С какими вызовами столкнулся МСБ и что предсказывают ему эксперты

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Опрошенные РБК эксперты рассказали, какие проблемы сопровождали российский малый и средний бизнес в последний год, что поможет ему пережить очередной кризис и как компаниям сохранять стабильность

Вопросы РБК

  • Как изменилось положение МСБ за год в российской экономике? Как государство поддерживает МСБ?
  • Насколько население вовлечено в малый и средний бизнес? Наблюдается ли тенденция к снижению численности занятых в малом и среднем бизнесе в условиях экономического кризиса?
  • Как МСБ сохраняет стабильность во время кризиса? Как справляться с перебоями в поставках, с проблемами в логистике и невозможностью делать международные переводы? Как бизнесу развивать инновации, в то время как он постоянно занят решением все новых и новых проблем?
  • Поддерживают ли отечественные крупные компании МСБ? Существуют ли сейчас какие-то льготы для малого и среднего бизнеса?
  • Возможно ли в текущих условиях масштабировать бизнес? С какими сложностями сталкивается МСБ при выходе на зарубежные рынки / рынки дружественных стран?
  • Как МСБ помогает или мог бы помочь крупному бизнесу в период кризиса?

Что ответили эксперты

Елена Бондаренко, генеральный продюсер программ для предпринимателей малого и среднего бизнеса Школы управления СКОЛКОВО

То, что сейчас происходит в малом и среднем бизнесе, помимо всего прочего, это часть процесса, связанного со сменой технологического уклада. Этот процесс начался раньше 2022 года, предприниматели меняли бизнес-модели, просто потому что они устаревали. В пандемию был первый толчок ускорения этого процесса, а в 2022-м — второй.

Многие иностранные компании приостановили свою деятельность, и появились возможности занять высвободившиеся ниши на рынках. Особенностью этой ситуации для предпринимателей является то, что быстро занять нишу сложно: нужно иметь компетенции, кадры, капитал, чтобы быстро расти. Это непросто и довольно рискованно. Для многих доступ к привычной инфраструктуре, технологиям и ресурсам стал сложнее. Бизнес живет в глобальной системе разделения труда и перестраивать цепочки довольно затратно.

Скорее всего, в ближайшее время в стране будет наблюдаться региональная дифференциация. Есть крупные индустриальные центры, на которых завязана деятельность многих компаний МСБ, и их судьба будет меняться вместе с развитием этих центров.

У малого и среднего бизнеса конкуренция за рынок талантов очень высокая. МСБ не обладает такими ресурсами по привлечению кадров, какими обладает крупный бизнес. Здесь мы находимся в ситуации, когда продать новый продукт и выиграть конкуренцию за новый рынок проще, чем выиграть конкуренцию за сотрудника.

В этом плане стоит говорить не о том, насколько население вовлечено в МСБ, а про то, насколько интересна и перспективна для талантливых сотрудников работа в небольших компаниях. Именно на рынке талантов МСБ нужно строить стратегии и выигрывать. Это часть предпринимательской стратегии. В то же время в условиях турбулентности можно ожидать рост «вынужденного» предпринимательства, будут появляться новые бизнесы и микро-компании.

Фото:Unsplash
Экономика инноваций Российский МСБ — о том, как мотивировать сотрудников в кризис

Решение самых разнообразных вопросов — часть предпринимательской работы. Ты не просто справляешься с перебоями в поставках, проблемами в логистике и невозможностью делать международные переводы. Ты пересобираешь бизнес.

Конечно, заново собирать сложные деятельностные узлы — это очень тяжело. Ведь бизнес-модель, с которой существует та или иная компания, — это фактически собранные процессы деятельности. И когда у тебя нарушается привычный ландшафт, нужно заново организовать все. Ты собираешь новую конфигурацию из разного типа деятельностей и соединяешь их так, чтобы вместе они создавали ценность. Для кого-то необходимость решать проблемы может стать слишком сильным ударом и поводом опустить руки, выйти из игры. Для других это становится возможностью выйти на новый уровень. Кто-то ждал такого стимула, чтобы повысить свою эффективность и «зазвучать» по-другому.

Справиться с таким вызовом во многом помогает сообщество. Те новые модели, которые сейчас создаются на наших глазах, — это заслуга не одного предпринимателя, а целых групп активных предпринимателей, работающих вместе, делящихся экспертизой. И по этой причине люди также идут за бизнес-образованием — чтобы поработать в сообществе единомышленников, вместе двинуться дальше.

Если говорить о поддержке МСБ крупным бизнесом, то в первую очередь предприниматели рассчитывают на себя, это часть нашей культуры и момента.

Ключевой барьер для масштабирования бизнеса — это «политика отмены», и исторический — это создание глобально конкурентного продукта и масштабирование, то есть соответствующие мощности для работы одновременно на нескольких рынках. Проще тем, у кого бизнес уже цифровой, он трансграничен по своей бизнес-модели.

Работа на международных рынках — это прежде всего глобальное предпринимательское мышление, его нужно развивать, разбираться, где твои рынки сбыта, где места ключевой компетенции, как выстроить распределенные процессы и работу с продуктом, социокультурные аспекты работы команды.

Предпринимательская активность и талант в небольших компаниях зачастую помогают разрабатывать и запускать новые продукты в разы быстрее. Крупному бизнесу присуща инерция. В этом и могут состоять сотрудничество и коллаборация со стартапами и небольшими компаниями, которые эффективнее тестируют новые продукты и создают решения.

Виталий Михальчук, руководитель Исследовательского центра АО ДРТ

Оборот субъектов МСП в РФ в постоянных ценах по итогам 2022 года сократился на 13%, по нашим оценкам на основе статистики за 9 месяцев 2022 года. При снижении реального ВВП РФ только на 2,7% это означает, что малый и средний бизнес пострадал особенно сильно. Прежде всего, этому способствовала высокая концентрация субъектов МСП в наиболее пострадавших отраслях экономики (розничная торговля и услуги).

Государство поддерживает субъекты МСП через комплекс финансовых (субсидии, гранты, льготные кредиты), социальных (образовательные программы, повышение квалификации кадров), инфраструктурных (площадки для закупок МСП, реестры IT-компаний) мер, а также через снижение административной нагрузки.

Около 80% субъектов МСП не пользуются государственными мерами поддержки в силу различных причин, как показало наше исследование малого бизнеса в 2022 году.

Фото:Ирина Белоносова для РБК
Зеленая экономика Как малый бизнес зарабатывает на ответственном потреблении

С 2019 года количество наемных работников в малом и среднем бизнесе РФ практически не изменилось и на начало 2023 года находится на уровне 15,2 млн чел. (без учета индивидуальных предпринимателей), или 20% всех занятых в экономике. Это значительно ниже США и ЕС, где этот показатель составляет около 46% и 64% всех занятых в 2022 году.

Однако за пределами этой статистики в РФ остается категория самозанятых, которая пользуется большой популярностью. С момента введения этого налогового режима в 2019 году количество самозанятых растет почти вдвое ежегодно и в 2022 году достигло уже 6,5 млн чел.

Многие ориентированные на зарубежные рынки субъекты МСП вероятно будут перемещаться в дружественные страны и выстраивать логистику от имени компании за пределами РФ, вместо того, чтобы пытаться выйти на зарубежные рынки от имени российской компании. Быстрый рост внешнеторгового оборота РФ с дружественными странами со второй половины 2022 года показывает, что этот процесс уже идет и пока устраивает все стороны. При этом усложнение логистики и санкционные риски будут ограничивать конкурентоспособность таких субъектов МСП на новых рынках.

Во взаимодействии МСП и крупного бизнеса можно выделить две основные возможности, которые сейчас реализуются в РФ:

  • включение субъектов МСП в цепочки снабжения производства крупного бизнеса, например, в рамках государственной или корпоративной цифровой платформы МСП. Субъекты МСП получают доступ к B2B-рынку, а крупный бизнес может привлечь поставщиков уникальной или не масштабируемой продукции;
  • создание крупным бизнесом корпоративных акселераторов или бизнес-инкубаторов. В этом случае субъекты МСП получают финансовую и экспертную поддержку на ранних этапах работы, а крупные компании могут тестировать необходимые им новые продукты или инновационные технологии.

Степан Земцов, директор научно-исследовательского центра экономической географии и регионалистики ИПЭИ РАНХиГС

Число субъектов МСБ на конец 2022 года составляло почти 6 млн, что на 2% выше значения 2021 года и уже выше допандемийного периода. Рост частично может быть обусловлен постпандемийным восстановлением предпринимательской активности, а также адаптацией к санкциям. С другой стороны, уход ряда иностранных компаний с рынков России и разрешение параллельного импорта могло открыть новые рыночные ниши для МСБ. Кроме того, был введен полугодовой мораторий на банкротства в марте 2022 года, что снизило число ликвидируемых предприятий.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Взлет на падении: как малый и средний бизнес росли во время пандемии

Занятость в секторе МСБ за год также выросла: без учета самозанятых — на 3,64%, с их учетом — на 15%. Численность самозанятых (без ИП) выросла на треть с 3,64 млн человек до 6,22 млн человек.

Число вновь созданных субъектов МСБ в конце 2022 года меньше, чем в 2021-м, хотя мы ожидали роста — заполнения пустующих рыночных ниш.

Разрешение параллельного импорта — важнейшая государственная мера поддержки. Она позволила предпринимателям искать возможности обхода санкций и наполнения российских рынков товарами повседневного спроса. Удалось избежать дефицита на рынках и создать стимулы к предпринимательской деятельности.

В начале 2022-го правительством был принят ряд мер. После введения санкций банкам-кредиторам было рекомендовано заморозить пени и штрафы для заемщиков, пострадавших от введения экономических санкций. При этом пострадавшими отраслями названо большинство видов деятельности, где преобладает частный бизнес. Для предпринимателей были значимы льготные кредиты на пополнение оборотных средств (программа Минэкономразвития РФ «1764»), которых часто не хватало в условиях волатильности начала года. По программе в 2022 году заключено более 53 тыс. кредитных договоров на общую сумму более 507 млрд рублей. В марте 2022-го Корпорация МСБ и Банк России запустили программу льготного кредитования малого и среднего бизнеса. МСБ привлек 812,5 млрд рублей льготных кредитов в 2022 году, воспользовавшись гарантиями и поручительствами участников Национальной гарантийной системы (НГС). Правительство также запустило программу льготного кредитования закупок приоритетной импортной продукции, по ставке не более 30% от ключевой ставки ЦБ плюс три процентных пункта. Программа также позволила избежать дефицита отдельных товаров, в частности она распространялась на закупку импортных лекарств, продовольствия, транспортных средств, стройматериалов, станков и электроники.

Растет участие МСБ в госзакупках. У каждой пятой крупной компании сегодня в КПЭ фигурируют закупки у МСП. Поставщиками по закупкам госзаказчиков в 2020 году стал в среднем по России около 2% субъектов МСП, а в 2022 году — почти 3%.

Экономика инноваций Как малому бизнесу участвовать в госзакупках — подкаст РБК Трендов

Была внедрена субсидия на переобучение специалистов из-за необходимости перенастройки процессов на производственных предприятиях. Мерой воспользовались 257 преимущественно крупных компаний.

Менее чем половине предпринимателей-респондентов (48%) известно о мерах поддержки, по оценкам ФОМ за IV квартал 2022 года. Также по данным за IV квартал лишь 33% планировали получить поддержку (43% во II квартале).

Санкции стимулировали вынужденное предпринимательство, когда нет иных альтернатив занятости и получения дохода. Это одна из причин роста числа самозанятых. По данным ВЦИОМ в 2022 году около 10% опрошенных россиян владеют своим делом, что выше, чем в 2016-м и 1992 годах (около 3%). Правда, значительная часть из них — самозанятые.

Доля сектора МСБ в занятости в России (вместе с самозанятыми) достигла 34,8%, в 2021 году — около 30%.

Российский бизнес обладает низкой инновационной активностью. Более 40% российских предпринимателей не планируют в ближайшие год-два выпускать новую продукцию, но эта доля была высока и ранее. Впрочем, одним из инструментов адаптации к пандемии и санкциям стали цифровые платформы (маркетплейсы), обеспечивающие доставку товаров, снижающие логистические издержки предпринимателей.

Потенциальная помощь МСБ крупному бизнесу в основном связана с обеспечением параллельного импорта для крупных компаний. Например, МСБ может осуществлять поиск комплектующих для преодоления санкционных барьеров.

Обновлено 27.02.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть