы доставки меняют городскую среду
Развитие доставки влияет на городскую среду. «Распространение быстрой доставки на малые расстояния резко увеличило спрос на велосамокатную инфраструктуру — дорожки, парковки, зарядки. В новостройках появляются специальные зоны для курьеров или постаматов. Небольшие помещения находят новых арендаторов — минидарксторы (маленькие склады-магазины без торгового зала — прим. РБК), дарк китчены (кухни, которые работают на доставку — прим. РБК)», — отмечает Софья Леина.
В основном, города только начинают запускать пилотные программы создания инфраструктуры для средств доставки. В декабре 2023 в Нью-Йорке объявили о старте проекта, который позволит курьерам заряжать электровелосипеды на улице и оставлять их на безопасных стоянках с быстрой зарядкой. К слову, безопасность — одна из приоритетных задач, стоящих перед властями. Например, в Нью-Джерси и Вашингтоне уже есть специальные крытые парковки для электронных велосипедов, а в Миннеаполисе сеть защищенных стоянок планируют оборудовать к осени 2024.
С распространением доставки дронами будет развиваться инфраструктура, которая сможет обеспечить безопасность полета: воздушные дронотрассы и дронопорты (это взлетно-посадочная платформа, обладающая специальными средствами, которые помогают управлять взлетом, посадкой и полетом дрона — прим. РБК). Иначе доставлять товары, особенно в густонаселенном городе, будет сложно. Хотя в китайском Шэньчжэне (13 млн жителей) уже нашли решение этой проблемы. В городе рядом с жилыми или офисными зданиями установили постаматы, куда дроны компании Meituan теперь доставляют заказы. Так доставкой проще управлять: беспилотники летают по заранее определенному маршруту.
Что ждет доставку в будущем
Эксперты считают, что прогнозировать будущее рынка доставки сложно: на него влияют технологии, которые меняются очень быстро. Но в целом, как отмечает Катерина Нечаева, общее направление развития отрасли известно: «Тренд на автоматизацию процессов вырисовывает понятный вектор — ИИ будет все глубже проникать во все сферы. Тенденция на устойчивое развитие также остается на повестке, и можно ожидать, что этот тренд сохранится на ближайшие десятилетия».
Частью концепции устойчивого развития является декарбонизация — к ней уже сейчас активно стремятся компании. Так, Uber Eats пообещал к 2040 году использовать только электромобили и электровелосипеды, чтобы полностью отказаться от ископаемого топлива. Один из лидеров в области экспресс-доставки DHL в своем исследовании прогнозирует, что к 2050 году весь транспорт в отрасли будет работать на электричестве или водороде, а доставка — осуществляться исключительно дронами.
Но может быть, наоборот, отрасль перейдет не на воздушный, а на подземный способ передачи товаров. Так считает американский стартап Pipedream Labs, который разрабатывает системы доставки через сеть труб, пролегающих под землей. Тогда заказы можно будет получать за 10 минут и меньше, чем за $1. Сейчас такая технология тестируется только в пригороде Атланты, но, возможно, в будущем станет конкурентом наземной или воздушной доставке.
Что же касается выбора товаров, то технологии персональных рекомендаций станут еще совершеннее. Так, Deliveroo в своем футуристическом исследовании Snack to the Future предполагает, что к 2040 году появятся персональные устройства с функцией BreathTech, которые по дыханию человека смогут определять, какие продукты полезны для его здоровья. Смартфоны будут передавать запахи блюд, что поможет клиенту принимать решение о заказе. Кроме того, персональный ИИ сможет давать советы по выбору еды на основе индивидуальных психических, физических и экологических потребностей.