Об авторе: Мария Привалова, генеральный директор Центральной библиотеки им. Н.А. Некрасова.
С чего все начиналось
Библиотеки в современном мире нужны для того же, для чего были нужны и сто лет назад, и двести — и даже раньше. Еще в римских термах (античных банях) были греческий и латинский залы, где люди читали тексты, беседовали и обменивались новостями. Знаменитая Александрийская библиотека 2 тыс. лет назад превосходила полнотой своего собрания любую из нынешних: в ней было собрано едва ли не все, что было тогда написано на Земле. Потом, правда, настали темные времена, общедоступных книжных собраний не существовало, но за последние три-четыре столетия библиотеки вновь прошли путь от закрытых архивов, университетских, церковных и частных книжных коллекций к современным открытым для всех «публичкам».
В центре самой идеи библиотеки находится текст. Ее первостепенная роль заключается в сборе и сохранении наследия, выраженного в текстовой форме, а также профессиональная работа с ним.
Для университетских и крупных национальных библиотек она была и остается ключевой. Однако и для них, а уж тем более для «обычных» публичных библиотек важнейшая функция –– предоставление широкого доступа к текстам и другим информационным ресурсам, а также помощь читателям в работе с ними. То есть прямое и непосредственное участие в просвещении общества и его гуманитарном развитии.
Как это выглядит на практике?
-
Равный доступ к информации.
Современная система публичных библиотек начала складываться в XIX столетии, но ее активное развитие произошло около века назад. Их бурный рост пришелся на первую половину XX века, в том числе, в советской России. Во многих странах развитие библиотек стало тогда частью «левого поворота»: равный доступ к информации и получению образования входил в повестку дня наравне с борьбой за права трудящихся, сокращение рабочего дня и т. п.
В наши дни уникальной функцией библиотек стала борьба с цифровым неравенством. Важно помнить, что постоянный доступ к интернету есть не у всех даже в современных мегаполисах.
Но не стоит думать, что библиотеки существуют только для необеспеченных слоев населения. Представители разных экономических и возрастных групп встречаются здесь примерно так же часто, как и в среднем по городу. То есть библиотеки, в числе очень немногих институций, борются не только с цифровым неравенством, но и с социальным расслоением в целом, одной из бед нашего времени.
-
Сочетание различных ресурсов и экспертизы.
Несмотря на проникновение интернета практически во все сферы и процессы в обществе, главный ресурс библиотеки –– это по-прежнему книжные фонды. Люди и сегодня любят читать произведения на бумаге, а библиотека дает возможность прочесть их, не покупая. Платить за книги могут не все, к тому же купленное произведение может не понравиться или займет лишнее место на полке. Несмотря на развитие цифровых сервисов для чтения, люди продолжают брать бумажные книги.
Рост интереса к книгам обеспечивают насыщенная новинками коллекция и библиотекари. Хороший библиотекарь, способный обсудить с человеком его прошлый читательский опыт и помочь подобрать подходящую книгу, –– огромное преимущество.
Библиотекари помогают читателям разобраться и во все более широком наборе некнижных ресурсов: электронных базах данных, журнальных и газетных архивах, программном обеспечении, а также настольных играх, аудиокнигах, нотах, оцифрованных фондах и многом другом.
-
Удобное пространство.
Библиотека сегодня –– это самое общедоступное из всех общественных пространств.
Это идеальное «третье место», то есть удобное пространство для проведения времени вне дома и офиса. Библиотеки все больше используются в качестве места для работы и учебы: в отличие от коворкингов или тайм-кафе, они бесплатны, не требуют четкого расписания и предлагают разнообразные дополнительные возможности.
Иначе говоря, библиотека — это безопасное и дружелюбное пространство, где удобно и уютно заниматься своими делами.
-
Просвещение и досуг.
Библиотеки –– места живые; знакомиться с различными сферами знаний, художественным наследием и современной культурой помогают проходящие в них выставки, лекции, дискуссии, концерты, театральные представления, кинопоказы, кружки и ридинг-группы, дискотеки и рэп-батлы, фаблабы и мастерские и т.д.
Так хорошая библиотека не только помогает осваивать знания, но и дает новый для читателя культурный опыт.
Она оказывается полноправным участником процесса lifelong learning (непрерывного образования). Для выстраивания собственной образовательной траектории важно то, что библиотека позволяет пробовать разные темы и форматы без обязательств формальных образовательных программ или индивидуальных курсов.
-
Центр сообществ и территорий.
Все чаще библиотеки становятся важными социальными центрами, поддерживающими жителей в целом или отдельные сообщества по интересам. Во всем мире успешные библиотеки умудряются решать самые разные задачи, даже самые нетривиальные: где-то выдают напрокат лыжи (или швейные машинки, или приборы для измерения давления), где-то проводят занятия с детьми в уязвимом положении, преподавая им основы дизайн-проектирования и разрабатывая обучающие игры для слепых, где-то организуют языковые курсы для мигрантов — перечень можно продолжать бесконечно. Нередко библиотеки становятся центрами знаний о конкретной территории, хранят память места и формируют локальную идентичность.
Во время пандемии в фаблабах некоторых библиотек наладили производство персональных защитных экранов для тех, кто обязан ходить на работу. В других библиотекари читают детям по телефону вечерние сказки.
Сейчас библиотеки, вопреки распространенному заблуждению, не только не умирают, но и заново осмысливают и расширяют свою роль в обществе. Неважно, на каком носителе записан текст — на папирусе, пергаменте или бумаге, на жестких дисках или сервере, библиотека продолжает держать статус хранителя человеческих знаний и наследия и берет на себя все больше задач в современном цифровом мире.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.