Прикрытая фактами ложь: как отличить фейк от истины

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
В эпоху постправды количество фейков в медиа резко выросло. Отличить такие сообщения от правды гораздо сложнее, чем раньше. Однако существуют приемы, которые помогут в этом

Современные СМИ предлагают огромный объем информации. Измерить количество недостоверных сведений практически невозможно: чистую ложь заменили фейки. Одновременно растет количество сообщений, направленных не на информирование, а на привлечение внимания. Это напрямую влияет на потребление контента — вместо информации люди воспринимают рекламу событий, политиков и их интересов. Одним из инструментов для защиты себя от потока такой информации выступает критическое мышление. РБК Тренды рассказывают, как развить в себе навыки фактчекинга.

Что такое фейк

Фейк — это действие или заявление, направленное на введение в заблуждение; преднамеренная ложь; новости, которые включают дезинформацию.

Фейковые новости достигают своей цели только тогда, когда их авторы соблюдают несколько принципов:

  • соответствие базовым представлениям целевой аудитории (сказанное не должно противоречить тому, что аудитория считает истиной);
  • ссылка на значимый авторитетный источник (политика, ученого и т.д.);
  • внедрение дополнительной информации о действительно случившемся (тогда новость не кажется оторванной от реальности).

Фото:Shutterstock
Экономика образования Фейк-ньюс и пропаганда: как не поддаться на манипуляции сознанием

Фейк или правда: как проверить

Доверие фейкам может сподвигнуть на неверные шаги. Проблема в том, что отличить фейковое сообщение от обычной лжи гораздо сложнее, так как оно маскируется под истину. Однако есть приемы фактчекинга, которые помогут в этом.

1. Общая предварительная оценка

На этом этапе нужно ответить на два важных вопроса:

  • Много ли в сообщении эмоций?
  • Содержит ли оно ссылки на источники?

Обычно эмоциональности больше тогда, когда автор высказывает близкую ему позицию. В таких материалах встречаются яркие эпитеты вроде «катастрофический», «смертельно опасный», «единственно возможный» и так далее.

Кроме того, не во всех статьях есть ссылки на источники, либо же они ведут на материалы, которые автор некорректно переписал или перевел. Важно найти именно первоисточник, чтобы оценить его достоверность.

2. Проверка первоисточника

Нужно удостовериться, что подтверждения приведенной информации есть в других надежных источниках. Это могут быть сайты и СМИ, которым человек доверяет. Некоторые медиа перепечатывают новости небольших ресурсов, которые ставят своей основной целью трафик, а не достоверность.

Если речь идет о научной работе, то у нее должна присутствовать адекватная выборка. Например, ссылка на опрос 100 жителей Никарагуа в определенном контексте может быть нерелевантной. Также «исследование» из материала может оказаться постом исследователя в соцсетях с его личной позицией.

3. Попытка опровержения

Для начала нужно задать себе вопросы:

  • Какая информация нужна, чтобы опровергнуть утверждения из статьи?
  • Кто из экспертов может подтвердить или опровергнуть эти утверждения?

Вопросы экспертам можно попробовать задать напрямую, к примеру, в их соцсетях или в комментариях в блогах. Также можно поискать материалы с их мнениями. Возможно, другие медиа озаботились более качественной экспертизой по данной теме.

Медианавигатор — это спецпроект РБК о том, как потреблять и создавать контент в эпоху новых медиа. Переходите по ссылке, чтобы разобраться, как проверить достоверность информации, развить критическое мышление и научиться соблюдать цифровую гигиену.

Обновлено 05.11.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть