С легализацией промышленной конопли в США в декабре 2018 года в индустрии ожидается взрывной рост. По данным Reports and Data, рынок промышленной конопли в США может увеличиться с $4,63 млрд в 2018 году до $13,03 млрд к 2026 году. Среднегодовые темпы роста составят почти 14%.
Промышленная конопля долгое время была одним из наиболее распространенных прядильных растений в мире, получаемое из него волокно называется пенькой. В отличие от сортов конопли, выращиваемых для получения наркотиков, промышленная конопля содержит крайне мало каннабиноидов: до 0,3% тетрагидроканнабинола (ТГК) против 10–20% и выше у наркотических сортов.
Весной 2018 года лидер республиканского большинства в сенате США Митч Макконнелл внес законопроект по исключению конопли с содержанием ТГК менее 0,3% из списка особо контролируемых веществ. Это предложение позже вошло в единый Закон о фермерстве в США, вступивший в силу 20 декабря 2018 года.
Помимо лекарств с каннабидиолом, которые появляются теперь в Северной Америке на каждом углу, все большую роль конопля играет в текстильной промышленности — в производстве экологически устойчивой одежды. Легендарный производитель джинсов Levi Strauss сделал для этого немало.
В марте 2019 года Levi's в сотрудничестве с брендом Outerknown выпустил небольшую линейку джинсовых брюк и курток. Ткань в них на 69% состоит из хлопка, на 31% — из пеньки, по ощущениям же это чистый хлопок. Почему это важно? Потому что конопля, из которой делается пенька, требует для роста заметно меньше воды и химикатов, чем хлопок. Правда, в отличие от хлопка с пенькой работать не так просто: волокна хлопка собираются из пышного бутона, тогда как пенька — из твердого конопляного стебля.
«Это более длинное, жесткое и грубое волокно, — рассказал Business Insider вице-президент Levi's по глобальным продуктовым инновациям Пол Диллинджер. — Оно будто само не хочет становиться чем-то мягким, само норовит превратиться в веревку». Levi's удалось создать технологию, которая делает конопляные волокна мягче, позволяет им смешиваться с волокнами хлопка, при этом требует гораздо меньше воды, чем создание из конопли грубого материала. «Здорово, что это находит отклик у покупателей, но гораздо важнее, что такие разработки помогают подготовить нашу цепочку поставок к будущему», — отметил Диллинджер.
Он пояснил, что это не разовая акция, не проект с парой качественных нишевых продуктов, но целый исследовательский процесс, который будет длиться годами: «Мы намерены поместить это явление в сердце нашей линейки, смешать с линейкой, сделать частью портфолио Levi's».
По словам Диллинджера, Levi's продолжает работать над качеством получившегося материала, чтобы в перспективе снизить долю хлопка до 50% для большинства продуктов, а некоторые товары делать полностью из пеньки. Он обещает, что через пять лет мы получим ткань, целиком произведенную из конопли, которая чувствуется абсолютно как хлопок.
Конопляная ткань, по всем свойствам напоминающая хлопок, может быть создана уже через пять лет.
Наблюдая за ростом спроса на хлопок и на объемы требуемой воды для его выращивания и обработки, поиск альтернативы этому материалу становится очевидным, говорит Диллинджер. Зная свойства пеньки, он даже и не ждал, что решение найдется здесь, пока Levi'sне узнал о передовых разработках в Европе, где промышленная конопля уже легализована во многих странах. Компания не раскрывает своих партнеров и прочих деталей; она лишь сообщила, что разработка с нуля готового к выходу на рынок материала заняла три года.
Когда Levi's найдет способ производить товары полностью из «хлопконизированной» конопли, это снизит общее потребление воды на производство одежды на две трети, уверен Диллинджер. По данным Стокгольмского института окружающей среды, на которые он ссылается, сейчас на производство предмета одежды всего уходит 3 781 л чистой воды, из которых 2 655 л требуется на выращивание сырья для волокон.
Но, несмотря на оптимизм, Диллинджер также призвал не накручивать истерию вокруг того, что Levi's и другие производители одежды якобы намерены полностью избавиться от хлопка или же за день провести революцию в индустрии. Требуется много лет исследований и разработок, и потом пенька, скорее всего, будет лишь одной из нескольких натуральных альтернатив хлопку.
Идея же состоит в том, что одежда из конопли — будь то чистая пенька или смесь с хлопком — не должна стать какой-то фишкой. Диллинджер отметил, что за всю компанию Levi's говорить он тут не может, но от себя добавил, что маркетинговый шум вокруг «хлопконизированной» конопли его не сильно заботит: в конечном итоге суть проекта в том, чтобы клиент даже не ощутил разницы.
Одежда из конопли не должна стать какой-то фишкой, не должна быть из ряда вон выходящей и особенно модной. Сама суть идеи в том, чтобы потребитель вообще не ощутил никакой разницы с хлопком.
«Часто встречаешься с мнением, что покупка экологически устойчивого продукта — это некая жертва. Что якобы стоит выбор между чем-то этически приемлемым и чем-то просто классным. Но на деле не надо ничем жертвовать, чтобы делать экологически рациональные покупки», — уверен Диллинджер.