Ранее ученые утверждали, что обучение способствует формированию большего когнитивного резерва (способности мозга оптимизировать работу), что может задержать или хотя бы смягчить проявление заметных возрастных изменений в мыслительных способностях. Международная группа ученых-медиков провела исследование, показавшее, что это не совсем так, пишет Reuters Health.
Всего в исследовании приняли участие 3 тыс. пожилых людей. На момент его начала средний возраст участников составлял 78 лет. В среднем, члены группы имели за плечами более 16 лет образования. Все участники проходили ежегодные когнитивные тесты в течение восьми лет. Также были произведены вскрытия мозга у тех, кто за это время скончался.
Результаты показали, что уровень образования связан только с уровнем когнитивных способностей «на пороге» старости, но на скорость последующих изменений в мозге никак не влияет. То есть эрудиция и багаж знаний могут отсрочить наступление деменции, но если уж она началась, замедлить ее не способны.
«Самое удивительное — это скромный эффект образования в этом исследовании, — заявила доктор Исабель Павао Мартинс из Лиссабонского университета в Португалии. — Но это может быть связано с общим высоким уровнем образования среди выбранных участников. Если мы изучим людей с более разнообразным образовательным диапазоном, можем получить иные результаты».